Школьная история Сорочинской ярмарки

    Глава 1.Попытка исповеди перед классиком.

  Уважаемый Николай Васильевич, простите меня , пожалуйста, за то, что я сотворила с вашей повестью "Сорочинская ярмарка".Понимаю, что это кощунство - взять совершенный текст классика и превратить его в сценарий сомнительного качества, насыщенный доморощенными, дилетантскими ремарками! Вложить ваши слова в уста неумелых самодеятельных и даже несовершеннолетних исполнителей!(Хотя нет: один артист совершеннолетний - наш школьный повар Иван Иванович Спиридонов).

  Сознаю всю преступность моего предприятия, но уж очень-очень-очень хотелось оживить ваших героев, заставить звучать ваши строки, наполненные потрясающей энергетикой добра(извините за "энергетику", но сейчас все так выражаются).

  Я лелею надежду, что ,выслушав мои оправдания,вы простите меня. Понимаете,
незабвенный Николай Васильевич, работая учителем словесности,любя наш с вами родной русский язык,"я претерпела муки ада и до сих пор ещё терплю",слушая, как говорят дети и взрослые, даже дикторы радио и телевидения.Они с такой скоростью
 и так неблагозвучно произносят русские слова, что кажется, будто говорят на незнакомом языке. А так хочется, чтобы человек с детства почувствовал вкус и благотворное воздействие ясного, чистого русского слова!

 Что вы говорите? Заняться с детьми выразительным чтением?
Да пыталась я! Детям это "ску-у-шно"! Им интереснее сидеть и таращиться в телевизор, где неумные дяди и тёти показывают неумные истории, в которых объясняется,как задумать, подготовить и осуществить преступление и как следует
уходить от наказания за него.

  И вот для того,чтобы дети приобщились к целительному источнику - русскому слову, я пошла на авантюру: организовала школьный театр. А поскольку специально
школьной драматургии нет, то приходится и сценарии самой сотворять. Не имея писательского дара, беру классическое, проверенное временем произведение и приспосабливаю его для для школьной сцены. Так было и с вашей "Сорочинской ярмаркой". Почему именно она? Я подумала:

  -И весело и поучительно. Сколько в повести добра и света! И страшилки не страшные, а смешные. И добро побеждает. А исполнители будут говорить на русском языке, впитывая музыку, интонации народной речи,чувствуя каждое слово на вкус.
 Надеюсь, в памяти моих учеников навсегда запечатлится настоящий русский язык,
"на котором не только говорили, но и думали наши предки".

  Конечно, вы, дорогой классик, не совсем довольны( точнее, совсем недовольны!) тем, что на сценарии рядом с вашим именем стоит имя самозванки, то есть моё.
Но я ведь тоже приложила руку к тексту! Хотя ваша повесть сама просится на сцену: искусная интрига, забавно закрученный (простите за вольность!)сюжет,мастерски прописанные диалоги - всё само совершенство. Но без ремарок что за сценарий? Ремарки мои? - Мои.Описание декораций(в деталях! с инструкциями по изготовлению!) мои? - Мои! А указания по музыкальному оформлению? - Тоже мои.Без ложной скромности заявляю о своих авторских правах.
Так что мы, уважаемый Николай Васильевич, соавторы.

Думаю, вам легче будет перенесть мою дерзость при мысли, что не вы один от меня пострадали.До вас я вступила в соавторство с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Когда представится случай, я расскажу об этом подробнее.А сейчас примите уверения в совершенном к вам почтении.
        Ваш соавтор  Аксёнова Елена Ивановна.
  С таким посланием мысленно обратилась к Николаю Васильевичу Гоголю дама средних лет, не красавица, но и не дурнушка, не слишком полная, но и не худосочная. Росту она выше среднего, но не долговязая.
Одета без чрезмерных претензий на моду,но не без покушений на неё, то есть именно так,как одеваются на рубеже 80х-90х годов ХХ века российские учительницы, имеющие государственное жалование и мужа инженера.

Дама идёт через шумный проспект, рассеянно взглядывая то налево, то направо, рискуя попасть под колёса сплошного потока машин.Заметно, что мысли её гуляют где-то далеко.Судя по пухлому портфелю, домой она несёт не одну пачку ученических тетрадей...



