Лишние сто граммов хлеба...

…По городу двигалось множество своеобразных похоронных процессий, а на уличных магистралях, ведущих непосредственно к кладбищам, они представляли сплошную вереницу. Тяжелое впечатление производили они на население города.  В густой дымке трескучих морозов  закутанные человеческие фигуры медленно и молча двигались по улицам осажденного, непокоренного города, волоча за собой саночки, фанерные листы с уложенными на них в самодельных гробах, ящиках или зашитыми в одеяла или простыни одним или несколькими покойниками…
_________________

Это не отрывок из повести или послевоенных воспоминаний.   Перед нами – отчет коммунального управления города  от 5 апреля 1943 года.  Вспомним ситуацию того времени. Тяжелые и кровопролитные бои осени 1942 года на Мгинской дуге не привели к разблокировапнию. Однако они сорвали план повторного штурма города.  В январе 1943 года была освобождена узкая – в несколько километров шириной, насквозь простреливаемая полоска суши по южному берегу Ладоги. По  этому «коридору смерти» и затем через Неву  уже доставляли  бОльшее, но по-прежнему недостаточное количество продовольствия.  Продолжались систематические бомбежки и артобстрелы. У немцев на картах были специально отмечены места возможных скоплений людей – больницы, школы, трамвайные остановки…  Сказывалось кумулятивное действие долгого голодания… Смертность оставалась высокой.

И все же в тоне отчета ощущается восприятие самого тяжелого времени как уже прошедшего, как бы уже взгляд со стороны, из лучших дней…
__________________

Перед входами на кладбища скоплялись сотни людей, саночек, тележек, детских колясочек.  Граждане, доставившие на кладбище покойника с благими намерениями…,   начинали рыть могилу, но в силу того, что земля промерзла на один-полтора метра, у них отсутствовал нужный инструмент и физическая сила, вырывали незначительную ямку, прикрывали незначительным слоем земли  и уходили, а некоторые просто, попробовав рыть могилу (что было очень трудно), бросали покойников и уходили.

В январе и феврале (1942 – НС) смертность росла, а люди еще больше физически ослабели от истощения, а в связи с этим сокращалось индивидуальное захоронение, транспортировка покойников на кладбища самим населением.

Проведенная в первой половине декабря работа по захоронению показала, что ее масштабы из ведомственных рамок переросли в общегородскую проблему, которую нельзя было решить без участия исполкомов райсоветов в этой работе, без привлечения к ней стройорганизаций с их механизмами и формирований МПВО как физически здоровой силы и как специалистов подрывников.
 ____________

Далее  говорится об  успешном решении проблемы массовых захоронений.

Реальность отражена в отчете объективно и всесторонне
_____________

Здесь же толпились «кладбищенские волки»… Эти люди, пользующиеся бедствием других, их бессилием, отсутствием  штатных могильщиков, за хлеб, крупу, водку, продовольственные карточки нанимались рыть могилы…,в отдельных случаях бросали  незахороненных… или прикрывали их несколько землей или снегом…

(и позже)

…Могильщики Волкова кладбища (имена) умерли на кладбище, на работе. Один из них вырыл могилу, лег на дно ее отдохнуть и не встал – умер.


.  У человечества до Ленинграда не было опыта захоронений такого масштаба, так что  проблемы и опасения сохранялись еще долго… И не только санитарно-эпидемические.

В документах той поры отмечается, что абсолютно точное число умерших установить не удается по нескольким причинам. Скажем, из-за смерти работников жилконтор некому вести учет…  Это понятно и ожидаемо. Но вот что неочевидно: были причины и для завышения числа покойников.  Из доклада начальника милиции:
_____________

В целях ускорения работы по вывозке покойников из районных моргов …, введена прогрессивная оплата труда – за каждую сделанную сверх установленной нормы поездку шофер и бригада получают дополнительно 50 г водки и 100 г хлеба.

Отметка путевых листов возложена на низовых незаинтересованных работников, которые подсчета вывозимых трупов не производят… Так, сторож ….заверила путевой лист на 220 покойников, тогда как доставлено этой машиной лишь 107.
_____________

Беспокоила ли проблема ленинградского голода немецкое командование? Да, и весьма. Конечно, речи не было о помощи населению с той или иной стороны кольца (о нем вспоминали, когда требовали отобрать все теплые вещи для солдат).
_____________

Лееб
24.10.41
Как поступить с голодающим населением, которое будет стремиться выйти из города?  В 58 дивизии командир отдал приказ, полученный до этого свыше, о применении оружия, чтобы в корне пресекать такие попытки. Он полагает, что подчиненные ему войска выполнят этот приказ. Но не отразится ли это на нервной  системе солдат при новых попытках, когда им снова придется стрелять в женщин и детей, а также в безоружных стариков?...

(В другом месте дневника он беспокоится: когда окончится война и солдаты вернутся, не помешают ли им такие воспоминания наслаждаться жизнью… Впрочем,  эти миражи вскоре рассеялись, и он подал в отставку…)

Гальдер.
28.11.41
Начальник отдела снабжения 50 корпуса докладывает, что массовый голод в занятых ими предместьях Ленинграда уже начался. Вид этого начинает отрицательно воздействовать на войска…
_______________

Можно подумать, фашистские солдаты и офицеры  были нервны и  чувствительны как институтки…  Впрочем, первенство в заботе о ранимой их психике  обнаружил в прошлогоднем интервью газете «МК в Питере»  некий кинодеятель  (если не ошибаюсь, по фамилии Шакуров).  По его словам,  на немцах отрицательно сказалось то, что не у всех русских есть свои полотенца и не все женщины каждый день моются. Да и вообще, встречали не как во Франции (которая тотчас же капитулировала – НС).

________________

Фото:
 
- квитанция от похорон сестренки. Родители  могилку долбили сами, и все было, как в отчете. Только вроде бы уже без «волков».

- эти уже успокоились. Немецкое кладбище под Киришами. 1944.

Использованы материалы из книги «Ленинград в осаде» и немецкие дневники из книги  Лебедева «Ленинградский «блицкриг»»


Рецензии
Хочу немножко дополнить. В середине января 1942 года власти города приняли постановление об организации детских домов, и было организовано, так или иначе обеспечено порядка 90 таких домов. Я сам был спасен в таком доме (Демидов переулок 2) До сих пор не понимаю как это могло быть сделано в умирающем городе. Первыми умирали родители, отдавая последний кусок ребенку. Ходили бригады и собирали детей и готовили их к вывозу на большую землю.

Помню, что в Ленинграде было открыто около пяти пунктов для приема теплых вещей от населения для фронтовиков. Я мальчишкой заглядывал туда и видел до потолка заполенные помещения валенками, свитерами, руквицами и пр.

Артем Кресин   04.05.2019 19:39     Заявить о нарушении
Много пришлось Вам видеть и пережить, Артем...
И как отрадно, что Вы сохранили мудрую взвешенную память о тех днях. К сожалению, не у всех ветеранах так, не говоря о новых борзописцах.

Николай Старорусский   05.05.2019 09:50   Заявить о нарушении
Я не помню читали ли Вы мои очерки в подборке "Под занавес" - "70 лет спустя", "Возвращение в Ленинград", "Ничто само не делалось".

Артем Кресин   05.05.2019 21:14   Заявить о нарушении
многое читал, но еще проверю

Николай Старорусский   06.05.2019 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.