Что? Где? Когда? Выпуск 18

Что? Где? Когда?
Сегодняшняя игра отличается от предыдущих игр. Все  названные вопросы я решила задать, просматривая свои эссе и очерки. Об этих писателях я рассказывала, поэтому моим читателям ответить будет несложно.

А впрочем, уважаемые читатели, если Вы знаете хотя бы один ответ, не стесняйтесь, пишите и этим Вы очень порадуете автора.

Предлагаю подсказки.

 Поиграем?

1.
Энциклопедически образованный он не учился ни в каком престижном заведении. Был выгнан из 5-го класса гимназии.
Всю жизнь был самоучкой.

Он был одарен многогранно. Критик, переводчик (перевел с английского сказки Киплинга,  Тома Сойера" Марка Твена, пересказал "Робинзона Крузо" Д.Дефо,"Приключения барона Мюнхаузена)".
Он - великолепный мемуарист, замечательный детский поэт, историк литературы, лингвист.
В 1962 году в Оксфордском  университете, старейшем в Европе, ему вручили диплом  почетного доктора литературы.  Тогда   же ему вручили чёрно-красную мантию  академика.
После И.С.Тургенева он стал вторым русским писателем, удостоенным этого звания в Англии.

Вопрос :  О ком идёт речь?
Подсказка: этому писателю, его дочери и  их дому-музею в Переделкино посвящены
три главы книги "Я помню" (см. алфавитный указатель к книге).

Вопрос 2
В 1995 году на церемонии вручения ему Государственной премии России, в присутствии всех высших лиц государства во главе с Президентом, за полгода до смерти поэт  выступил с речью:

«… Я благодарен судьбе за то, что выжил на той войне и после нее, что дожил до этих дней и до дня сегодняшнего.
Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счел меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу.
Наверное, я должен был бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки сегодня я разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне — мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, — эта мысль для меня воистину невыносима. За моими плечами четыре года той большой войны, и еще маленькая война с японцами, и еще многое другое — думаю, что я имею право сказать об этом. Я понимаю, что я несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что я думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России…»
Назовите имя этого поэта.
На слова этого прекрасного поэта написано много песен.Часто их исполняют Никитины.
В фильме "Москва слезам не верит"звучит одна из  песен.
Вот фрагмент из неё:

"...Что же из этого следует?— Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю,что все это следует шить."


3.
 Назовите имя поэта, которому принадлежит это стихотворение.
Подсказка: поэт входил в группу ОБЭРИУтов,лишь он один дожил до среднего возраста.
В конце тридцатых годов был репрессирован,о чём позже написал воспоминания.
О нём можно прочитать в очерке,напечатанном в рубрике "Современники"

МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

4.

 В июне 1946  он был арестован и осужден за антисоветскую агитацию. Предположительно, причиной ареста были стихи — крамольная скоморошья  частушка с рефреном «Мать моя посадница», где были, например, такие строки:

Проперчи страну дотла,
Песня-поножовщина,
Чтоб на землю не пришла
Новая ежовщина!

После почти двухлетнего (с июня 1946 по март 1948) следствия (Лубянка, Бутырская и Лефортовская тюрьмы)  был направлен для отбывания пятилетнего срока в Вятлаг Кировской области. Ему принадлежат стихи:

КЛЯНУСЬ НА ЗНАМЕНИ  ВЕСЕЛОМ.

Однако радоваться рано -
и пусть орет иной оракул,
что не болеть зажившим ранам,
что не вернуться злым оравам,
что труп врага уже не знамя,
что я рискую быть отсталым,
пусть он орет,- а я-то знаю:
не умер Сталин.

Как будто дело все в убитых,
в безвестно канувших на Север -
а разве веку не в убыток
то зло, что он в сердцах посеял?
Пока есть бедность и богатство,
пока мы лгать не перестанем
и не отучимся бояться,-
не умер Сталин.

Пока во лжи неукротимы
сидят холеные, как ханы,
антисемитские кретины
и государственные хамы,
покуда взяточник заносчив
и волокитчик беспечален,
пока добычи ждет доносчик,-
не умер Сталин.

