Школа. Девятый класс

Школа, девятый класс.

Начало учебного года в девятом классе мои одноклассники восприняли с некоторой тревогой и настороженностью, видимо, из-за того, что учителя нас так настроили, рассказывая о своих предметах, которые они вели: что они очень сложные, и требуют особого внимания на уроках, и нужно добросовестно выполнять домашние задания. Особенно пугали нас предметом «Обществоведение», который вёл наш новый классный руководитель Захаров Юрий Петрович – по внешнему виду и по характеру он был очень похож на артиста Калягина. Он вёл у нас и уроки по истории СССР. Именно Юрий Петрович оправдал все наши тревоги. Во всяком случае, по его предметам за всё первое полугодие весь класс нахватал столько двоек, сколько не было в последующие полтора года – до окончания десятого класса. Нам казалось, что даже за отличные ответы у доски он ставил тройки и двойки. Мы были в шоке от непредсказуемости его поведения на уроках, от его метода ведения уроков. Часто бывало, что ученик только начинал отвечать у доски, как он останавливал его и говорил:
- Говоришь правильно, но рассуждаешь плохо или не умеешь думать. Садись, двойка.
- За что? Я же по учебнику всё правильно рассказывал. – возмущался ученик.
- Научишься говорить своими словами свои мысли, - тогда и будет хорошая оценка. – отвечал он ученику. После чего , сам начинал рассказывать по данному заданию, в конце которого говорил:
- Вот так, примерно, ты должен был отвечать урок.
   В общем, у всех в журнале было по несколько двоек, в том числе и у меня. Но за полугодие двойки никому не выставил – у всех были тройки. Когда началось второе полугодие после зимних каникул, Юрий Петрович резко изменил свое отношение к нам, – куда – то исчезли недовольство и раздражительность в его поведении, а в журнале появились хорошие оценки. Ученики недоумевали: - или мы научились говорить свободно, без испуга, или это был его метод «кнута и пряника». Во всяком случае, уважения к себе он добился.
   Та осень запомнилась мне ещё и потому, что Юрий Петрович только мне одному дал задание подготовить реферат на тему «Перспективы развития города Уфы». Может быть потому, что все остальные ученики очень активно отказались от этого задания, а я молчал, удивляясь тому, почему он так спокойно принимает отказы. Он же мог дать задание или всем сразу, или нескольким ученикам, по своему желанию. А ещё и мои одноклассники начали говорить:
- У нас Наиль лучше всех соображает, пусть он и готовит.
 Я воспринял это как желание учеников отвести от себя такое задание. Я тоже мог отказать, но самому стало интересно узнать о будущем нашего города, поэтому, без особого желания, но согласился. На подготовку реферата Юрий Петрович дал мне полтора месяца. Целый месяц я искал и находил в библиотеках сведения о истории города, о его настоящем времени, но сведения о перспективах развития на будущее не находил. Я уже совсем отчаялся. Как-то вечером я вышел из книжного магазина на улице Ленина, где тоже ничего не нашёл по теме, и весь на нервах от бесполезных поисков подошёл к перекрёстку на углу улицы Коммунистическая. Случайно увидел афишу у двери лекционного зала, и стал читать темы лекций, - и был удивлён и радостно взволнован, когда увидел название лекции как раз по моей теме. Время лекции было на следующий день в семь часов вечера.
  На лекцию я пришёл, взяв с собой ручку и карандаши, и тетрадь в 12 листов. Как мог, законспектировал лекцию, зарисовал планы будущих застроек с плакатов, и схематично набросал виды будущих улиц с высотными домами с картин художников – архитекторов. Мне лекция понравилась, я даже сожалел, что мои одноклассники не были на это лекции, - ведь я не мог так красиво рассказать как этот профессор университета.
  Дома я написал реферат в ученической тетради в 12 листов, получилось 10 листов. До самого дня, когда я должен был читать доклад в классе, у меня было нервное настроение. А когда вышел к доске перед классом, волнение мешало мне сосредоточиться для свободного изложения темы, поэтому просто начал читать написанное. В подсознании  я был доволен, что всё – таки нашёл материал и написал реферат. Но мои труды и ожидания выступления оказались напрасными. Юрий Петрович остановил моё выступление, когда я ещё не успел даже прочесть вступительную часть. Он резко раскритиковал и то, как я излагаю , и то о чём рассказываю. Не только я, но и весь класс, ошалело, слушали его нервное высказывание в мой адрес. Ученики просили, чтобы я прочёл весь доклад, но учитель вообще разбушевался, велел всем замолчать, а мне поставил двойку, и велел садиться на место. Чего он добивался таким образом? Чтобы мы его боялись? Или вырабатывал в нас психологическую устойчивость? Во всяком случае, такие ледяные обливания непредсказуемостью событий , заложили в подсознание моего мозга готовность к вдруг возникающим проблемам, и , устойчивость к морально – психологическим атакам судьбы.
---------------------------
Январь 2016г. Г. Уфа.


Рецензии