Pink Floyd. Часть 1

“Pink Floyd” – гордость, величие и наследие XX века.

Представьте себе такую картину… Гималаи… Высочайшая горная система Земли. Снежные великаны по 6 километров высотой. Потом ещё выше и ещё. И наконец, она – Джомолунгма (Эверест). 8848 метров над уровнем моря. Вы взбираетесь вверх, подобно первым альпинистам в 1953-м году, чувствуете холод, пронизывающий до костей ветер, но не отступаете. Глядите на вершину, крепче сжимаете кулаки и продолжаете свой путь. Путь к намеченной цели. И тут, внезапно начинается музыка. Не спеша, слышаться звуки органа, эхо и, где-то вдалеке, электрогитара. Именно звуки, а не мелодия. Гитара изображает сложность подъёма, орган определяет само восхождение и панораму вокруг, а эхо – то, как всё это высоко. Высоко…

Красиво. И драматично. Прямо, для кино… Но у данной группы такого сюжета не было. Хотя свой личный Эверест они покорили давно…

С чего бы начать?.. С того, что отец подарил мне на пятнадцатилетие виниловую пластинку двойного концертного альбома этой группы, образца конца 80-х годов, от которой я «улетел», так как это отличалось от всего того, что я слушал раньше. Или же с того, что я никогда не забуду свою первую в жизни летнюю подработку, произошедшую всё в том же году (то есть, исторический факт того, что начал работать с 15-ти лет), так как часть первых заработанных в жизни денег потратил на собрание полной коллекции “Pink Floyd” на кассетах, что, своего рода, тоже история… Первое потрясение, первый заработок, первая коллекция… Такое не забывается… Или же… Ай, начнём как-нибудь…

Я бы назвал группу первым представителем рок-жанра в своей жизни, но это было бы неправдой. ”The Beatles” были, есть и останутся для меня самой первой услышанной рок командой. Но «Битлз» - это песни, наивность, романтика, слова. А «Pink Floyd” это… Музыка, звуки, образы… То, что создаёт картинку в голове… И это нечто…

На стене отдалённого от деревни дома (предположительно заброшенного) висят блюдца. Старые, но ещё красивые, декоративные. Вы думаете, что это просто посуда и всё, да? Нет… Тут всё сложнее. Это живые существа! Ну, как в «Истории игрушек – 1,2,3»! Правда они не говорят, или там двигаются, они.… вспоминают… Вспоминают, как им жилось раньше… То время, когда дом был полон детьми (шум, гам, беготня). Как небо накрыло тёмными самолётами и началась Вторая Мировая Война (где они потеряли половину своих товарищей, плюс слышали и видели женские крики, хаос, разруху, нищету, голод). И избавление: конец затянувшимся бомбардировкам, мир и новые надежды. Звучат небесные голоса… И всё это изобразила группа. Без слов…

Да, уважаемые. “Pink Floyd” необычная команда. Эти «Блюдца» - всего лишь второй их альбом, но он показал, что эти ребята не из простых музыкантов, способные играть лишь лёгкие мелодии. И тот факт, что все эти пятеро (Ник Мэйсон – ударные, Роджер Уотерс – бас-гитара, вокал), Сид Барретт – вокал, гитара, Ричард Райт – клавишные, вокал, Дэвид Гилмор – гитара, вокал), учащиеся неподалёку студенты, организовавшие команду ещё в далёком 65-ом, трудились во время развития рок-музыки – доказывает их способность ставить смелые, новаторские и успешные эксперименты, намного превосходящие работы своих коллег! Пионеры техники… И это не мои слова... Это правда…

У одних мелодии, да песни. У этих ребят – звуки, шумы, медитации, образы… Кстати, не совсем подходящие для радио… Да это и не показатель!..

Сложно сказать наверняка, что конкретно было причиной такого подхода. Бас-гитарист Роджер Уотерс потерял во время Второй Мировой Войны отца. Его мама ударилась в политику. Певец Сид Барретт пробыл в группе всего три года (с 1965 по 1968). Дальше наркотическая зависимость помешала ему нормально работать. И его заменил… друг группы, который к тому же обучал Сида игре на гитаре – Дэвид Гилмор!

