О чуткости и доброте

В предыдущих главах мы уже касались многих качеств, которые должны быть присущи добропорядочному человеку. Некоторые из этих качеств, как например, такт, если даже не были присущи человеку, могли проявляться, хоть и не в полной мере, но под воздействием его разума.
Однако, бывают такие качества, которые могут проявляться только в том случае, если они глубоко заложены в натуре человека. Речь идет о чуткости и доброте. Такие качества невозможно имитировать.
По определению авторитетных источников, ЧУТКОСТЬ - социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам. Вместе с тем - это и тактичное отношение к самолюбию, гордости и достоинству других людей.
В обиходном понимании простых людей, чуткость - это прежде всего желание и умение тактично помочь человеку, когда он в этом нуждается.
В свое время у меня очень тяжело болела супруга. Стоимость лекарств просто зашкаливала. Наступил момент, когда я уже не мог приобрести нужные препараты. (Вообще-то мне помогали все близкие, но в тот момент поступление средств почему-то задерживалось.)
Начал у всех коллег просить денег взаймы. Кто-то из них, видимо, сообщил руководству о моих проблемах.
Буквально на следующий день меня пригласила руководитель и сказала: «Насколько я знаю, у Вас проблемы с лекарствами. Пойдите в Минздрав, Вам там помогут в рамках программы господдержки. Договоренность об этом уже достигнута».
Я был тронут до слез. Мне действительно помогли. Это была очень ограниченная по масштабу программа, и вписаться в нее было не совсем просто. Мне не стали пояснять, каким путем удалось решить этот вопрос, но я и так понимал, что с большими хлопотами. Благодарен я был не только за то, что мне в трудный момент реально помогли, что было зримым жестом чуткости. Не меньше для меня значило и то, что сделано все это было в очень тактичной форме.
Прошло уже много лет, но я до сих пор ощущаю чувство благодарности за доброе и внимательное отношение.
Есть много определений чуткости. Вероятно, все они - правильные. Каждый формулирует так, как он чувствует. Но в принципе, можно сказать, что чуткость – это потребность души и сердца, которая приводит человека к благим деяниям, к способности понимать и быстро реагировать реальной помощью на проблемы других людей.
В далекой юности мне довелось работать слесарем. До этого я учился в педтехникуме, и о слесарном деле имел такое представление, как о жизни на Марсе. Новое дело давалось мне нелегко. Я страшно переживал от стыда перед сверстниками, которые были на два порядка сильнее меня.
Через какое-то время меня перевели на сварочные работы. Мне стало еще хуже. Я не мог уловить момент начала плавления металла и вовремя подать электрод. Конечно, очень переживал. Однажды во время перерыва ко мне подошел бригадир, который был намного старше меня, и сказал, что видит мое состояние, и пока никого нет (чтобы не ставить меня в неловкое положение перед всеми ), он мне поможет.
Он стал у меня за спиной, взял мои руки в свои, и стал регулировать, когда манипулировать горелкой, когда электродом. И вдруг, о чудо! Я понял, в чем суть дела. Мне сразу стало неизмеримо легче. Он еще пару раз что-то показал.
А в последующем, практически взял меня под свою опеку.
Постепенно я стал довольно сносно варить, и научился многому другому. И всю жизнь я думаю - как простой работяга, имевший за спиной 5 - 6 классов образования, смог проявить к пацану столько такта, доброты и чуткости. Дай-то Бог, чтобы таких людей было побольше на этом свете.
Через много лет, когда я уже был главным инженером в Министерстве, с женой и двумя детьми мы за тридевять земель поехали к нему, чтобы сказать «спасибо» за поддержку в юности. В то время избавиться от комплекса неполноценности, что произошло с его помощью, для меня стоило дороже любого представимого подарка. Поэтому я всегда помню об этом.
Чуткость – особенно свойственна людям, имеющим доброе сердце и жизненный опыт, которым довелось пережить достаточно много боли, страданий, и пройти через серьезные трудности.
К сожалению, чуткости и доброте практически нельзя научить. Эти чувства, как и многое другое, должны быть привиты, в основном, в семье.
Но сами по себе они вряд ли смогут развиться. Озаботиться их развитием необходимо как можно раньше, ибо с взрослением ребенок обнаруживает вокруг себя столь много плохого, что в его сознании возникает вопрос о целесообразности доброты.
Задача воспитателей, и в доме и в школе, - показать ребенку, что все эти чувства существуют, и если малыш растет в атмосфере заботы, дружелюбия и уважения, он, наиболее вероятно, и вырастет достойным человеком.
Сейчас часто и много говорят о дефиците чуткости, такта и доброты. Возможно, в целом это и правильно, но в частности может складываться другая картина. Один из великих философов выразил такую мысль, что очень часто оценку чему -либо правильней давать не по крупным и масштабным действиям, а по мелочам.