И не по старой ли привычке
невежды стали наготове -
навешать всяческие лычки
на свежее и молодое?
У славы путь неодинаков.
Пока на радость сытым стаям
подонки травят Пастернаков,-
не умер Сталин.

А в нас самих, труслив и хищен,
не дух ли сталинский таится,
когда мы истины не ищем,
а только нового боимся?
Я на неправду чертом ринусь,
не уступлю в бою со старым,
но как тут быть, когда внутри нас
не умер Сталин?

Клянусь на знамени веселом
сражаться праведно и честно,
что будет путь мой крут и солон,
пока исчадье не исчезло,
что не сверну, и не покаюсь,
и не скажусь в бою усталым,
пока дышу я и покамест
не умер Сталин!
1959

ПАМЯТИ А.ТВАРДОВСКОГО

Вошло в закон, что на Руси
при жизни нет житья поэтам,
о чем другом, но не об этом
у черта за душу проси.

Но чуть взлетит на волю дух,
нислягут рученьки в черниле,
уж их по-царски хоронили,
за исключеньем первых двух.

Из вьюг, из терний, из оков,
из рук недобрых, мук немалых
народ над миром поднимал их
и бережно, и высоко.

Из лучших лучшие слова
он находил про опочивших,
чтоб у девчонок и мальчишек
сто лет кружилась голова.

На что был загнан Пастернак -
тихоня, бука, нечестивец,
а все ж бессмертью причастились
и на его похоронах...

Иной венец, иную честь,
Твардовский, сам себе избрал ты,
затем чтоб нам хоть слово правды
по-русски выпало прочесть.

Узнал, сердечный, каковы
плоды, что муза пожинала.
Еще лады, что без журнала.
Другой уйдет без головы.

Ты слег, о чуде не моля,
за все свершенное в ответе...
О, есть ли где-нибудь на свете
Россия - родина моя?

И если жив еще народ,
то почему его не слышно
и почему во лжи облыжной
молчит, дерьма набравши в рот?

Ведь одного его любя,
превыше всяких мер и правил,
ты в рифмы Теркина оправил,
как сердце вынул из себя.

И в зимний пасмурный денек,
устав от жизни многотрудной,
лежишь на тризне малолюдной,
как жил при жизни одинок.

Бесстыдство смотрит с торжеством.
Земля твой прах сыновний примет,
а там Маршак тебя обнимет,
"Голубчик,- скажет,- с Рождеством!.."

До кома в горле жаль того нам,
кто был эпохи эталоном -
и вот, унижен, слеп и наг,
лежал в гробу при орденах,

но с голодом неутоленным,-
на отпеванье потаенном,
куда пускали по талонам
на воровских похоронах.
1971

Вопрос: Кто это? Назовите фамилию.
Подсказка: Дважды я упоминала поэта. В книге "Я помню" ,в главе о похоронах Твардовского. О нём же есть очерк в "Современниках"

5.
«Умоляю вас,
 Христа ради,
 с выбросом просящей руки,
 раскопайте мои тетради,
 расшифруйте дневники».

Раскопал, расшифровал, собрал Юрий Болдырев. Иногда подвижнически собирал по строчке...

 Трёхтомник поэта вышел посмертно, при жизни он этого не удостоился.
В статье «Памяти друга» Давид Самойлов отметил, что  он «казался суровым и всезнающим... не терпел сентиментальности в жизни и в стихах... Он кажется порой поэтом якобинской беспощадности. В действительности он был поэтом жалости и сочувствия…»

 Осенью 1937 года он  поступил в Московский юридический институт. Но юриспруденция не очень волновала , его больше привлекал литературный кружок при институте, которым руководил Осип Брик: «На лекциях было скучно. На кружке было интересно».