Сделаю паузу. Даже тут «Пинк Флойд» превосходят другие команды. Мол, уходит один товарищ, на смену ему приходит второй. По объявлению, благодаря пробам, неважно. Короче, новый, незнакомый человек. Но! Тут-то Дэвид с самого начала! Друг, приглашённый в студию товарищ, готовый помочь советом, опытом и знаниями, раз сам обучал Сида Барретта! И это сближает его с коллективом! Он не постороннее лицо! И всё! Барретт записал с группой 1 альбом (плюс одну песню на втором). Но! Мало, кто знает, что его друг Дэвид помогал в участии этой самой первой записи! И он считается полноправным участником со второй (с тех самых «Блюдцев»), когда была ещё вся пятёрка. Ну, а потом… 4 музыканта (Мэйсон, Гилмор, Уотерс, Райт)… э-э, почти на века… Почти… 

Итак. Вернёмся к главному. Барретта заменил друг Дэвид. У Уотерса - погибший отец и мать в политике. У клавишника Райта - огромный интерес к экспериментам. Барабанщик рад всем им служить и отбивать ритм от всей широчайшей души. Что ж… Можно продолжать. Дэвид - не Сид и в лидеры не рвётся. Ок. Значит, Уотерс и Райт. Шумы, война, сатира, природа, специально написанные простые песни, чтобы заполнять место в альбоме (“Meddle”), перед шедевром (“Echoes” – 23 минуты одна композиция!!!), ураган (“One of these days”), запись одного из легендарных фильмов-концертов в итальянских Помпеях (БЕЗ ЗРИТЕЛЕЙ!!! ПОДЧЕРКНУ ОСОБО!!! ПОЧЕМУ? ЧТОБЫ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ АРТ-РОКА, ИСКУССТВА И МАГИИ ДРЕВНИХ СТЕН РИМСКОЙ ИМПЕРИИ!!!) и…

Раннее творчество группы, до 1972 года, можно назвать композиционным, с малым количеством слов. Были, конечно, песни, но большее внимание уделялось музыке, технике, шумам, в целом – смелым и новаторским экспериментам… То, что случилось в 1973, можно смело назвать гармонией между словами и музыкой. Ну, а по техники записи альбом… входит даже в мировую историю фактов XX века…

Видите ли, когда вы просто играете, вы… просто играете… А когда вы не боитесь сделать что-то необычное, ну, шум добавить, скрежет, то вы ищите. Ищите, пробуйте, экспериментируйте. И, в конце концов, находите… И это важно…

Кстати! Мне не так важна статистика данного дела, как сам факт того, что это случилось. Новые каналы, частота звука, запись по-особенному. Физика, прогресс... То, что создала группа в тот год, можно назвать революцией в области техники…

«Обратная сторона Луны»… Покорение обоих сторон океана (Великобритания, США). Новаторский, высокотехнологичный подход… Бессмертная запись в архивах мировой истории. Пафос? Вовсе нет. Сам был удивлён, когда увидел по научным и историческим каналам такой факт... Неоспоримый факт…

Понимаете, я хочу вам сказать, что «Пинк Флойд» - это не просто группа. Это – оформление. К фильму, спектаклю. Не просто песни и мелодии, это образы… Ночная мгла, утренняя роса, звон отрывающихся монет, биение сердца, звон и стук часов… 1973-й год на дворе! Никаких современных компьютеров! Это сейчас нажал и получил звук лошади, коровы, звон блюдца… А тогда… Тогда нужно было всё это искать, склеивать, месяцами корпеть, колдовать, исходить потом. И за это «Пинк Флойд» - выше других! Выше, значимее, сильнее и успешнее… Хотя, не каждый может такое понять…

Образы, звуки, таинственность, драматизм… Именно то, что мне, простому мечтательному подростку, с огромной фантазией и было нужно…

А «Обратная сторона Луны», как я уже и говорил, создала гармонию между словами и музыкой в самой группе. Создала и наметила единого лидера… Кого? Об этом в следующий раз…

Продолжение следует…

Благодарю за внимание.

Алекс Свитт.


Рецензии