Крупные действия всегда заранее обдумываются, и являются продуктом разума, а мелочи человек делает невзначай, между прочим, даже автоматически, и они являются отражением его натуры, в силу привитых ему правил поведения. Возможно ранее, я много добрых жестов в мой адрес, или чуткости и доброты, особенно-то и не замечал. Зато сейчас, когда я стал уже очень немолодым человеком, меня трогает все.
Я хотел через автомат, стоящий на улице, оплатить коммунальные услуги. Что-то у меня не получалось, и я довольно долго простоял у автомата. Вдруг около автомата остановилась проезжающая машина. Из нее вышла женщина и сказала: «Видимо у Вас тут какие-то трудности, давайте я помогу». Очень проворно она все сделала, вернулась в машину и быстро уехала. Мелочь? Не думаю. Душевный позыв, тронувший меня. Другой пример.
У меня, по недосмотру, в одну из суббот кончилось серьезное лекарство, которое отпускается только по рецепту. Пришел я в аптеку, объяснил положение, что раньше понедельника у меня рецепта не будет, а лекарство нужно непременно сегодня. Провизор, выслушав, сказала: «Если меня даже снимут, я Вас без лекарства не отпущу». Нужны ли здесь комментарии?
 Такие примеры могут случаться по нескольку раз на дню. Но я все-таки к ним не привыкаю. Каждое проявление чуткости, доброты и внимательности, я воспринимаю как Божий дар, и каждый раз, как будто в первый раз.
Чуткость настолько тесно переплетается с добротой, что очень затруднительно говорить об этих чувствах раздельно.
Сейчас, практически, мало кто решается о чем-то писать, предварительно не сверившись с Интернетом и толковыми словарями.
Вот как Википедия трактует понятие «доброта».
Добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа…, а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро».
Добро зародилось намного раньше, чем для него придумали такое сложное определение. Мне думается, что в человеческом обществе нет ни одного другого качества, потребность в котором была бы столь высока, как в доброте. Доброта инстинктивно свойственна человеческой натуре, но вся беда в том, что зачастую она заложена не во всех, или в недостаточной дозе.
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Поделится последним куском хлеба, сдаст кровь, чтобы помочь больным, приютит под своим кровом оставшегося без жилья.
Народная мудрость гласит: «Доброта спасёт мир».
Я уже указывал, что в этих записях, ради достоверности, привожу только те примеры, которые происходили либо со мной лично, либо с членами моей семьи. В предыдущих книжках я критически отзывался об одном сравнительно молодом человеке, которого знаю и дружу с ним почти всю его жизнь. Мы с ним разошлись в принципах оценки вкладов отдельных лиц (не являющихся акционерами) в развитие конкретного бизнеса.
Там же я писал, что привык уважать чужое мнение, в том числе и то, которое не разделяю, поэтому зла на него не держу. Наоборот, думая о реальных фактах доброты, я решил показать ее именно на примере этого же человека.
Я должен был купить квартиру. Денег, как всегда не хватало. Зная об этом, он решил мне помочь. Но, не желая ставить меня в неловкое положение, отдал определенную сумму моему сыну, сказав ему, что возвращает мне долг. Мне он не сказал ни слова. И мы никогда на эту тему не говорили. Примерно аналогично он поступил, помогая мне и во время болезни моей супруги.
И, наконец, еще один факт. Когда я вышел на пенсию и лишился служебной машины, он, не говоря мне, через своего сотрудника, стал оказывать сильное давление на мою помощницу, с тем, чтобы она пошла учиться, и получила водительские права. Когда это произошло, он через того же сотрудника подарил нам пусть скромную, но живую машину, которой мы пользовались несколько лет. Причем, и здесь он никогда в общении со мной не касался этих вопросов. (Все как в компьютере, «по умолчанию».)
Для меня в этих вопросах важны не столько факты добрых жестов, ибо мы не мало делали друг для друга, а то, что они были сделаны в максимально корректной форме. Причем всегда по его инициативе. С просьбами я никогда не обращался.
Поэтому, изложенные выше факты я считаю не только жестом доброй воли, но и проявлением и чуткости и такта. Я никогда не забываю добрых дел, и не боюсь говорить о своей благодарности за них вслух. Но это не мешает мне давать критические оценки тогда, когда с моей точки зрения для этого есть обоснованный повод.
Слово «доброта» - это старое слово. Но сегодня, в век бурного развития техники, сплошной компьютеризации, люди стали меньше общаться. Все замкнуты на себе, на своих проблемах, и очень мало думают о других, тем более о том, чтобы проявлять к ним доброту. Люди страдают оттого, что доброты в их жизни стало попросту не хватать.
Мне понравилось очень актуальное на сегодня стихотворение Генриха Акулова, приведенное в одном из школьных сочинений:

