C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Нашествие татар

Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они, и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их…» написано в летописи 1223 г. о появлении в причерноморских степях нового и опасного врага.

Великий каан (хан) Чингисхан , объединивший в начале века монгольских феодалов в единое государство и создавший сильную армию из кочевников, сначала покорил Южную Сибирь, Центральную Азию, Северный Китай, затем вторгся в Среднюю Азию, которую завоевал за три года.

В 1222 г. тридцатитысячное монгольское войско ворвалось в Закавказье, а затем, пройдя вдоль берега Каспийского моря, появилось в причерноморских степях, в непосредственной близости от русских границ. Жителей степей – половцы позвали на помощь русских князей, чтобы совместными усилиями отразить нашествие завоевателей. Хан половцев, Котян был тесть князю Мстиславу Галицкому , он пришел с поклоном к зятю, и ко всем русским князьям, поднес им богатые дары: коней, верблюдов, буйволов и невольниц, и сказал: «Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас. Если же не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра будете иссечены». Русские князья собрались в Киеве у князя киевского Мстислава Великого  на совет. Мстислав Галицкий стал уговаривать: «Лучше нам принять татар на чужой земле, чем на своей».

Веской 1223 г. дружины русских князей выступили в поход. 31 мая у степной речки Калки произошла битва. Храбро бились русские дружинники, но действия их были несогласованными, и монголо-татарская конница одержала победу. А ведь сначала казалось, что поход русских полков складывался удачно.

Собрав войско, князья подошли к Днепру, к острову Варяжскому. Татары, завидев русских, прислали к ним послов со словами: «Слышали, что идете против нас, послушавшись половцев, а мы вашей земли не занимали, ни городов, ни сел ваших, ни городов ваших и на все не приходили. Пришли мы попущением божьим, на холопов своих, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а нам с вами рати нет. Если побегут к вам половцы, то вы бейте их оттуда, а именье их берите себе, потому что, как слышно, они и вам много зла делают, оттого и мы их бьем отсюда».

Выслушав послов, князья собрались на совет, чтобы принять решение, что делать дальше. Пришедшие с Мстиславом Галицким половецкие князья на коленях умоляли русских не верить татарам, мол, все равно обманут.

Так ничего и, не решив, постановили собраться на следующий день, но ночью половцы тайком подобравшись к шатру послов, зарезали послов. Теперь ничего не оставалось делать, как только идти дальше, навстречу татарам.

Неприятельские разъезды показывались то тут, то там, но близко не подъезжали, а при первой же попытке русских дозоров сблизиться с ними, наметом уходили в степь. Бойкие, неприхотливые и малорослые монгольские лошади в степи имели преимущество перед рослыми русскими боевыми конями. Ездили монголы без седла с длинным поводом, который позволял лошади при каждой остановке щипать жухлую траву степи.

Русские полки двигались медленно, так как их движение все время сдерживал обоз с рухлядью , шедший вплотную за княжескими дружинами. В обозе вели и запасных лошадей. На каждой стоянке разбивали шатры, готовили горячую пищу. Кормили лошадей овсом иногда сеном. Все делалось обстоятельно и неторопливо.

Татарских обоз шел за основным войском в одно - двухдневном переходе, но каждый всадник имел запасную лошадь, которую обычно держали в отдельном табуне вместе с другими, а при необходимости монгольский всадник забирал ее оттуда и привязывал повод к своей ноге.

Так подошли к Днепру, где и разбили лагерь, чтобы отдохнуть, подождать отставших, сюда же подошла и половецкая рать со своими князьями. Из Чернигова пришел князь Владимир Рюрикович  с пешими и конными дружинниками.

Через день дозорные привели вторых татарских послов с такими словами: «Если вы послушали половцев, послов наших убили и идете против нас, то ступайте, а мы вас не трогаем. Бог нас всех рассудит!». На этот раз послов отпустили и те уехали с миром.

Так простояли несколько дней. Спорили, часто ругались. Особенно нетерпеливые молодые князья: Даниил Романович , и Всеволод Мстиславович  предлагали перейти Днепр и ударить по татарам, но старшие предлагали не торопиться еще раз все обдумать. Так, в думах, простояли еще несколько дней. Наконец решили, что Мстислав Галицкий вместе с так близкими его сердцу половцами, должен перейти на другую сторону Днепра и ударить по сторожевым разъездам татар.

Мстислав, рано поутру, в тумане, скрытно переправился через Днепр и неожиданно для неприятеля ударил по небольшому  передовому татарскому отряду и разбил их. Густой туман и удача сопутствовали русским витязям. Немногие из оставшихся побежали, а вместе с ними и их начальник – воевода Гемябек. Половцы, державшие левый фланг русского полка и не вступавшие еще в бой, на свежих лошадях пустились в погоню. Догнали и, жаждая мщения за предыдущие унижения, всех изрубили.