Любопытный эпизод произошел в 1938 году. Судебный исполнитель пришел к студентам и сказал: — Сегодня иду описывать имущество жулика. Выдает себя за писателя. Заключил договора со всеми киностудиями, а сценариев не пишет. Кто хочет пойти со мной? — Как фамилия жулика? — спросил этот будущий знаменитый поэт. Исполнитель полез в портфель, покопался в бумажках и сказал: — Бабель, Исаак Эммануилович. «Мы вдвоем пошли описывать жулика… — пишет в воспоминаниях  он. — В квартире не было ни Бабеля, ни его жены. Дверь открыла домработница. Она же показывала нам имущество...»
Вопрос: О ком шёл рассказ?
Подсказка: Близкие друзья: Ю. Левитанский,  Д. Самойлов.
Это один из самых замечательных поэтов был популярен  стихотворением "Лошади в океане",на которое была создана песня.

6.

Лизистрата

Постой!... Ты что-то путаешь в запале!
Известно ведь любому пацану:
На вас не нападали. Вы - напали.
Вы первыми затеяли войну!

Вы гражданам защиту обещали,
А получился форменный скандал!…
Кого и от кого вы защищали,
Когда на вас никто не нападал?

Ах, сколько на земле людишек подлых!
Такие уж настали времена!...
Вы подлость преподносите, как подвиг,
И просите за это ордена!

Предводитель (надменно)
Позвольте вам заметить с укоризной -
И поскорей возьмите это в толк! -
Мы выполняем долг перед Отчизной,
Священный перед Родиною долг!

Лизистрата (раздумчиво)
Пред Родиной, конечно, неудобно...
Долги, конечно, надо отдавать...
Но почему она - в уплату долга -
С вас требует кого-то убивать?
И коль у вас пред ней долги такие,
Что даже жизнь - в уплату их - пустяк,
То хочется спросить вас, дорогие,
Зачем же вы одалживались так?
Коль Родина удар наносит сзади,
Да так, что аж в глазах потом круги,
То лучше, дорогие, не влезайте
Вы к этой страшной Родине в долги!
1998
Кто автор этого произведения?

Подсказка: Актёр театра на Таганке, киноартист,поэт.

7.
Язык  произведений писателя изменил русскую литературу... В его произведениях  нет социальности, назидательности, чувства вины. Он будто отстранён от своего текста. Его язык  - это чистота, смысл, звук.

 Не обладая  даром особого музыкального слуха, он создал  изумительно утончённую прозу с такими богатыми оттенками, что она напоминает музыку симфонического оркестра. Голоса дождя, света, деревьев, стрекоз - звучат отдельными мелодиями и сливаются в мощную музыку всего произведения. И в нём сконцентрировано  дыхание  жизни: нежность, любовь, тоска.

Являясь одновременно учёным, ( он занимался одной из непрактичных областей ЛАПИДОПТЕРОЛОГИИ - изучение бабочек, он создал громадную коллекцию из тысяч экземпляров) и писателем, он по-своему видит мир.

В одном интервью он сказал: " Природа, наука и искусство сливаются воедино"...  "...но искусство первично. В писателе соединился гений учёного и гений художника.
О ком шла речь?
Писателем написано 16 романов,причём половина из них на русском,половина-на английском языках.

8.
О своём друге известный психолог Владимир Леви писал: творческая жизнь, словно мозг, состоит из двух полушарий: поэзии и науки. Он биолог, весьма крупный ученый, и кто-то о нем сказал, что в поэзии он профессор, а в науке поэт. Это больше чем верно: он мастер, мастер вдвойне и втройне - мастер жизни, ПОНИМАЮЩИЙ жизнь.

Удивительная естественность. Сложность высшего пилотажа и неожиданность простоты. Аристократизм и демократичность. Свобода и строгость. Красота и гротеск. Юмор и трагедийность. Знойная чувственность и пророческое вдохновение... Это все и в стихах, и в нем: он гармоничен, ему дано Чувствознание.

Классик не по пьедестальному званию, а по сути: один из тех, всегда очень немногих, чей голос, будучи голосом поколения, есть и голос Вечного, голос Всечеловека".
Назовите фамилию и псевдоним этого замечательного поэта и барда.

