Комендор с крейсера Ворошилов
Я знал, что Мария Львовна врач, поэтому после очередной драки во дворе, поинтересовался у неё, может ли она что-нибудь сделать, чтобы к возвращению мамы с базара у меня прошёл здоровенный фингал под глазом. Оказалось, что нет, это было моё первое разочарование во врачах.
Не помню, когда подружились Мария Львовна и моя мама, но, несмотря на жизнь в разных городах, они сохраняли дружеские отношения. Мамы давно нет, а Марии Львовне сейчас 93 года, дай ей бог здоровья и долгих лет жизни.
Я звоню ей в Севастополь, она – единственная ниточка, связывающая меня с детством и школьной юностью, самым прекрасным временем жизни, несмотря на все тогдашние трудности.
Владимир Георгиевич родился в Симферополе, там и жил до войны. Отец был простым служащим, а мать – портнихой. Когда началась война, он учился в девятом классе. Отец умер в 1941 году.
В первые же дни войны юноша пошёл в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Его направили в учебный отряд Черноморского флота, а после короткого обучения послали служить на крейсер «Ворошилов».
Там Владимир Георгиевича назначили комендором в башню главного калибра. Это было поколение, из которого вернулись домой после войны лишь отдельные счастливцы, а миллионы полегли в боях.
Того безобразия, которое творилось в армии и на флоте, когда стали призывать людей с судимостями, во время войны не было и близко. Старослужащие внимательно и по-доброму отнеслись к молодым ребятам, прибывшим на крейсер.
Немногословный Владимир Георгиевич, который быстро разбирался в технике, сразу вызвал у товарищей уважение своей добросовестностью и обязательностью. Заметили его и командиры.
Как писал в своих мемуарах вице-адмирал Пётр Васильевич Уваров, который служил во время войны старпомом на «Ворошилове»: «Пройти службу на крейсере для моряка означает освоить всю энциклопедию морских наук». Вот такую энциклопедию и освоил матрос Суржиков.
В марте 1942 года крейсер вернулся в строй после повреждений, нанесённых фашистской авиацией.
Корабль участвовал в переброске бригады морской пехоты в Севастополь, в обстреле из орудий главного калибра позиций немецких войск в Феодосийском заливе, в районе Новороссийска.
Походы кораблей в Севастополь были сопряжены с большим риском. От моряков требовалась отвага, выдержка и выносливость. Крейсер многократно подвергался атакам фашистской авиации.
Суржиков прослужил на крейсере всю войну, с 27-го декабря 1941 года по 9 июня 1945 года.
Владимира Георгиевича наградили орденом Красной Звезды и медалью Ушакова, очень почётной матросской наградой.
Он окончил войну старшиной первой статьи, вступил в партию. После войны матросов сразу не увольняли, пришлось продолжать служить на крейсере.
В 1947 году он экстерном сдал экзамены за десятилетку, получил аттестат зрелости, хотя название документа об окончании школы, мягко говоря, не вязалось с моряком, прошедшим всю войну.
Нужно было думать, что делать дальше. А тут ещё пришла любовь. Он познакомился и влюбился в выпускницу симферопольского медицинского института, Марию. Они поженились.
Он хотел стать командиром, поступить в высшее военно-морское училище имени Фрунзе, но командование крейсера не желало отпускать такого хорошего старшину. Его вызвали в политотдел и в приказном порядке заставили принять должность секретаря комитета комсомола крейсера.
Разрешили заочно учиться только во 2-м военно-морском политическом училище. Он сдал все экзамены экстерном. У Владимира Георгиевича душа к партийной работе не лежала. Он великолепно разбирался в технике, в электронике, имел, как говорят в народе, золотые руки.
После крейсера его назначили секретарем партийной организации дивизиона десантных кораблей охраны водного района. Затем служил замполитом на тральщике Т-89. Он принимал непосредственное участие в боевом тралении минных постановок, оставшихся с военного времени.
За эту опаснейшую службу был награждён вторым орденом Красной Звезды. После службы на тральщике его перевели служить на СКР-57 (сторожевой корабль), а затем на эсминец «Безжалостный».
Родились дети, дочь Наташа и сын Сергей, и как у нас всегда было, - полная зависимость на службе от квартиры. Он получил её незадолго до увольнения.
У Владимира Георгиевича была возможность продолжать образование только в военно-политической академии им. Ленина, которую он со своими блестящими способностями окончил тоже заочно, и тоже на «отлично».
Мария Львовна после окончания с красным дипломом института получила назначение в школу водолазов, основанную на базе бывшего ЭПРОНа. Она проработала там начальником лазарета свыше сорока лет.
Владимир Георгиевич Суржиков был нетипичным политработником, можно сказать, белой вороной в этой среде. Во-первых, женился на еврейке в разгар «дела врачей». Во-вторых, был очень скромным человеком, никогда ничего для себя не «выбивал».
Он, действительно, заботился о людях. Кто служил, те знают, что такие политработники - большая редкость.
Напакостить они всегда могли, а помочь – извините! После войны, особенно в шестидесятые-семидесятые годы в политические училища хлынули проходимцы всех мастей.
