Любовь сквозь годы

             
      

          «Возраст, года и десятилетия, - писал когда-то французский писатель  Андре Моруа,- не защитят от любви. Но любовь не только защитит от возраста, но и способна стереть с лица годы и даже десятилетия».
         
        На плотине у пруда в центре села в один из сентябрьских вечеров сидели двое: он и она. Прошло всего два месяца, как они  получили аттестат о среднем образовании. В их головах по-прежнему звучала мелодия выпускного бала.
       
        Подул северный ветерок, стало у воды прохладней. Надя немного продрогла, но вида не показывала. Однако это не могло пройти мимо влюблённого взгляда Павла. Сняв свой пиджак, он бережно накинул его на плечи своей бывшей одноклассницы. В знак благодарности тот получил поцелуй в щёчку.
       
        - Какой прекрасный вечер сегодня, Паша, - согревшись, произнесла подруга.-  В замечательное время мы живём: войны нет, через которую прошёл мой дедушка, вернувшийся инвалидом; над головами мирное голубое небо, так и манящее к себе ввысь, впереди у нас  целая жизнь, неизведанная и очень интересная.
        - Это точно. Плохо только, Наденька, что мне через пару месяцев в армию идти, в школу то я пошёл, как ты знаешь, с восьми лет. А за два года тебе может вскружить голову какой-нибудь солдатик, которых каждое лето гонят в наше село на уборку урожая в качестве водителей. Сколько их по указанной причине после службы у нас осталось, не считала?
         - Не считала, Пашенька, и считать не хочу. Я тебя дождусь. А чтобы ты не сомневался, давай сейчас поклянёмся друг другу в верности: что в твоей или моей жизни не случится - мы останемся верны нашей первой любви, которую пронесём сквозь годы. Никому её не отдадим. Клянёмся!
        - Клянёмся!
         
         Проводы в армию односельчан торжественно состоялись в ноябре до наступления холодов. Ушёл служить и Павел Сухарев. Надежда Мартьянова устроилась на работу в здешнюю школу секретарём директора с тем расчётом, чтобы по направлению поступить на следующий год в педагогический институт.
         
        Потянулись дни, недели, месяцы. Прошёл год. Надя заочно поступила в институт по специальности учитель математики. Несмотря на загруженность в работе (тогда, в 1980 году, компьютеров не было, приходилось документы печатать и перепечатывать на пишущей машинке) и необходимость готовиться к сессиям, в том числе писать контрольные работы, Надя находила время своевременно отвечать на письма Павла, которые приходили каждую неделю. Из-за той же загруженности она не заметила, что письма со временем стали приходить с армии всё реже, а потом и вовсе их не стало.
         - Наверное меня, студентку, жалеет, да и ему-то уже остаётся немного служить, - отвечала она на неприятные для неё вопросы о письмах  Павла.
         
          Когда же пришло время возвращения с армии Сухарева, Мартьянова поехала в районный военкомат. Что ей там сказали, она никому говорить не стала, а всем отвечала: "Не верю!"
         
        … На втором году службы в воинскую часть десантников, где служил сержант Сухарев пришла разнарядка на «добровольцев». Из газет и политзанятий Павел знал, что советский ограниченный воинский контингент, выполняя интернациональный долг,  в декабре 1979 года был введён на территорию Афганистана.
            
         Павел попал в число «добровольцев». Он, как и его сослуживцы, свято верил в то, что там наши солдаты только сажают «цветочные клумбы», что местное население с радостью их встретило и окружило заботой и вниманием. Письма домой, в том числе и бывшей однокласснице, стал писать, по понятной причине, реже, не указывая, впрочем, откуда он их теперь писал.  Получатели писем были уверены, что у Павла служба продолжается на прежнем месте, в одном из военных округов Советского Союза. Первые же дни  пребывания в горах Афганистана показали Сухареву, что «цветочками» там и не пахнет, что там стоит совсем другой запах, запах войны. Война эта, как говорится, не по правилам: днём местное мужское население трудилось на виду у всех в поте лица на благо своих семей, а ночью оно же брало  в руки спрятанное оружие и шло в горы воевать с советскими «добровольцами». А любая война не бывает без жертв, без пленных и  без вести пропавших…
         
         В военкомате Мартьяновой сказали, что сержант Сухарев  пропал без вести.  Однако она, вспоминая ту их клятву на плотине у пруда, не верила. Клятва для чего даётся? Чтобы её выполнять, не нарушать. Она со своей стороны её не нарушила.
         
        Никогда не заходивший в школу после её окончания, пришедший с армии сын директора Торопов Захар, стал наведываться к отцу чуть ли не каждый день. Понятно, что интересовал его не сам отец и не кабинет, в котором тот находился, его больше всего интересовала приёмная директора школы. Надю он увидел случайно на фотографии в альбоме отца. Фотографий было много. Отмечался тогда очередной юбилей школы и на приезжего фотографа денег не жалели.  Захар на фотографиях нашёл много знакомых лиц своих учителей, но взгляд его подолгу задерживался на фото секретаря его папы. Он влюбился в девушку, улыбающуюся на фото за пишущей машинкой. Просил отца разрешения с ней познакомиться. Тот согласие дал и стал содействовать сыну в завоевании руки и сердца своей секретарши.
       
