Какие кочи найдены в Мангазее, или о коррупции XVI

Население Беломорья с XVI века начало активное продвижение на восток вдоль Западно-Сибирского побережья Ледовитого океана. В научной литературе приводится достаточно фактов из письменных, археологических источников подтверждающих промысловую деятельность поморов в западном секторе арктики. Спорным остается вопрос, на чем осуществлялась эта деятельность, и насколько правомерно найденные археологами многочисленные детали судов в Мангазее ассоциировать с Беломорским судостроением.

На восточном направлении: Новая Земля, Карское море использовались несколько типов судов, среди которых были: «карбас для новоземельского кочевого промысла», «лодья тесовая кочневая», «кочмара» (модификация лодьи с треугольным фоком). Вероятно, из этих типов и создался тип судна, который получил широкое распространение под названием «коч». Судно должно было обладать следующими качествами: мореходностью, небольшой осадкой, чтобы можно было подниматься по небольшим речкам до волоков, широким плоским килем для остойчивости при перетаскивании по волокам, волоков было три: Пинежский (из Пинеги в Кулой), Канинский и Ямальский. В период расцвета Мангазейского морского хода по нему прошли сотни поморских судов, дойдя до Мангазеи промышленники Поморья свои суда не продавали на стройматериалы, так как им надо было возвращаться на них обратно. Аварии, конечно, бывали, но случались они по пути «туда» или «обратно», следовательно, их обломков в самой Мангазее быть не может.

Закрыть морской мангазейский ход попросили царя Тобольские воеводы, в качестве аргументов были: якобы защита Сибири от иностранцев (хотя достаточно было поставить острог на о. Вайгач, тем более, что европейские типы судов до конца XIX в. не могли проходить Карское море), но главная причина была в том, что разные пошлины и подати им не доставались, промышленники платили все в Окладниковой слободе (Мезени) или Архангельске, т.к. суда ходили напрямую с Белого моря, а Мангазея находилась на территории Тобольского воеводства.
Противников запрета было не мало, поэтому царь окончательное решение оставил за Тобольскими воеводами, и именно они запретили в 1619 г.морской ход.
Пинежские и Мезенские мастера еще в конце XVI века научили жителей Оби шить кочи. И кочи строились ежегодно не только промышленниками, но и для казенных поставок в Мангазею.

В 1667 г. Тобольские воеводы П.И, Годунов и Ф.Ф. Бельский писали в Сибирский приказ, что для обеспечения казенных перевозок в Мангазею (завоза хлеба, соли, вина, пороха и т.п) ежегодно строится по 8 и более кочей. При этом «обратно в Тобольск никогда не присылаются, а пропадают те кочи небреженьем в Мангазее». Постройка одного коча обходится по 116 руб, 28 алтын [1]. Речь идет о судах под казенные поставки.

Между тем, в Подвинье в эти же годы строительство коча, судя по подрядным документам, обходилось от 9 до 12 руб. [2]. Для сравнения: размер государева жалованья Семена Дежнева в 1660-е годы составлял 5 рублей в год. [3].
Служили кочи в Поморье по 15-20 лет. И на других реках, например, на Лене, на Собачьей по данным Сибирского приказа, «за море ходят кочи лет по 6,7 потому что относятся к ним с береженьем» [4]. Бережно относились к своим судам промышленники и купцы, ежегодно вывозившие из Мангазеи сотни тысяч шкурок соболей и другой мягкой рухляди.

Не трудно подсчитать, что за 70 лет существования Мангазеи из Тобольска в нее было отправлено построенных за казенный счет более 560 кочей с казенными товарами. Часть из них погибла, как например «в 1660 на море разбило 5 кочей, потонуло 1052 чети муки, да 214 пудов соли», но остальные,  дойдя до места, обратно не вернулись, а были разобраны и проданы на стройматериалы, дефицит которых в Мангазее был острым. Части именно этих судов Обской постройки находят в большом количестве археологи при раскопках в Мангазее.

Можно ли эти детали идентифицировать как общую северорусскую традицию? С точки зрения обработки материалов, технологических приемов, наверное, можно, так как учителями были мастера из Поморских волостей. Но с точки зрения качества – одноразовое использование, по территории применения – по реке Оби, небольшой участок моря по Обской губе, река Таз – пытаться реконструировать на основе этих находок типы судов, применявшиеся в других промысловых районах, наверное, не корректно.

Коч – судно применявшееся на восточном (Сибирском) направлении в XVI – XVIII вв. На Беломорье известно два типа коча: новоземельский и мангазейский. После закрытия Мангазейского хода на Новоземельских промыслах и в Карском море (а там промыслы не запрещали, и они продолжались на Шараповых кошках и в других районах) в документах отмечены лишь кочи «новоземельские». В Печорском и Белом морях, на Тиманском берегу основным средством были модификации карбасов, на Мурмане – различные типы шняк, на Груманте – основным транспортом были модификации лодий, а промысел велся с карбасов, на Новой Земле кроме кочей так же применялись лодьи и карбаса, причем значительно дольше – до конца XIX в.
Добившись закрытия морского хода, Тобольские воеводы получили не только пошлины и сборы с промышленников и купцов, но и постоянный приток денег на казенные закупки и поставки, из которых имели огромный процент личной прибыли.

 [1]. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на северо-востоке Азии. Сборник документов. ЦГА Древних Актов СССР. М. 1951. C. 84.
[2]. О.В.Овсянников, М.Э. Ясински.  Волоки вдоль ледовитого океана-древняя дорога торговли, промыслов, Этнических контактов. Мезень и мезенский край в истории отечества и Баренцева региона. Архангельск 2006. ч. 2. С. 57-58.
[3]. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на северо-востоке Азии. Сборник документов. ЦГА Древних Актов СССР. М. 1951. C. 45.
[4]. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на северо-востоке Азии. Сборник документов. ЦГА Древних Актов СССР. М. 1951. C. 89.

Ружников Андрей Валерьевич, снс Архангельского краеведческого музея


Рецензии