Седая старина. Фатьяновцы и Дьяковцы

Я всегда удивлялась, почему в нашем городе Мытищи, таком богатом своим прошлым, а также интересным культурным наследием, почти не осталось старинных достопримечательностей и памятников архитектуры. Что, наши знаменитые предки, живущие здесь на территории города и района многие века, ничего нам не оставили? Не строили, что ли? Строили, но как выяснилось в ходе исследований историков и археологов, всё, что строили, было деревянным, а в каменном варианте потом не воссоздавалось, кроме одного памятника – это храм в селе Тайнинском, но о нём отдельная история. Это относится к знаменитым путевым дворцам Петровских и Екатерининских времен. Не воссоздавалось и не восстанавливалось после их разрушения потому, что местность эта стоит, оказывается, на 11 могильных курганах. И не селились здесь кроме простого люда богатые и знатные по этой же причине. Тогда для строительства умели выбирать места, «плохие» земли обходили стороной. Большие усадьбы здесь не строили, а если и строили, как купцы Перловы, например, то большей частью не в самих Мытищах, а в лесистых посёлках, которые тогда этот город окружали кольцом, в виде дачных мест. Конечно, история самого района и города очень богата. Есть повод об этом поговорить. Как любой город нашей страны его можно рассматривать в контексте времени, как наше историческое прошлое. Я сама живу в этой самой пограничной зоне Больших Мытищ и Перловки. Очень интересовала меня всегда история этой местности. А, что было здесь до того, как отстроили наши кварталы, что стояло на месте нашего и соседних домов, как прежде выглядела Яуза-Река? Какие пределы она занимала? Говорят, Пётр Первый плавал по ней на своем знаменитом ботике! Значит, была широкая и судоходная. Ну, Мытный Волочок - прежнее название Мытищ, это понятно. Здесь было мЫтище, собирали мыт, то есть дань за провоз товаров по волочку. Большой Волок был устроен, чтобы перетаскивать торговые суда от Яузы до Клязьмы, так как прямых протоков обе реки не имели. А, что же раньше было? Постепенно, по крупицам складывалась очень интересная картина. Мама моя рассказывала, что в её молодость на том месте где мы живем, были роскошные сады и детский дом на берегу реки. Они подростками, ходили туда гулять. Играли с детдомовскими ребятишками, катались с ними зимой на лыжах, а летом купались в Яузе. Но это всё было не так давно, хоть и очень интересно.
Раскопки 80-х годов показали, что берега нашей Яузы, именно нашего района и нашей местности, вдоль поселков Тайнинский и Перловский, были населены Фатьяновскими племенами. Ещё в начале 30-х годов 20 века, во время археологических работ, проводившихся накануне строительства канала имени Москвы на территории нашего района были обнаружены следы этой древней культуры, о которой многие почти ничего и не слышали. Я тоже о них знала очень мало, поэтому заинтересовалась всем этим. Что же это, на самом деле, были за люди? Кривичи и вятичи – это привычно для слуха, а фатьяновцы?! Оказывается, в самом начале Второго тысячелетия до нашей эры, в Подмосковье ( условно будем называть местность так, хотя до названия этого было слишком далеко) появляются новые племена людей, которые расселялись около водоемов и естественных пастбищ ( озерных низин, пойменных лугов и т.д.) Археологи их назвали «Фатьяновцами» - по имению Фатьяново в Ярославской области, где в 20 веке впервые обнаружили могильник с предметами, относящимися к этой культуре. Эти племена расселились в Тверской, Ярославской, Ивановской областях, захватив лишь северную часть сегодняшней Московской области. Продвигались они из районов Верхнего Приднестровья и жили патриархальными родами. В 16 лет их мужчины были уже воины, они также занимались охотой, пастушеством, изготовлением орудий труда. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, лепили из глины посуду. Это удивительная страница их культуры! Мы привыкли воспринимать гончарное искусство, как нечто мужское. А здесь гончар – женщина! В отличие от грубых неолитических горшков и крынок у фатьяновцев были аккуратные и тонкие горшки, с округлыми туловами (вот, что значит, женщины лепили!), с орнаментом в виде ёлочного узора или решетки. Кстати, в росписи горшков они уже тогда использовали свои элементы, пусть немногочисленные, но уже указывающие на первые признаки символики. Мне, как педагогу ДПИ, было это интересно узнать, тем более, что многие элементы перекликались с северными орнаментами, в основе которых были символы Солнца и Коловорота.