       Для начала он отправил её с сыном в район за канцтоварами, предоставив в  распоряжение свой личный автомобиль. Получив канцтовары, Захар устроил пешую экскурсию по районному городку. С посещением кафе и парка культуры и отдыха. Экскурсия завершилась танцами во Дворце культуры. Когда сели в автомобиль, Торопов неожиданно для Нади стал её целовать. Но получив пощёчину, высадил её и поехал сам. Было темно на улице, и водитель надеялся, что таким образом он напугает девушку и она побежит за ним. Произошло же всё наоборот: автомобиль отдалялся от неё всё дальше и дальше, а Надя стояла не шелохнувшись. Набрав скорость, Захар поехал домой в село один. Отцу он скажет, что его секретарша уехала домой с подругой на автобусе. Тот ему поверит.
      
       Постояв ещё немного, Мартьянова пошла на окраину города и присела на скамейку. Долго  сидеть не пришлось. Через несколько минут рядом остановился новенький «Москвич».
       - Девушка, Вы что собираетесь здесь сидеть до утра? Автобусов больше не будет,- спросил водитель в военной форме с погонами старшего лейтенанта ВДВ.
      
        Офицер-десантник ехал в отпуск в соседнее село. «Не идти же двадцать километров пешком ночью», - подумала девушка и села на свой страх и риск в салон автомобиля. Разговорились.
      
        Старший лейтенант, уезжая в очередной отпуск, дал слово командиру части на этот раз обязательно вернуться с женой. Но проблема состояла в том, что его невеста, подруга школьных лет, уже вышла замуж за гражданского жениха. Выходить за военного ей напрочь запретили родители. Папа у неё был военный и всю жизнь с женой скитался по военным городкам. Дочь жила у дедушки с бабушкой. Они не хотели такой же судьбы дочке. Последняя спорить не стала и вышла замуж без любви.
      
        Уже на десятом километре молодой офицер понял, что есть шанс: в сидящую рядом  девушку он влюбился с первого взгляда. Через пять километров признался ей в любви. А ещё через пять километров они расстались друзьями. Он поехал дальше, а она пошла по дороге в своё село. Признавшись в любви, старший лейтенант выслушал монолог пассажирки. Она рассказала ему и о клятве, и о плене жениха. На что тот ответил: «Очень жаль, Надя, мы были бы прекрасной парой. Но Ваши действия я одобряю. Плен – это ещё не конец. Если Вы остаётесь верны той клятве, то и жених Ваш останется верным ей. Он найдёт в себе силы вырваться из плена. Я в это верю».
      
        На следующий день директор школы уволил свою секретаршу с формулировкой «За утрату доверия». А не оправдала она, оказывается, высокого доверия потому, что не смогла привезти в школу полученные материальные ценности в виде канцтоваров. Куда они исчезли  с автомобиля его сына, выяснять не стала. Хорошо ещё, что не  взыскал с неё при увольнении стоимость их.
       
         Это ещё было полбеды. Явившись на очередную сессию,  Мартьянова узнала , что её родная школа отозвала в лице директора  направление на обучение. Пришлось учёбу бросить. Не имело смысла в её продолжении: в другой школе работать не хотелось. Она устроилась поваром в сельскую столовую.
        Шли годы, отбоя от женихов не уменьшалось, как местных, сельских, так и приезжих, городских. Но клятву Надя не нарушила ни разу, сохраняя любовь сквозь годы.
      
         В стране произошла смена власти, причем не однажды. Но даже с началом Перестройки бои «местного значения» в горах Афганистана не утихали. А разгорались с новой силой. Только после того как М.С.Горбачев объявил о выводе советского воинского контингента из Афганистана, появилась надежда на возвращение на Родину не только солдат и офицеров в боевом строю, но и тех, кто в разные годы попал в плен.
         
         Пленные не знали о решении генсека, а поэтому продолжали искать малейшую возможность из плена бежать. Группе, в которой находился сержант Сухарев, на этот раз повезло: побег удался. Вот только добраться до своих посчастливилось только троим. Пробивались, разумеется, с боем. Если бы  не ударили в спину преследователям наши разведчики, то и эти бы трое навечно остались  в афганских горах. Среди них оказался и Павел Сухарев.
       
        После  проверки соответствующими органами их отпустили  домой.
        А годы продолжали лететь, не желая возвращаться назад.
      
       На плотине у пруда в центре того же села в один из сентябрьских дней сидели трое: Павел и Надежда Сухаревы, и трёхлетний их сын Артём. Каждый раз, когда они приходят на это священное для них место, у них появляются слёзы на глазах. Слёзы радости от того, что их любовь не «погибла» в горах Афганистана, не «уехала» вместе с канцтоварами, что их любовь прошла сквозь годы и стала только крепче и сильней. Не каждому дано такое счастье в жизни. Паше и Наде повезло. Клятва ведь она, на то и клятва.

27.01.2016 г.

Фото из Интернета
       
         
          
         
          


         
      


Рецензии
Читать интересно,хорошо,что такой
позитивный конец истории.

Тамара Ивановна Киселева   02.10.2020 10:51     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и рецензию.

Петр Панасейко   02.10.2020 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.