       Глава 2. Бессонная ночь в постели с мужчиной.

  Ночь. Луна. В постели он и она.Он, устав от ожидания, уснул.Она, закончив, наконец, подготовку к завтрашним урокам и проверив тетради, только что нырнула к нему под одеяло.
  -Не спится что-то. Может ,душно?
   Что гложет душу? Что свербит?
 -С ума сойти: стихами заговорила, да  ещё сама с собой. Плагиаторша ненормальная!-Поёрзав, устроилась поуютнее. Деловито соображала:
  -Завтра надо присмотреть исполнителей для "Сорочинской ярмарки". Ну, с девочками проблем не будет. На Хиврю и Черкашина, и Шашова подойдут. Параска, конечно,Оля Девятилова - и хорошенькая. и самолюбивая, и капризная, и танцевать и петь умеет. Кумой можно любую взять: хоть Антонову Таню, хотьНадю Гришину. А вот с парубками беда! Все восьмиклассники или коротышки, или стеснительные. Придётся к старшеклассникам обратиться.Но я у них не работаю, меня они не знают и не согласятся. Стоп!Маша Никищенкова из 10"а"! К школьной театральной банде она лояльна и у десятиклассников в авторитете! Мальчики там замечательные.Только, насколько мне известно, на сцене никто не подвизался. Ну, попытка не пытка! А в массовых сценах и мои шестиклассники подойдут- они до смерти любят "ваступать".

  Повернулась на другой бок, стараясь не разбудить мужа. Он заворочался и стащил с неё одеяло. Она сердито дёрнула одеяло к себе. С досадой подумала, что не закрыла окна шторами и луна надоедливо лезет в глаза, мешая заснуть.Встала, задёрнула шторы.

  _ И костюмов надо шить пропасть. Где взять ткани? На директоршу рассчитывать нечего- денег не даст. Самодеятельный театр для неё как бельмо на глазу. Он живёт не "благодаря",а "вопреки".Так. Из домашнего старья можно кое-что использовать. У Нелли в сусеках поскребём.

  Словесница Нелли - одного с Еленой поля ягодка- ради детского театра на всё готова. И "сусеки" у неё богатые. Она хранит в "закромах"старые(даже 1937 года!)
газеты с материалами о Пушкине и фотографии с современной ярмарки в Сорочинцах, и украинские рушники, и глиняные глечики, и старые простыни с дыркой посередине, и тесёмочки с бахромой, и галуны с допотопных свиток.
 
  -Чого нэма на тий ярмарци!" - усмехнулась про себя Елена.И как счастливо свела их судьба в одной школе! Вспомнились стишки, которые она сочинила ко дню рождения Нелли Антоновны:
  Судьба, насмешница судьба ,
  Нас поздновато подружила!
  Всё,что осталось от меня,
  С тем, что осталось от тебя,
  В одном потоке закружила.
  Но мы с тобою-ого-го!-
  Ещё копытом бьём и скачем!
  Мы в жизни что-нибудь да значим!
  Иль уж не значим ничего?

  Дылда Елена,за метр семьдесят ростом, и коротышка  Нелли дополняли друг друга,
как два необходимых реагента в химческой реакции. У Нелли энциклопедические знания по литературе, плюшкинское накопительство неожиданных вещей, которые всегда приходились кстати при подготовке пушкинских вечеров и спектаклей в школьном театре,фонтанирующий энтузиазм, заставляющий её отрешаться от всего личного ради творческого порыва.

 У Елены фонтанируют идеи,одна авантюрнее другой, вроде постановки мольеровского "Тартюфа"силами ученического театра. Не менее авнтюрной была мысль заработать деньги на ткани для костюмерной на шоу-аукционе, где продавались Еленины песни собственного сочинения. Вспомнив об этой затее, Елена с удовлетворением ухмыльнулась:
  -Самый лучший результат достигается именно при осуществлении самых невероятных замыслов! Конечно, приходится немало побегать и пошустрить, но игра стоит свеч.