Они быстро смекнули, что не нужно ничего знать и уметь, зато можно пользоваться всеми благами. «Рот закрыл – и рабочее место в порядке. Солнце жарит и палит – в отпуск едет замполит», - эти поговорки знали все.
Владимир Георгиевич презирал этих новых циничных, бесстыжих «представителей партии». Служить с ними ему было тяжело. Как только позволила выслуга, он подал рапорт об увольнении в запас.
В Севастополе найти работу было нелегко. Владимир Георгиевич стал работать в городском архиве фотографом. Его фотографии помещены в книге, выпущенной к двухсотлетию города. За что бы он ни брался, всё ему удавалось.
Когда началась перестройка, Владимир Георгиевич очень тяжело переживал публикации, которые разрушали всё, во что он верил. В отличие от всяких политотдельских шкурников, он действительно был убеждён в справедливости коммунистического учения, верил в идеалы. Это была его трагедия.
Когда распался Советский Союз, он сказал домашним, что будь у него пистолет, он бы застрелился. Когда я думаю о нём, сразу вспоминаю фильм «Коммунист».
В том фильме был показан такой же убеждённый человек, один из тех, благодаря которым наша страна победила в страшной войне и продолжала существовать, пока её не разрушили те, для кого идеи были лишь средством держаться у власти.
Он умер на рабочем месте в 1991 году.
Дочь и сын свято чтут память отца.
А медаль Ушакова украли нелюди, которые пришли к Марии Львовне под видом работников собеса и попросили показать документы на награды. Пока она их искала, они сбежали, схватив награды.
В нашей жизни благородство и подлость всё время рядом.
Свидетельство о публикации №216012702478
Когда слышишь слово «совок» или «страшилки-нелепицы» об СССР от людей, родившихся уже в России - это одно. И совсем другое дело, когда «обличитель» совкового «мракобесия и позора» - это человек и родившийся в СССР, и образование там получивший (и неплохое, между прочим, если сравнивать с уровнем знаний нынешних школяров и студентов, причём не только в России), и работавший на советских предприятиях (а порой и на пенсию там успевший выйти).
Нет прекрасных эпох и политических систем - абсолютно каждая несёт в себе и плохое, и хорошее. Ни одна из них не способна осчастливить все слои и прослойки общества, а потому всегда будут недовольные системой, президентом (царем, генсеком и пр.), силовиками, врачами, учителями и т.д., и т.п.
Но человек при любом режиме должен быть последовательным в своих делах, словах и поступках. Для меня уже давно одним из критериев порядочности соплеменников стала степень их идеологического «перевёртывания» на поворотах истории.
Мой свекр, ушедший на фронт в 18 лет и вернувшийся с войны с двумя Орденами Красной Звезды и др. орденами и медалями, искалеченным и поседевшим, по идеологическим (!!!) убеждениям отказывался вступать в партию.
Но после перестройки он - беспартийный и «неблагонадежный» - не только ни разу сам «не прошёлся» по СССР с критикой, но и резко обрывал новорождённых «правдоискателей»: «Легко пинать мертвого льва, а рядом с живым тебя что-то не видно было и не слышно, разве что на демонстрациях с плакатом в руках «Слава КПСС!»
Именно такие люди, как мой свекр, как герой Вашего очерка В.Г.Суржиков, не дают растерять уважение к людям: неважно, каких взглядов и позиций придерживаюсь я сама, но чужая преданность и верность идеалам в моих глазах достойна восхищения.
Ольга Анцупова 14.08.2020 13:45 Заявить о нарушении
Мне представляется, что оценивать жизнь в СССР и в России могут не те, кто родились, когда Путин стал президентом, а те, кто уже в сознательном возрасте жил в СССР. Иначе как можно судить о том, чего не знаешь или знаешь по чужим рассказам?
Какую оценку дало всё население минувшей жизни в СССР, можно понять из того, что никто на его защиту не встал и не пошёл выворачивать камни из мостовой, чтобы построить баррикады. Или я ошибаюсь?
Что касается образования. Уровень знаний всегда зависит от способностей и трудолюбия тех, кто учится. СССР в этом отношении не был исключением.
Согласен с Вами, что «нет прекрасных эпох и политических систем - абсолютно каждая несёт в себе и плохое, и хорошее».
Цитирую Вас: «…человек при любом режиме должен быть последовательным в своих делах, словах и поступках. Для меня уже давно одним из критериев порядочности соплеменников стала степень их идеологического «перевёртывания» на поворотах истории».
Какая была идеология в СССР, мы с Вами хорошо помним. А как Вы определяете «степень идеологического перевёртывания» как критерия порядочности?
Ваш свёкр, когда отказался вступать в партию, заявил, что он делает это по идеологическим убеждениям из-за несогласия с политикой и идеологией партии? Или он просто молчал и считал, что нужно молчать и после распада Советского Союза?
Я не спрашиваю, Ольга, каких взглядов и позиций придерживаетесь Вы, это Ваше личное дело и никого не касается. Но можно спросить: чужая преданность (чему?) и какие идеалы вызывают у Вас восхищение?