Узнав о победе, все русские князья со своими полками перешли Днепр, и пошли дальше в половецкие степи. Пока шли полки, все обсуждали исход первого сражения и судили, плох или хорош в бою неприятель. Кто-то говорил, что они хорошие стрелки, кто-то утверждал, что они добрые ратники, но большинство считало, что татары слабы против русского напора.

Князь Даниил, шедший со своим отрядом впереди, встретил татар, которые, не приняв боя, рассеялись. Русские конники погнали их дальше в степь, а подошедшие ратники взяли весь их обоз со скотом и пригнали к своим полкам. В русском войске царило веселье и предвкушение быстрой победы. Так продолжалось восемь дней, пока не встретили главную силу татарскую, стоящую на другом берегу реки Калки.

Князь Мстислав Галицкий, как старший в русском войске повелел Даниилу Романовичу перейти реку с передовым полком и закрепиться, чтобы и остальные русские полки могли переправиться.

Приказав своим дружинам переходить реку и построиться для битвы, сам же ничего не сообщил двум другим Мстиславам из желания разбить татар самостоятельно, не прибегая к помощи других.

Битва началась: князь Даниил выехал вперед со своим полком, и смело  врезался в середину строя татар, которые дрогнули и попятились, но получил рану в грудь и замешкался. На помощь бросился князь Мстислав Немой, который был родственником Даниилу, ему удалось вытащить Даниила из сечи и отвести его подальше от сражения, но время было упущено, татары оправились от первого напора и стали обходить с флангов русские полки. Половцы, видя, что татары окружают, побежали назад и смяли строй русских ратников. Замешательство одних, как волна прокатилось по всему войску, русские полки смялись, настала лютая сеча. Теперь каждый бился сам за себя. Кто-то из князей бился не щадя самого себя, в окружении врагов до последнего вздоха, а кто-то стал отступать к реке и переправляться на другой берег.

Выигравшие битву татары гнали русских до Днепра. Шестеро князей были убиты, погибли и ближние дружины некоторых князей, особенно отличившиеся на поле брани. За Днепр ушел только каждый десятый из ратников, отправившихся на битву.
Это было поражение, какого не бывало от начала Русской земли. Многие русские погибли в степях. Поражение на Калке оставило глубокий след в памяти народа.
Татары, победив русских князей, дошли до Новгорода. Жители, не зная их коварства, выходили к ним навстречу с крестами, но были тут же изрублены. Разграбив город и взяв богатую добычу, в этот же год, татары повернули назад и растворились в половецких степях.

Так прошло несколько лет в междоусобных войнах князей русских, про татар же никто ничего не слышал. Да и некогда было. Тут своих забот хватало, то один князь придет, заставляет крест целовать на верность, завтра смотришь, уже другой у ворот стоит. Только успевай поворачиваться платить оброк. От такой жизни хозяйство оскудевает, а княжеские тиуны  все наседают и наседают.

Но в 1237 г., как тать  ночью, неожиданно появились на восточной границе рязанского княжества татарские разъезды. Это были передовые отряды нового татаро-монгольского царя Батыя, внука Чингисхана, который с несметной ордой пошел в новый поход на русские земли.

Батый прислал своих послов к князьям рязанским и потребовал дань, как от своих вассалов, десятину от всего: коней, скота, хлеба, а еще денег. Рязанцы послали к князю Юрию Владимирскому  просьбу о помощи, но тот отказал им, так как держал обиду на князей рязанских за то, что не уступили ему дальнюю волость в качестве приданного, когда он женил своего сына.

Татары осадили Рязань, подвезли стенобитные орудия и, сделав проломы в нескольких местах, взяли город. Резня и грабеж продолжались несколько дней. Погибла вся княжеская семья. Мужчин, женщин и детей рассекали мечами, других расстреливали стрелами, а иных в огонь бросали. Многих уцелевших от первой ярости победителей, забили в колодки и отправили к себе в степи, как рабов. Святые церкви и монастыри сожгли. Села разграбили. Добычу собрали богатую, а из жителей города и ближних сел, кто успел, тот ушел в леса или другие города.

Разграбив Рязань, татары двинулись к Коломне. Им навстречу, из Владимира, вышел сын князя Юрия Владимирского Всеволод и их дальний родственник князь Роман Ингварович. Сражение состоялось около Коломны, где Москва-река впадает в Оку. Диспозиция русских войск оказалась не удачной. С обоих флангов стоял густой высокий сосновый лес, а сзади высокий берег Оки. Кроме того, Батый привел с собой и тьму мордовскую , поэтому преимущество неприятеля было значительным.