  Елена вдруг увидела перед собой хитрые чёрные глазищи Вовы Архипова и пухленькую узкоглазую мордочку Юли Кузиной из 6 "г".Они тихонько шептали:"Хиба ж це ярмарка..." Потом откуда-то высунулось свиное рыло,ехидно подмигнуло и хрюкнуло:"Хиба ж це ярмарка?"

  Елена вздрогнула и проснулась. Муж заливисто храпел. Она тронула его за плечо:"Повернись на бок". Он послушно лёг на правый бок, уткнулся в подушку и затих.Елена   добросовестно закрыла глаза, пытаясь уснуть. Но через минуту снова таращилась на задёрнутую штору, через которую просачивался лунный свет и сама луна бесцеремонно заглядывала в супружескую спальню.
  -Лунища-то сегодня какая зловредная,- подумала Елена,-похожа на подсолнух...

  Жёлтая махровая луна вдруг завертелась в небе, стала падать вниз и, расколовшись на части,превратилась в ярко-оранжевые подсолнухи, торчащие над картонным плетнём на сцене школьного актового зала. У одного подсолнуха открылись голубые глазки Престарелой Мальвины(так между собой  подчинённые называли школьную директрису). Тонкий пронзительный голосок визгливо заверещал:
"А процент успеваемости вы подсчитали? Сдайте немедленно отчёт! Не срывайте учебный процесс!" Елена протянула руку, чтобы заткнуть верещавший рот, и в холодном поту проснулась.В голове жужжало, словно работал крохотный моторчик, сердце тряслось,как овечий хвост,руки и ноги ослабли.

  Осторожно, чтобы не разбудить мужа,Елена поднялась с кровати, на цыпочках пошла в кухню. Включила свет, нашла флакончик с корвалолом, накапала в стакан и выпила.
  -Ты чего?- в дверях стоял муж и щурился от яркого света.
  -Не могу уснуть.Сердце барахлит,-пожаловалась она(очень хотелось,чтобы её
пожалели).
  -Ты сам загоняешь себя со своими школьными фантазиями! Что тебе не работается, как всем? Уроки дала и- домой.У тебя, кроме школы, семья имеется.Муж-то не в счёт! А про дочь ты хоть иногда вспоминаешь? Одна, без матери растёт-видитесь только по выходным!
  Это была больная тема, по которой консенсуса не предвидится.Елена всхлипнула. Муж хмуро обнял её, повёл в спальню:
  -Ложись.Попробуй считать слонов. Скоро успокоительное подействует.
Она благодарно прижалась к мужу. И так жалко его стало!Вспомнилось:
    Ой ты,милая моя,
    Синенькие глазки.
    Не видал я от тебя
    Ни любви, ни ласки...
 По щекам текли слёзы, она промокала их пододеяльником."Ни любви, ни ласки.." Как же она виновата перед мужем и дочкой! Он вкалывает на заводе, как папа Карло, а домой придёт- ни жены. ни ужина. Самому надо сготовить еду, дочку накормить. Ляжет вечером в холодную постель и ждёт,когда она придёт к нему, приласкает. А она сидит за письменным столом, уроки на завтра придумывает или тетрадки проверяет.И бедный мужик засыпает не солоно хлебамши.Да ещё среди ночи проснётся,чтобы утешать её после"траги-нервических" припадков! Ужас! Бросит он её к чёртовой матери! И почему всё это до сих пор терпит?
  -А как всё это бросишь? Приходишь в класс, а у детей в глазах ожидание: что сегодня будет интересного? Приручила я их, приручила. А теперь бросить всё- значит обмануть. Ведь я за них в ответе.
  -А за дочку свою ты не в ответе? Чужие дети дороже? А за мужа не в ответе?
Слёзы постепенно иссякли. Захотелось было взглянуть, как там дочка, в другой комнате.Муж рядом спокойно и глубоко дышал во сне. Не стала вставать, чтобы снова не разбудить его. Через несколько минут Елена почувствовала, что под ней
мерно поднимаются и опускаются ласковые волны, она прерывисто вздохнула и отпустила себя в мягкое,тёплое колыхание.               
   
 


Рецензии