Путешествие в Хайфу. Часть 6

   Boris S Gotman Ph.D

   Следующая после "Мецады" – станция "А-Невиим", что переводится как "Пророки".
    
   Для дальнейшего рассказа о нашем необычном метрофуникулёре  желательно  знать, как изменяются его высотные отметки  по мере движения  от верхней станции "Ган А-Эм" (Сад Матери"), вход на которую расположен на отметке  287 метров над уровнем моря,  к  нижней – "Кикар Париз" (Площадь Парижа"), находящейся на высоте 12 метров.
    
   Отметка входа станции "Бней Цион" составляет около  194 метров,  "Мецады" - около 118 метров,  "А-Невиим" – 70 метров,  а станции  "Солель Боне" – следующей  после  "А-Невиим" на нашем маршруте – всего 63 метра.
      
   Исходя из этих отметок и зная, что расстояния между станциями  составляют порядка 300 метров,  несложно прикинуть,  что уклон  рельсового пути всё  время  уменьшается,  вплоть до мизерных  двух процентов между  станциями "А-Невиим" и "Солель Боне",  правда,  после  станции "Солель  Боне" вновь увеличивается.
      
   Между станциями "Мецада" и "А-Невиим",  где мы сейчас находимся,   расположен байпас – короткий двухпутный участок, на котором  расходятся спускающийся и поднимающийся поезда.
      
   Понятно,  что туннель на этом участке должен воспринимать  гораздо большие нагрузки, чем на остальном протяжении: не только из-за того, что по нему одновременно проходят два поезда, но и из-за "вогнутой" формы рельсового пути в соответствии с изменяющимся  уклоном.
      
   Кроме того, в связи с довольно резким уменьшением уклона, возникают дополнительные проблемы  с водостоком вдоль туннеля с тенденцией к определённому застою воды здесь.
    
   Видимо, проектировщики и строители не учли это в должной мере,  поэтому зимой 1963 года во время сильных дождей этот участок пути начал проседать.
    
   Пришлось прибегнуть к укреплению грунта методом силикатизации, что было успешно выполнено  под руководством специалистов  Техниона.
    
   На станции "А-Невиим"  наземных  строений нет, если не считать навесов над двумя спусками в подземный переход.
    
   На этой станции  мы выходить не будем, выйдем на следующей – "Солель Боне".  Мне это название близко до сих пор, хотя самой этой компании там давным-давно нет.
   
   Более двадцати лет назад, когда начал работать в ней, головной офис располагался на улице Аленби в Тель Авиве. Потом он переехал в новое здание в Рамат Гане, а уходил я на пенсию из нынешнего здания концерна, построенного  в Аэропорт Сити рядом с аэропортом Бен Гурион.
   
   Кстати, Терминал номер 3 -  воздушные ворота Израиля, построила тоже компания Солель Боне.
 
   Каждый, кому приходилось  прилетать или улетать из Израиля, может оценить мощь  Солель Боне уже по этому колоссальному комплексу…
   
   В "Кармелит" лично меня больше всего интересовала механика фуникулёра. 
   
   Потому что обычно для рельсового пути фуникулёров требуется примерно одинаковый уклон на всём его протяжении. А здесь он меняется, да ещё как!

   Конечно, сегодня построены и действуют фуникулёры  с переменным уклоном – те, кто читал мои заметки о фуникулёре в Инсбруке, это знают.

   Но "Кармелит", насколько я знаю, был первым в мире фуникулёром  с существенно меняющимся уклоном пути.

   И в Инсбруке использовали те же технические решения, что и в Хайфе, только было это через 50 лет после строительства  "Кармелит"!
   
   А интересовало меня вот что: во всех статьях о "Кармелит" напечатано одно и тоже утверждение, что к вагонам прикреплены  30-ти миллиметровым канатом … противовесы!
   
   Какие такие противовесы?! В однопутном фуникулёре противовесами друг другу служат сами вагоны!

   Но нет, называются цифры - два противовеса суммарной массой 28 тонн...

   Написано даже, что как-то  дождь и грунтовые воды залили помещение противовесов, из-за чего неделю  "Кармелит" не работал.

   Кстати, прошу прощения у знатоков иврита за то, что я употребляю название  "Кармелит"  в мужском роде – на иврите это "дама".

   Так что скоро, надеюсь выяснить для себя "вопрос с противовесами", надо только добраться на нижнюю конечную станцию "Кикар Париз".

   Обещаю своим читателям, что они первыми в мире узнают "тайну  противовесов"!
 
   А пока выходим на станции с дорогим мне именем "Солель  Боне"  и полюбуемся тематически строительным оформлением  платформ.  А если  пройти немного до здания, которое до сих пор называется "Дом Солель Боне", увидим сохранившиеся на его стенах барельефы, на которых название компании отлито на иврите.
 
   Несколько образцов представлены на коллаже.

   Продолжение следует…


Рецензии
А что же случилось с такой мощной компанией, Борис?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.11.2018 20:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Десятки лет эта компания принадлежала крупнейшему профсоюзному объединению, и была, практически монополией. Поэтому получала на льготных условиях самые выгодные заказы. Через несколько лет после начала моей работы в ней профсоюз её продал, льготы закончились...Но и сегодня она одна из самых крупных. С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   20.11.2018 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.