Русские бились крепко, и сеча была великая, убили князя Романа и воеводу Еремея, которого прислал Юрий Владимирский на помощь своим родственникам. Князь Всеволод был ранен и с большим трудом пробился с несколькими дружинниками сквозь строй татар и ушел к отцу во Владимир.

Дорога на Москву была открыта. Татары пошли и взяли город приступом, в котором почти не было войск. Взяли в плен князя Владимира сына Юрия Владимирского, а всех, оставшихся жителей перебили от стариков до младенцев.

Разграбив Москву, татары вернулись к Владимиру. Третьего февраля 1238 г.
началась осада. К этому времени, понимая, что самим с таким нашествием не справиться, князь Юрий выехал их Владимира, оставив вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава . Сам с племянниками Василием, Всеволодом и Владимиром Константиновичами поехал на Волгу, поджидая братьев князей Ярослава  и Святослава  с полками.

В то время ситуация вокруг Владимира развивалась трагично. Окружив город, Батый приказал установить стенобитные орудия и начал планомерную осаду.

Однажды утром татары во главе с тысячным  подъехали к Золотым воротам, ведя за собой пленника с веревкой на шее, и крикнули владимирцам: «Не стреляйте!». Когда свист от летящих стрел прекратился, подъехали еще ближе и показали, стоявшим на крепостной стене князьям, боярам и другим защитникам города: «Узнаете своего княжича?». Всеволод и Мстислав с содроганием узнали своего брата Владимира, которого татары захватили в Москве.

Все произошло мгновенно!. Как молния сверкнула на солнце кривая татарская сабля и голова молодого княжича покатилась к ногам лошади тысяцкого, окрашивая ярким красным цветом утоптанный белый снег. Тело уже обезглавленного княжича еще несколько секунд простояло на ногах, а затем рухнуло, подергиваясь в предсмертных конвульсиях.

Татары с гиканьем и улюлюканьем бросились врассыпную назад к своим. Только ноги трупа подергивались мелко, мелко, как будто человек хотел подняться, но никак не мог найти опору. Все стоящие на стене онемели от ужаса, поэтому посланные вдогонку стрелы, пущенные лучниками, никого не зацепили. Оплакивая своего брата, никто из князей и представить себе не мог, что через несколько дней их ждет еще более ужасная судьба.

Сначала осажденные отбивали все атаки неприятеля, но силы были неравны и противник ворвался в город через Золотые ворота. Князья Всеволод и Мстислав с матерью, сестрой со своими детьми и племянниками закрылись в церкви св. Богородицы. Владыка Митрофан молился о спасении душ осажденных. Татары обложили дровами церковь и подожгли. Все находившиеся там люди погибли, кто задохнулся в дыму, кто сгорел заживо.

Разграбленный город горел несколько дней, многие погибли при осаде, других посекли саблями, остальных взяли в полон .
Когда татарский хан Батый, разорив Рязань, двинулся на Москву, то по пути опустошил северо-восточную окраину тульского края. Не встретив серьезного сопротивления на тульской земле, всех захваченных жителей татары брали в плен. Длинные вереницы новоиспеченных рабов, повязанных веревками за шею, потянулись на юг в бескрайние степи.

Население, оставшееся в этих местах, как и все на Руси, несло тяжелое бремя иноземного господства. Поголовная подать, различные пошлины и сборы, произвол ханских чиновников-баскаков разоряли хозяйство крестьян, делали жизнь невыносимо тяжелой, а ведь впереди было еще полтора века иноземного господства.

Пользуясь ослаблением черниговского княжества, соседние рязанские князья в XIII веке включили восточную часть территории нашего края в состав своего княжества.
Татаро-монголам открывался путь на северо-запад, на Новгород. Но активное сопротивление русских, уже подорвало их военную мощь. Понеся огромные потери, они повернули обратно, и, двигаясь широким фронтом мелких отрядов, опустошая села и города, в том числе и Тульский край, ушли на нижнюю Волгу, где основали свое государство ; Золотую орду.

Это было уникальное в своем роде государство, где не было столицы-города, где не было граждан, работающих на процветание своей страны, но была мощнейшая армия, в которой обязано было служить все население новоиспеченного государства. По сути ; это было паразитическое государство, существовавшее за счет войн и разорения покоренных народов.

Через год, в 1239 г. татары вновь пришли на русскую землю, на этот раз они захватили и опустошили южную  и юго-западную Русь. В сражении был  захвачен древний Киев, а гордость русской земли киевские храмы и церкви разграблены и сожжены.

