Проказники. Урок по русскому

Дениска подогрел в микроволновке пиццу  и включил телевизор. Шел его любимый сериал про Симпсонов.
 - Дениска, ты занимаешься?
 - Нет, мам, кушаю.
 - Кушаешь или смотришь телевизор?
 - И кушаю и смотрю телевизор.
 - Ешь быстрее, слышишь? Надо делать уроки.
Дениска хмыкнул.
 - А нам говорили, что надо есть неспеша, медленно, тщательно прожевывая еду...
Мать подозрительно посмотрела на сына.
 - Очень хорошо, Дениска. ты прав. Надо есть медленно и вдумчиво, а для этого нельзя отвлекаться...
Мальчик не заметил, как мама взяла в руки пульт. Вжжик...
 - Мама!
 - Что мама! Ты же сам говорил, что над есть неспеша и вдумчиво. Вот и ешь.
Дениска уныло доел пиццу и поплелся в свою комнату. На свет божий был извлечен учебник русского языка, новенькая тетрадь с цветной фотографией Аршавина и набор ручек в красивой коробке. Так, сразу начать уроки никогда не удавалось. Надо было подобрать хорошую ручку, каждый раз разную - ведь настроения тоже были разные, сосредоточиться и глубоко вздохнуть. Эти несложные манипуляции были проделаны и, наконец, книжка была открыта на нужной странице. Дениска вздохнул еще раз и уставился на текст:
Посчитай количество букв и звуков в слове въезд. Укажи правильный ответ.
1) 4 б., 4 зв.      
2) 5 б., 4 зв.       
3) 5 б., 5 зв.
Сначала надо было разобраться, что такое "б." и "зв.". Ага, "б" - это буква, а "зв." - звук. Ободренный счастливой догадкой, Дениска принялся размышлять дальше.
В слове "въезд", посчитал он, было пять букв, стало быть, первый вариант автоматически отбрасывается. Так... Теперь второй и третий варианты. Тут надо бы определитьсям что же такое "звук"? Вот "а" - это что? Звук или буква? А, может, и звук, и буква? Ладно, положим именно так.
 - А-а-а-а-а, - пропел Дениска.
 - Чего тебе, - недовольно откликнулась мама.
 - Ничего, - делаю уроки.
 - Тогда нормаально делай и не ори.
 - Так,- подумал ученик, - значит "а" - это и буква и звук, значит и остальные буквы тоже - и буквы и звуки. То есть ответ (3) - пять букв и пять звуков.
 - Едем дальше.
Определи часть речи. Соотнеси слово с частью речи.
кричать                существительное
крик                прилагательное
крикливый           глагол
Сначала до него абсолютно не дошло, чего же от него хотят.
 - Куда отнести? Что определи? Ну, ладно, определи, что там - существительное, прилагательное или глагол. Но куда их отнести?
Надо сказать, что Денис русский язык не любил. То есть, разговаривать на нем, как говорят, чесать языком он, конечно любил. Но вот грамматику языка, эти глупые с его точки зрения правила, бессмысленные разборы предложения он не любил. И потом, было в грамматике что-то нелогичное. Ну, например, существительное, прилагательное, числительное - эти слова укладывались в определенную схему - по схожести окончания. К ним очень даже подходило местоимение. Да, именно так:
 - существительное
 - прилагательное
 - числительное
 - местоимение.
Все эти слова как бы были созданы для обозначения разных хитроумных свойств русских слов. И вдруг! Ни с того, ни с сего загадочное слово "глагол". Какой-такой глагол с таким странным, не вписывающимся в стройный ряд прочих слов звучанием. Дениска любил математику. Все в ней было просто и понятно. Сложи, умножь и раздели. Никаких тебе глаголов, местоимений и прилагательных. Вот Ирка, соседка по парте, - та любила именно русский. И не просто чесать языком, как все нормальные дети, а именно сам предмет. Всегда она первой тянула руку, когда Зинаида Николаевна, бывало, спрашивала:
 - Дети, кто может сказать, второклассник - это существительное или числительное?
