Зачем думать?

       Что заставляет или вынуждает человека думать, мыслить, размышлять, выдумывать идеи? Не всех, конечно. Большинство этого "удовольствия" даже себе не представляют. Им и так тяжело жить...
       Как писал Бернард Шоу: "2 процента людей - думает, 3 процента - думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать."
       Все, описанные в биологических учебниках, инстинкты  направлены на сохранение жизни особи и продолжение рода. А не на размышления.
       А что "вынуждает" человека на духовные поиски и устремления? Зачем человек думает о том, что не имеет никакого отношения к его физическому выживанию и благополучию? Вера в Бога? Вера в загробную жизнь? Или "просто так"?
       Все описанные инстинкты человека направлены на выживание, сохранение себя как особи и личности ( в зависимости от уровня развития) и на продолжение собственного вида - "плодитесь и размножайтесь", как завещал Бог, согласно Библии.
       В развитии любого человеческого социума  несложно (легко) увидеть некую духовную составляющую. У людей явно есть инстинкт к духовному развитию и потребность интеллектуальной деятельности. Рисунки на стенах пещеры, музыка, поделки искусства... Только этот "инстинкт", в отличии от двух "основных" инстинктов, не настолько требователен и поэтому многие люди увиливают от его реализации. По мнению Шоу, как отмечалось, - это всего лишь  95% населения. Подавляющему большинству людей  достаточно двух инстинктов!
       В человеке есть нечто, которое может осознанно противостоять обычным инстинктивным, прямым рефлексиям и действиям человека и его естественным устремлениям на получение физиологических удовольствий от тела или бегства от боли. Это нечто можно назвать  "Я-4". Это "Я-4" сосуществует с несколькими другими "Я-1", "Я-2" и "Я-3", которые  обусловлены физико-химическими,  биологическими и психическими  функциями человека.
       Первое "Я", которое назовём "Я-1", отражает физические и химические потребности человека. Горячо, твёрдо, светло, сладко...
       Второе "Я", которое назовём "Я-2" - отражает и обеспечивает жизненные функции человека - его биологию и физиологию. Защищать свою жизнь, есть и любить.
       Третье "Я", которое назовём "Я-3" - это психический, психо-эмоциональный уровень человека. "Отвечает" за ощущения, чувства человека, за его эмоциональные реакции на воздействия внешней среды.
       Четвёртое "Я" - это интеллектуально-духовная компонента человека, отвечает за творчество, познание окружающего мира, размышление о самом себе, духовные стремления, чувство красоты, стыд и т.д.
       Первое и второе "Я" иногда рассматриваются как одно - в живом организме трудно  отделить физико-химические процессы от биологических. Но, по логике систематизации и для удобства рассмотрения, их следует различать. Физико-химические и биологические  процессы - база любого живого организма. Посредством них  воспринимаются  все внешние воздействия на организм. Далее идёт "трактовка" результатов этих воздействий в мозге через "Я-3".
       В основе каждого "Я" лежат внутренние необходимости,стремления, потребности желания - законы, принципы функционирования - которые сейчас называют инстинктами.
       Инстинкты - это заложенные в живой организм программы поведения существ, как соответствующие программы в компьютер. Некоторые программы заложены с момента  возникновения, рождения человека, а некоторые формируются по жизни, обучению и образованию. У человека можно выделить три "основных" инстинкта (на мой взгляд):
       - Покушать.
       - Полюбить.
       - Сотворить.
       Чем более высокоорганизован субъект, тем сложнее поведенческие программы, используемые им. Эти программы поведения обеспечивают, главным образом, сохранение объекта в данной среде обитания. И вида в целом. 
       Это всеобщий закон сохранения и поддержания существования самоорганизующихся систем. Выжить и размножиться.
       Думать, мыслить, размышлять, созидать  человека вынудило стремление сохранить свою жизнь и продолжить существование данного вида в агрессивной среде.
       Ум - это средство повышения эффективности реализации программ выживания и формирования новых! У кого больше ума - тот и будет жить. У неандертальцев ума оказалось  меньше, чем у кроманьонцев, и они вымерли или, точнее, были уничтожены.