После Киева была разорена Галицко-Волынская земля, откуда, как с плацдарма, в 1241-42 гг. Батый опустошил Польшу, Венгрию, Чехию. Затем пришла очередь Балкан, которые под ударами орды капитулировали. Были захвачены Хорватия Далмация. Но чем дальше продвигались татаро-монголы, тем труднее становилось удерживать захваченные земли. Русь отчаянно сопротивлялась, сковывая дальнейшее движение завоевателей.

Непрекращающаяся борьба русского народа сорвала горделивые замыслы новоиспеченного «покорителя мира», поэтому поход «до последнего моря», о завоевании всей Европы, пришлось забыть. Русь, как в дальнейшем покажет время в первый раз, спасла Европу от страшного нашествия полудиких орд степных варваров. Это был подвиг всемирно-исторического значения, который спас народы Западной Европы и дорогой ценой обеспечил им возможность для дальнейшего развития западной цивилизации.

Неисчислимые бедствия причинило татаро-монгольское нашествие русскому народу. Тысячи людей погибли в сражениях, были разрушены создаваемые веками неповторимые культурные ценности. Повсюду были видны обгорелые стены соборов, церквей, целых городов и деревней. По оценкам историков, население Руси уменьшилось на четверть. Здесь и погибшие, и попавшие в рабство, и ушедшие со своих исконных, родных земель в малоизученные восточные и северо-восточные края.
Татаро-монгольское иго подорвало производительные силы и культуру страны, способствовало сохранению феодальной раздробленности, явилось главной причиной отставания Руси от стран Западной Европы на несколько веков. Но завоеватели из Золотой орды стояли неизмеримо ниже Руси в социально-экономическом и культурном отношении и не могли изменить общественно-политического строя, издавна сложившегося на русской земле.

Но борьба продолжалась. Ожесточенное сопротивление встретили татары у небольших городков-крепостей, которые отчаянно сопротивлялись, погибали, но не сдавались. Рядом с мужчинами на городских стенах бились и женщины, а единственным оружием их были острые, как бритва серпы.

В 1243 г. Батый вызвал в Орду нового великого князя Ярослава Всеволодовича, и тот вынужден был принять из рук хана ярлык на княжение, т.е. признать зависимость от Орды.

Пройдя ураганом по Руси, хан Батый поставил в княжествах своих представителей ; баскаков, наблюдавших за князьями и собиравших дань, которой была обложена русская земля. По доносам баскаков,  на непокорных русских, из Орды приходили карательные отряды, которые жестоко подавляли всякое сопротивление. Один за другим следовали татарские набеги, которые опустошали огромные пространства и приносили многочисленные жертвы. Такие набеги по своим разрушительным последствиям можно сравнить с самим нашествием Батыя.

Чтобы ослабить сопротивление непокорной Руси, Батый, пригласив в Орду великого князя Ярослава Всеволодовича, как бы на праздник, повелел убить его. Телохранители хана в точности выполнили приказ. Тут же в шатре, при многочисленных гостях, за ханским угощением, князя удавили конской уздечкой.

Казалось, в разоренной, непрерывно подвергающейся нападениям Руси уже не осталось силы, чтобы подняться на борьбу с захватчиками, но многочисленные примеры упорного, порой отчаянного сопротивления русских людей показывают, что эта борьба не прекращалась никогда.


Рецензии
Очень трудную тему вы подняли. И пишете будто там сидели в шатрах.... Закончили вы отчаянным и мутным. Что кому казалось? Что и кому показывают и на каких фактах? Докажите. Видимо прочитали литературное чье то и свое добавили и эмоции. Вы реферат писали?

Галим Фарзтдинов   30.10.2017 23:12     Заявить о нарушении
Если бы татары были такими уж кровожадными, на территории России была бы пустыня.
А вот по некоторым сведениям, ордынские ханы прямо-таки лелеяли, берегли своих подданных, невзирая на национальность. И вероисповедание. И налогами облагали просто смешными по сравнению с сегодняшними.
Да, ханские баскаки периодически устраивали погромы. А как иначе убедить князьков своевременно платить налоги? Дисциплинка-то хромала в те далекие годы.
Впрочем, девиз "..заплати налоги, и спи спокойно".. по сей день актуален.

Юсуф Айбазов   02.01.2018 13:01   Заявить о нарушении
Кипчаки - не таттаро монголы и не тем более не не вменяемый пацан 16 летний Батый , которого прокончили свои в его19 лет .. во сколько лет воевал двумя зимами Батый? Он может и и жил был некий Батый а было другое и не татрото монголы а кипчаки прикончили 2-х вековековое иго пололоцев и пропорловецких кнезей и в Европе. Нечего было кроваво нападать на булгар и башкир Дологрукому с половцами.

Галим Фарзтдинов   03.01.2018 23:44   Заявить о нарушении