Трактористка

            Рассказ моей соседки по квартире Анны Аркадьевны Петровой. В памяти она, как живая, а вот фотографию в своё время  не догадалась у неё попросить. Жаль. Героиней она себя не считала, но была. На плечах таких скромных тружеников и держится до сих пор наша страна, но подумать об их благополучии и счастье никому пока недосуг…
           Маленькая, хрупкая, сильно пожилая женщина, она постоянно ремонтировала или мастерила лавочку у подъезда, на которой любила посидеть молодёжь. Заботилась, чтобы сливные воды с крыши не подтекали под дом, разрушая фундамент. Восстанавливала разрушенный заборчик у подъезда.
          Уже лет десять нет Анны Аркадьевны - и мы живём без лавочки, дождевая вода из разрушенной трубы шурует прямо под фундамент и в подвал, а от заборчика остались только воспоминания...
           Царство небесное доброй, незабвенной Анне Аркадьевне Петровой!..

             « Когда мать померла, мне шестнадцать лет было. Отец после этого жил ещё пять лет. Десять детей родила моя мать, восемь из них умерли в разное время. Остались живыми мы с братом, Владимиром Аркадьевичем Кучеренко.
              Сталиным я благодарна за весь его труд. Он сколько раз в тюрьме был, на каторге за народ страдал. Тридцать лет страной руководил! Он победил в войне злого фашиста. Если бы не он, мы бы давно в Германии были батраками.
              Хоть и говорят, что он строгий был, а я люблю строгих начальников. Где строгость, там и дисциплина. И после войны, когда он деньги менял, он делал это не как Назарбаев – за тысячу рублей две тенге. Я стала часто поминать Сталина в церкви за упокой, как своих родителей.
               Во время войны я пять лет работала на тракторе. Когда председатель сельсовета стал набирать людей в Трудармию, он наметил меня, так как у меня не было детей. А директор МТС сказал:
               - Я бронь на неё наложу. Она у нас такой механизатор – любого мужчину заменит! Бери любую другую.
                Муж пришёл с войны в обе руки раненый. Не мог кусок хлеба в рот положить. Я уволилась из механизаторов, стала работать техничкой в районной конторе.
                Брат Владимир до фронта был близко знаком с Дусей. Уйдя на войну, он оставил её беременной. Ту беременность она абортировала. А когда Володя пришёл с фронта, взял её за ручку, и в дом привёл. Она была домохозяйкой, а он – завхозом в нашем сельсовете. У них родились три дочери и сын.
                Была я совсем неграмотная, да немного сама научилась. Могу читать и писать. Только плохо. Тяжело всем было и до войны, и в войну, и после, но мы не согнулись, не дрогнули! Заменили ушедших на фронт мужчин. Сели за рычаги тракторов, встали за штурвалы комбайнов. Только после такой тяжёлой многолетней работы родить ребёнка я уже не смогла. Так вот и живу одна, как кочерыжка. Спасибо – племянники не забывают.
                А свою страну и Сталина я всё равно люблю!»

                На фото другая женщина с другой, тоже нелёгкой судьбой. У нас же людей с лёгкими судьбами нет...


Рецензии