       У неандертальцев были плохо развиты возможности к творчеству и формированию новых программ поведения. Никаких рисунков на стенах пещер неандертальцы  не оставили, не придумывали чего-то нового... Просто жили, жрали, размножались - к чему сейчас любят призывать псевдомудрецы различных высокодуховных учений.
       Эти "мудрецы" не понимают, что творческая, а не "простая" жизнь, - это главное преимущество людей, которое и обеспечивает им выживание!
       И будет обеспечивать жизнь, если, конечно, эти ограниченные люди - проповедники всяких "бездумных" учений - не победят и не убедят бездумных людей.
       "Почему вымерли динозавры?" http://www.proza.ru/2016/01/15/1439
       Глядя на этот скорбный мир, я пришёл к однозначному выводу, что любая (!!!) информация, любые события воспринимаются большинством, даже вполдне думающих людей не как набор фактов, не как нечто якобы "объективное" или "субъективное", не как однозначный материал для логических операций. А как-то по иному.
       У каждого человека спонтанно, заведомо, априори до  конкретных событий уже есть сформировавшаяся  определённая общая "картина событий", "картина мира", способ понимания и объяснения, набор готовых штампов, клише, матриц восприятия и интерпретации.  Человек обучен и привык всё понимать и принимать  именно так, как привык, как его обучили или он сам обучился,  как ему удобно и выгодно в данных обстоятельствах и особенностях своей психики и уровня интеллектуального развития.
      Люди всё видят, слышат, воспринимают и трактуют  только в определённой своей парадигме, только в рамках, в руслах, в границах своих схем представлений. Всё, что не подходит под их заранее имеющееся представления, установки, шаблоны, отношения и способы понимания, отбрасывается, игнорируется, не замечается, не придаётся значимого значения,- это просто не существует в их глазах. Хоть два кола на голове теши.
       Некто имярек А заведомо, допустим, - негодяй. Имеется, например, такая установка у людей. Это же всем известно - они так  считают и искренне в это верят. Это же всем  "известно". И есть В, к примеру, хороший, правильный, наш человек.  Это же всем "очевидно". И есть С, которого  можно считать неплохим, но с определёнными оговорками.  Так считают все мои друзья и все те, в понимание и  правильности мнений которых  я уверен.
      А вот есть Д, -  это заведомо плохой человек, редиска. Это "всем" хорошо известно и "очевидно". Что бы он или кто-то не говорили.  Их, этих воспринимателей Д,  так заведомо воспитали, обучили - зомбировали. И чтобы этот Д не делал - он плох в их глазах. А у самих (самого), этих "правильных", своего ума не хватает самим понять, разобраться. Проще глотать готовое.
       Человек искренне верит в то, во что его научили и приучили верить. Человек без специальной подготовки (за редким исключением) физически и  интеллектуально слаб, творчески и умственно ленив.  Бессознательно, подсознательно или надсознательно человек пользуется сформированными, воспитанными в нём обществом представлениями, способами оценок и понимания, подгоняя под них конкретные воспринимаемые факты. Умеет и желает понимать всё только так, как ему проще и  удобней. Для него правильно, истинно только то, что укладывается в рамки его ранее сформированные представления и клише.
       Что бы не происходило, что бы человеку не говорили, такой человек всё будет воспринимать, понимать, трактовать в рамках этих своих общих шаблонных, стереотипных представлений, предрассудков и установок.
       Большинство людей "зомбированы" набором исторически  сложившихся у них представлений и способов оценивания и трактования всего воспринимаемого. Особенно это типично для взрослых, сформированных людей. Это называется косностью.  Человеку очень трудно выйти за пределы своего штампованного, отформатированного  мышления. Это человеку удобно и не требует больших умственных усилий.  Это понятно. Ведь это не напрягает. Всё ложится в готовые пазлы.
       Таких никто и никогда не "переспорит". И не надо! Пусть идут своим лесом. Горбатых и могила не исправит.


Рецензии