Во время раскопок у села Тайнинского были также найдены топоры-молотки, каменные и шлифованные, с отверстием для рукоятки. В последствии у них стали появляться изделия из бронзы, предметы быта и украшения. На основе тех же находок в процессе работ, было установлено, что среди домашних животных фатьяновцы держали в основном свиней т овец, позже появились коровы. Из костей этих животных были найдены поделки различных предметов труда и быта. находки глиняных ложек указывают на то, что эти народы употребляли вареную пищу.
Впоследствии фатьяновцы подверглись ассимиляции с другими племенами и потому крупных поселений их на территории северного Подмосковья пока не обнаружено. Видимо, все таки, эти территории они занимали не долго и быстро продвигались на восток, осваивая другие земли.
Что касается более точных мест их расположения, то это очень важно для установления исторической достоверности. Итак: их следы при раскопках были обнаружены, как уже писалось выше у села Тайнинского, у деревни Протасово, на склоне высокого холма, поросшего лесом был найден каменный сверлёный топор-молоток, кремневый нож, и три глиняных горшка. Ещё один фатьяновский топор нашел местный крестьянин прямо на улице. У станции Икша, на месте разработок гравия, нашли каменные топоры и другие орудия труда из кремния. Некоторые из них находятся сейчас в Дмитровском краеведческом музее. В Мытищинском районе рядом с «Бухтой радости» при разработках гравия вскрыли фатьяновский могильник. В нем нашли обломки округлого глиняного горшка и медный браслет в виде манжета. Топоры фатьяновского типа найдены на высоком берегу реки Чуй, около сельца Пестово и на берегу Клязьмы, около Болшева. Многие из предметов, найденных в могильниках, носили ритуальный характер и  свидетельствуют о том, что фатьяновцы были развитой в духовном плане культурой и верили в загробную жизнь. Позже их потеснили с этих мест другие племена, более мощные и многочисленные, ну, а до прихода в наши места вятичей и кривичей, которые поселились здесь вначале второй половины Первого тысячелетия нашей эры, тут жили ещё одни очень интересные люди, они назывались Дьяковцы (и такие, оказывается, были!) которые расселились тут ещё в Первом тысячелетии до нашей эры. Так они называются по Дьяковскому городищу, расположенному в черте города Москвы, близ бывшего села Коломенское.  Ученные считают, что фатьяновцы смешались с этими новыми пришельцами, так как на поселениях дьяковского типа встречается керамика с характерным фатьяновским орнаментом. Свои керамические изделия белее позднего периода, дьяковцы украшали в виде отпечатков грубой ткани. Узоры эти иногда называют «Текстильными». Обломки подобной посуды были найдены около «Бухты радости» на Клязьминском водохранилище. На основе дьяковской культуры сформировались племена, которые у археологов получили название поволжские угро-финны. В «Повести временных лет» одному из этих племен, обитавшему между Волгой и Клязьмой, дали название меря. В западной части современной московской области расселилось одно из племен балтов, которые в древнерусских летописях назывались голядью. Археологи сделали вывод, что на территории этих племен в 6 веке нашей эры стали появляться первые славяне. С 8 века начался процесс славянизации местного населения, который продолжался примерно до 12 века.
( В статье использованы материалы РГАДА. Ф 1209. Материалы историко-краеведческого Мытищинского музея, археологического музея Подмосковья, Дмитровского городского музея.)


Рецензии
Ольга, добрый вечер! Прочёл внимательно и с интересом, поскольку Ваша публикация открыла для меня важное и новое: о незнакомых мне до сих пор племенах, живших в древности (с 2-го тысячелетия до Р.Х.!) в Подмосковье и к северу от него. Хорошо, что события, факты изложены Вами просто, чётко, без длинных заумных "философствований", как это нередко бывает. Словом, спасибо Вам. Материал, думаю, полезен для многих, особенно - для интересующихся историей своего Отечества, своего родного края.
С уважением

Иван Варфоломеев   30.04.2021 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо большое, что прочли и откликнулись! Я живу в этих краях, Северного Подмосковья, и мне всегда интересна была история этих мест, тем более, что на уроках духовного краеведения без подобных сведений трудно будет растолковать школьникам и студентам основные вехи формирования славянских народностей в Центральных районах России.
Спасибо за Ваше внимание!
С уважением и теплотой! Ольга.

Ольга Азарова 3   30.04.2021 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.