Зато Ирка на уроке математики шептала Дениске:
 - Денис, сколько будет семью девять?
Ответ зависел от их взаимоотношений. Если до того они были в мире, то Дениска закрывал губы ладонью и шептал:
 - Шестьдесят три.
Но если дети находились в состоянии войны, то Дениска делал вид, будто думает и чем-то важном и не слышит умоляющего вопроса.
Однако надо было делать урок. И надо же - как раз в это время позвонил Павлик, одноклассник, живущей в том же подъезде, но на втором этаже.
 - Дениска, мамка ушла в магазин, приходи ко мне, поиграем.
У Павлика дома был компьютер с приставкой и джойстиками, так что всякий раз, когда Денис приходил в гости к другу, разворачивались жаркие баталии.
 - Я сейчас. Ты без меня не играй, ладно?
 - Ладно. Только ты быстрее.
Денис вернулся к себе и подвинул учебник. Так что тут у нас? Ага, надо всего-то их распределить. Ну, это мы быстро...Так, значит... Ага, какое у нас самое длинное слово? Крикливый. Девять букв. А какая самая длинная часть речи? Существительное. Четырнадцать букв. Дальше что? Дальше слово "кричать" - семь букв. Что к нему подходит? Конечно же, прилагательное - четырнадцать букв. Что? В слове "существительное" тоже было четырнадцать букв? Да, непорядок. Все равно, слово прилагательное" короче, чем слово "существительное" - невооруженным глазом видно. Значит "кричать" - прилагательное. Ну, а у последнего слова выбора нет. Оно просто обречено быть глаголом. Да, именно глаголом. Но слово-то какое, а?
В итоге задание приобрело завершающий вид.
Крикливый - существительное
Кричать - прилагательное
Крик - глагол.
Следующее задание было и того легче.
Какое слово является проверочным для слова грибник?
1) погреб
2) гриб
3) грибной
4) грибница
Тут и думать не надо было. И ежу было понятно, что проверочное слово должно иметь как можно больше совпадений с тем, которое надлежит проверить. Конечно же, таком словом являлась слово "грибница". И то верно, подумал Денис, ведь грибник и грибница вместе идут по грибы. Папа и мама. А если вместе с ними пойдет сынишка? То кто же он? Грибнёнок? Или грибёнок? Да ладно, какая разница. Поехали дальше. Что тут у нас? Ага, снова проверочное слово.
Какое слово является проверочным для слова дуб?
1) дубки         
2) дубок         
3) дупло
4) дублёр
По зрелому размышлению, а именно, бросив взгляд на замахнувшегося для удара Аршавина, Дениска понял, что проверочным словом является слово "дублёр". Ход размышлений был так же прост, как и логичен.
 - Кто такой дублёр? Ведь тот, кто на настоящего игрока не тянет. То есть он - дуб.
Так, что же у нас дальше?
Какое слово нельзя переносить?
1) шутка
2) заяц          
3) котик
4) кость
Задание это было еще легче. Конечно же "шутка". Как можно перенести, когда над тобой шутят? Или шутют? Да ладно, неважно. И, наконец, что у нас на закуску?
В каком слове допущена ошибка?
1) хлеб         
2) рукаф       
3) приз
4) зуб
Тут надо было бы призадуматься, да Дениска вовремя вспомнил, как недавно в том же интернете прочел, что "Аффтор жжет". Решение пошло как по маслу.
2) рукафф.
Весьма довольный собой, Дениска сложил учебники в сумку.
 - Мама, я пошел к Павлику.
 - А уроки?
 - Все сделал.
 - Проверить? - испытующе спросила мать?
 - Как хочешь, - с легким сердцем отвечал сын.
 - Ну ладно, иди.
Дениска бегом спускался с десятого этажа на второй и думал:
 - Как же легко учиться в школе, а?


Рецензии