С уважением
Владимир
Владимир Врубель 14.08.2020 18:45 Заявить о нарушении
Теперь о свекре - да, он заявлял открыто о своей позиции. Никогда не скрывал, говорил, что не согласен с принципом уравниловок и некоторыми другими моментами. Не критиковал огульно коммунизм, так как отдавал должное и некоторым положительным моментам, но быть членом партии не хотел.
Поэтому ему был перекрыт карьерный рост, но более никаких санкций в свой адрес он не испытывал, так как несмотря ни на что, его ценили как редкого в своей области специалиста и берегли. Да и фронтовые заслуги его учитывались.
Точно так же, несмотря на отметку «неблагонадежный» и - тоже беспартийный по идеологическим мотивам, был награждён Орденом Ленина (вопреки всем положениям и требованиям) мой прадед, о котором я когда-то писала здесь:
http://proza.ru/2013/03/01/604
Инструктора крайкомов и сотрудники КГБ, вообще, в моей записи не рассматривались, так как об опиуме для народа говорили у нас на политзанятиях каждую неделю в пятницу рядовые сотрудники, назначенные агитаторами. Если Вы помните, такие занятия на которых разбирались актуальные вопросы внутренней и внешней политики, проводились регулярно и к ним привлекались любые партийцы в рамках общественной работы. Вот они-то вдруг и потянулись в церкви, когда пришла мода на религиозность.
Да и вопрос веры партработников тоже открыт: тот же Маленков особо не скрывал свою религиозность, а после смещения со всех постов стал уже открыто ходить в церковь и даже был на закате жизни чтецом в подмосковных церквях.
Что касается «глубокой веры» вдруг прозревших, то об этом уже столько писано-переписано сегодня, что не хотелось бы повторяться. Скажу лишь одно: все бывшие партийцы, которых знаю лично и которые вдруг «прозрели», свели свою веру к соблюдению ритуалов. Так и не поняв главного: любая Вера - это образ жизни и мыслей. А вот это-то у них и не поменялось.
Теперь о развале СССР. Мы с Вами прекрасно помним, что Горбачева с его «больше гласности, больше открытости» и прочим сначала приняли на ура и никто не верил в информацию о готовящемся развале. По крайней мере у всех моих знакомых на заводах, фабриках, в институтах на первые сведения о плане Горбачева парткомы заявили, что это провокация. А простые люди не верили тем более.
Даже когда один из самых наших знаменитых «антисоветчиков» Александр Зиновьев вдруг в 1985 году категорично высказался против Горбачева и угрозы развала страны, никто его не услышал. И когда он позднее написал о буржуазной революции с подачи Горбачева - тоже никто не вздрогнул, просто не верили. А когда поверили - было поздно.
А что касается булыжников... Если бы в те времена были бы мобильники и такой доступ к Интернету, то были бы и материалы о протестах. Володя, Вы прекрасно и без меня знаете, что менталитет наш таков - хлебом не корми, дай побудить. Бунты и протестные акции, вплоть до столкновения с милицией и с военными были на протяжении всей истории СССР. По разным поводам и причинам. И против разоблачения культа личности Сталина, и против реформ в 1962 году, и против советской власти. А митинги гласности в 1965 году?
Да, на защиту СССР народ стеной не поднялся, наученный горьким, но очень показательным уроком Гражданской войны, суть которого в библейском - «Все возвращается на круги своя».
Ну, и наконец, о «перевертышах»: не может вызывать уважения человек, который вчера верил в идеалы коммунистические и готов был сдать в КГБ любого несогласного, а сегодня вдруг «прозрел» и понял, что нет ничего лучше рыночной экономики и неравенства в материальном положении, проникшим даже в школы и уродующим шкалу жизненных ценностей детей. Конечно, остаются еще семьи, пытающиеся удержать подрастающее поколение в традициях православных ценностей, но когда родители - кстати, с крестами на шею ведь сегодня НЕ модно быть атеистом - внушают на пороге школы своему отпрыску, что не стоит общаться с детьми, у которых «вместо нормальной одежды китайский ширпотреб», то ни на что хорошее рассчитывать не приходится.
А мои убеждения я никогда не держала в секрете. Я из семьи верующих, хотя сама крестилась поздно - старшее поколение, прошедшее из-за веры лагеря, боялись за нас. Я помню слова бабушки: «Живи по совести и по вере, а крестик на шее или посещение церкви - это уже люди придумали». Вот и стараюсь жить так, потому и выйдя на пенсию, пошла волонтером работать с пожилыми и престарелыми. Как когда-то в богадельнях при царе работали мои предки, а в эпоху СССР мама моя после работы приходила ухаживать за младенцами в Доме малютки, полагая, что каждый человек должен хоть немного, но помочь по силам своим тем, кому хуже в настоящий момент, чем тебе.
Ольга Анцупова 14.08.2020 20:37 Заявить о нарушении
Ольга Анцупова 14.08.2020 21:12 Заявить о нарушении
С неизменным уважением и симпатией
Владимир
Владимир Врубель 14.08.2020 23:30 Заявить о нарушении
Ольга Анцупова 15.08.2020 07:08 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 15.08.2020 09:16 Заявить о нарушении