Серая воронушка на чужой сторонушке

  Памир -Мургаб. фотоиз Интернета.


"Серая воронушка на чужой сторонушке"
 

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

 Немало видать пришлось русскому человеку по чужбинам скитаться, чтобы родилась в народе эта пословица.

В 1969 году, прибыв в Мургаб на советско-китайскую границу, первое, что я отметил, не увидел птиц. Небо без птиц мне показалось пустым и беззвучным.

    С самого раннего детства меня окружали птицы.
 Да и все мы часто,особенно в детские и отроческие годы, мечтали, как птицы подняться в небо высоко-высоко. А в своих детских снах многие многократно парили в небе и любовались с высоты птичьего полета лесами,полями и речушками на своей родимой земле.

  Как  только-только  озарят землю первые весенние солнечные лучи,глядишь, уже опять грачи прилетели. Гортанно за каркали и принялись гнездовья вить. Воробьи, отогрелись и зачирикали,в первых лужицах перышки отмывают.
  Из-под  поднебесной голубой выси льются звонкие трели  жаворонков, а в ночной майской тишине в кустах, что у ручьев и прудов,соловей запел,защелкал.
 
 А на Памире в МУРГАБЕ, на высоте 3600 метров над уровнем моря, меня встретила тишина.
 Притаилась граница в дозоре.  Тут вам и птица не пролетит и ворона не прокаркает.

  Когда я из Мургаба переехал служить в Пяндж,на афганскую границу, то меня сразу же до глубины души обрадовала:- наша российская,серая, умная, ловкая и вороватая, Ворона.

  В Пяндже я вспомнил и оценил нашу старую, как мир, пословицу: «На чужой сторонушке рад своей воронушке.»

 Здесь,в Пяндже,на самой дальней закраине СССР, моя любовь к воронам стала пожизненной.

     Зима 1971 года в Пяндже выдалась очень суровой.
Мороз в январе был до -25 градусов и ниже.

     Как-то утром пошел на службу и вижу в скверике, у памятника Воинам пограничникам, из снега торчит много-много каких-то палочек, но когда я  подошел поближе, то увидел весь ужас трагедии, произошедшей  морозной ночью.
   Это были вовсе не палочки,а десятки лапок замерзших ворон, которые погибли от мороза и упали с деревьев в глубокий снег.

  Этот несчастный случай с воронами пянджской морозной ночью, я запомнил на всю жизнь.Хотя я в детские годы не раз отмораживал пальцы, нос и щеки, и на собственной шкуре знал,что зимой страшней всего мороз, но тогда, в январе 1971 года,до  мурашек по спине, ещё глубже осознал смысл слова МОРОЗ –  мор, вымер, умер, замерз, заморил и ещё много, страшных слов из этого ряда словообразований.
 Вот вам и добрый Дед Мороз, что такие он подарочки воронам преподнёс.


Рецензии
Мне всегда жалко птиц и зверей. А по поводу доброго дедушки Мороза... Изначально, у кельтов, это был дух смерти. Приходил в селения с мешком, забирал жизни. Чтобы его умилостивить наряжали дерево, елку. Украшали кишками и внутренностями животных и врагов. (шары и гирлянды). А в жертву приносили девственницу, которая должна была замерзнуть под деревом.(Снегурочка).Оченпь интересно знать, откуда что взялось и во что превратилось. О.

Ольга Штерн   23.06.2017 20:09     Заявить о нарушении
Все так и было в стародавние времена. Спасибо за ваш отзыв о серых умницах.

Александр Жгутов   23.06.2017 21:09   Заявить о нарушении
Всю правду о сказочных персонажах надо искать в глубинах языков, будь то русский, немецкий или еврейский, да хоть санскрит. У писателя Сергея Алексеева есть книга "Сорок уроков русского", есть и на Прозе. Очень интересна именно расшифровкой слловообразования и его тайных знаках. Александр.

Александр Жгутов   23.06.2017 21:23   Заявить о нарушении
А у меня есть книга русских сказок из собрания Афанасьева. Без купюр. В такую древность погружаешся, дух захватывает. За ссылку на книгу спасибо. О.

Ольга Штерн   23.06.2017 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.