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Доброта делает людей счастливыми. Чем больше мы отдаём, тем больше получаем. Чем больше мы делаем добра, тем счастливее мы становимся. Раздумывая о судьбах людей и правилах их общения, великий Грузинский поэт Шота Руставели почти тысячу лет назад провозгласил: «Что раздашь - твое, что скроешь - пропадет навеки».
Доброта, душевная щедрость, способность делать добро, воспитывают достойного человека, а злость, черствость и равнодушие принижают его, причем зачастую не только в глазах общества, но и в собственных.
Мне кажется, что чуткость может быть присуща только добрым людям. Поэтому, культивируя добро, мы тем самым создаем и потенциал чуткости.
Вероятно, меня можно обвинить в плагиате, но если мне на глаза где-либо попадала умная, а тем более созвучная мне мысль, я не хотел ее терять. О доброте и чуткости гораздо больше, чем о других качествах, писали поэты и писатели. У поэтессы А. Апухтиной я позаимствовал всего две строки:

Добро нежданное и искренне, и вечно,
То дар судьбы, он как тепла исток.

Зато из песни Лученока взял значительно больше, хотя она заслуживала, чтобы привести ее полностью.

Добрым быть совсем, не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Раздумывая о роли и месте доброты в человеческой жизни, невольно приходишь к выводу, что это одна из наиболее важных составляющих нашего бытия.
Все детские сказки построены на основе борьбы добра со злом.
Большинство кинофильмов также показывают борьбу двух начал, причем, как правило, добро побеждает зло.
Этим самым детям и юношам, и в какой-то степени, и взрослым, прививается вера в добро, по мере возможности внушаются чувства потребности в добре и желание делать добрые дела.
Доброта и чуткость, к сожалению, не принадлежат к тем качествам, которые можно с ходу освоить. Поэтому выше уже говорилось, что над этим родителям и воспитателям надлежит много и упорно работать с детьми, начиная с их самого раннего возраста.
Вместе с тем, очевидно, могут быть случаи и одномоментного «прозрения». Так, Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» рассказывает, что однажды священник пустил к себе на ночлег случайного человека. Утром, когда этот человек встал, он ограбил хозяина, украв у него все серебрянные столовые приборы. Менее чем через час, его задержала полиция, и привела в дом, где он ночевал. На вопрос полиции священник сказал, что ничего он не воровал, а все, что у него обнаружено, взято с его разрешения.
Вор настолько опешил, что тут же дал перед Богом клятву, никогда больше не воровать, и вообще вести праведную жизнь. Клятву свою он сдержал. Как мне кажется, здесь главную роль сыграл не столько факт укрывательства, сколько светлый образ человека, священника, живущего в совершенно ином измерении, и спонтанно вспыхнувшее желание быть на него похожим.
Великое счастье - испытать чужую подлинную доброту, поверить ей, и не обмануться… Она всегда приходит «незаслуженно», не по обязанности, но как дар, дающийся по собственному почину, без возврата, без ответного дара и возмещения, - «ни за что, ни про что».
Чужая доброта - это и обещание, и исполнение обещанного, теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший это, не может не ответить (рано или поздно) своею добротою. И для вражды и ненависти не остается места в душе.
Вместе с тем, за добро нередко приходится бороться, защищая его от нападок и противодействия. Вскоре после революции, ряд поэтов и писателей во главе с М. Светловым, обеспокоенные таким положением, решили написать стихотворение, где звучала бы мысль, что добро должно быть с кулаками (чтобы уметь себя защищать). Такое стихотворение написал С.Ю.Куняев. Ниже приводятся выдержки из него:

Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.

И дальше:

что смысл истории в конечном
в добротном действии одном –
спокойно вышибать коленом
добру, не сдавшихся добром

Но завершить эту главу мне хотелось бы выражением искренней и глубокой признательности всем тем, кто делал, делает, и будет делать людям добро, будучи глубоко убежденным, что именно они украшают наше общество Я искренне призываю Божью милость на чело всех тех, кто добр, чуток и тактичен.
 


Рецензии
Интересные у вас рассуждения...это замечательно!1

Лариса Белоус   11.02.2016 19:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Но в моих глазах изложенные мысли
приобретают ценность, когда осуществляются.
Успехов Вам!

Михаил Шаргородский   12.02.2016 10:40   Заявить о нарушении
Кажется, вы писали из моей души... Удивительно, что Вы описали то, о чём я не раз размышляла: "Чуткость – особенно свойственна людям, имеющим доброе сердце и жизненный опыт, которым довелось пережить достаточно много боли, страданий, и пройти через серьезные трудности.
К сожалению, чуткости и доброте практически нельзя научить. Эти чувства, как и многое другое, должны быть привиты, в основном, в семье.
Но сами по себе они вряд ли смогут развиться. Озаботиться их развитием необходимо как можно раньше, ибо с взрослением ребенок обнаруживает вокруг себя столь много плохого, что в его сознании возникает вопрос о целесообразности доброты.
Задача воспитателей, и в доме и в школе, - показать ребенку, что все эти чувства существуют, и если малыш растет в атмосфере заботы, дружелюбия и уважения, он, наиболее вероятно, и вырастет достойным человеком.
Сейчас часто и много говорят о дефиците чуткости, такта и доброты. Возможно, в целом это и правильно, но в частности может складываться другая картина. Один из великих философов выразил такую мысль, что очень часто оценку чему -либо правильней давать не по крупным и масштабным действиям, а по мелочам".

Спасибо за публикацию.

Айша Курбанова 3   16.05.2023 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.