От кризиса спасет Серов? -д

и без финансистов, и без докторов
Спасет страну ст кризиса Серов?

Количество людей, посетивших выставку Серова, явно во много раз превышает количество людей, регулярно интересующихся живописью и вообще разбирающихся в искусстве. Выставка Серова – это индикатор не только отношения к искусству, но и состояния общества в целом, особенно его массовизации. Когда люди встревожены и испытывают неуверенность в завтрашнем дне, они более склонны к подражательному реагированию, которое выливается в «феномен толпы». Резонансные явления в сегодняшнем обществе, связанные с переживанием кризиса, повышают склонность к образованию толпы. Именно это мы и наблюдаем вокруг выставки Валентина Серова: происходящий резонанс подогревает интерес, и в толпу вливаются все новые участники, стремящиеся приобщиться к предмету массового ажиотажа . Для многих важно не столько посмотреть картины, сколько отметиться в этой очереди, принять участие в том, в чем задействованы все, и несколько успокоить этим свои тревоги в повседневной жизни. Для них "неделя прожита не зря": есть, чем гордиться и что обсуждать в круге знакомых.

Также из-за долгого кризиса, размывания ценностей, неопределенности представлений о будущем многие люди теряют социально-психологические опоры. Они сомневаются, правильными ли были их представления о жизни, и задаются вопросом: "Как жить?". Это вызывает у людей состояние регрессии, желания вернуться в прошлое. Например, к тому состоянию общества, идеалам в искусстве, спорным вопросам, которые были много лет назад. Те, кто действительно интересуется живописью и хорошо знаком с творчеством Серова, движением "мирискусников", глядя на работы художника, вспоминают, что происходило в российском обществе сто лет назад: ожидания грядущей катастрофы, нескончаемые споры западников и славянофилов – то же самое, что оживает в массовых настроениях сегодня. Многие воспринимают творчество Валентина Серова как пример интеллектуального импортозамещения. Ведь это  искусство - наше родное, отечественное, учитывающее специфику российской культуры и имеющее глубокие исторические корни, и потому оно оказывается для многих людей привлекательным. Есть еще и второй пласт регрессии. Для многих людей, чье советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. То есть, моментом того самого детства, где было хорошо и куда этим людям хочется хотя бы на какое-то короткое время вернуться.  Поэтому они решают посмотреть, что же еще написал этот художник, помимо «Девочки с персиками». Скорее всего, если бы эта выставка проходила в другое, более спокойное для общества время, то такой экстремальной популярностью она бы не пользовалась.

 


Рецензии