Подсказка:
Одна из популярных его песен-
Брич-Мулла

   Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла *,
   Где чинара притулилась под скалою.
   Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
   Брич-Мулла,
          Брич-Муллы,
               Брич-Мулле,
                Брич-Муллу,
                Брич-Муллою.

Был и я мальчуган и в те годы не раз
Про зелёный Чимган слушал мамин рассказ,
Как возил детвору в Брич-Муллу тарантас -
Тарантас назывался арбою.
И душа рисовала картины в тоске,
Будто еду в арбе на своём ишаке,
А Чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою.

Но прошло моё детство и юность прошла,
И я понял - не помню, какого числа, -
Что сгорят мои годы и вовсе дотла
Под пустые, как дым, разговоры.
И тогда я решил распроститься с Москвой
И вдвоём со своею ещё не вдовой
В том краю провести свой досуг трудовой,
Где сверкают Чимганские горы.

Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу
И вручили свою отпускную судьбу
Ишаку - знатоку Туркестана.
А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,
Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,
Как Чимганские горы царят впереди
И зовут и сверкают чеканно.

С той поры я арбу обживаю свою
И удвоил в пути небольшую семью,
Будапешт и Калуга, Париж и Гель-Гью
Любовались моею арбою.
На Камчатке ишак угодил в полынью,
Мои дети орут, а я песни пою,
И Чимган освещает дорогу мою
И безумно прекрасен собою!
1980
* Брич-Мулла - кишлак в предгорьях Чимганского хребта, примерно в 100 км от Ташкента. В Брич-Муллу и лежащий неподалёку поселок Чимган ташкентцы издавно выезжают летом, скрываясь от городской жары. Сейчас там сосредоточены базы отдыха, там же проводится традиционный Чимганский фестиваль самодеятельной песни.

 

9.
Назовите автора этих строк.

Я поле жизни перешел
И отдохнуть присел.
Там одуванчик тихо цвел,
И жаворонок пел.
И так мне было хорошо,
Что я забыл почти,
Что поле жизни перешел
И дальше нет пути.

Какая странная история случилась с этим стихотворением?
Подсказка: Есть у меня короткий рассказ о странной истории этого стихотворения

10.
А это кто сочинил?

"Был биссектрисе дом не нужен.
Носилась вечно по делам.
Но , постарев, вернулась к мужу
И делит угол пополам."

"Когда вам гадит троглодит,
Ведь что-то им руководит?"

"Жил человек на острове
В печальном одиночестве,
Детей не знал по имени,
Но вспоминал по отчеству."
-------------------------------------

"Чуть-чуть похудеть
Захотелось скелету,
И он ради этого
Сел на диету."
Но это ведь Вам известно? 
Замечательная и удивительная женщина,преподававшая английский язык в Англии.


Рецензии
Спасибо за необычную викторину, Майя. Необычность в том, что она состоит не только из вопросов, но и содержит интересные истории, стихи, малоизвестные эпизоды. Поэтому, даже догадавшись по какому-то факту или цитате, о ком идёт речь, всё равно продолжаешь читать и узнаёшь что-то новое для себя. А теперь ответы.
1.Корней Чуковский.
2.Юрий Левитанский.
3.Николай Заболоцкий.
4.Борис Чичибабин.
5.Борис Слуцкий.
6.Леонид Филатов.
7.Владимир Набоков.
8.Дмитрий Сахаров (псевдоним Дмитрий Сухарев).
9.Евгений Храмов.
10.Рената Муха.

Просто Валерия   01.02.2016 17:18     Заявить о нарушении
Спасибо,моя дорогая! Я несколько дней отчаялась. Никто не отвечает. А ведь читают многие.Просто Валерия Вы назвали имена совершенно правильно.
Новое писать мне уже сложно, а напомнить о старом смогу.И ,вспоминая писателей и поэтов, постараюсь напомнить интересные и важные факты из их жизни.
А назвав имя Храмова, Вы убедили меня, что не пользовались интернетом.Хотя
это не так уж и важно.
Большое спасибо Вам!
Всего доброго!

Майя Уздина   01.02.2016 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.