О скрытой пользе опозданий

(РАЗМЫШЛЕНИЯ ОПАЗДЫВАЮЩЕГО)

Терпеть не могу опаздывать! Но приезжать на деловую встречу вовремя не люблю ещё больше, потому что это не профессионально. Согласно расхожему представлению, опоздание свидетельствует о неорганизованности опоздавшего и о его неуважении к другой стороне. Однако такое суждение носит весьма поверхностный характер, так могут считать лишь дилетанты. В самом деле, если тому, кто вовремя прибыл на деловую встречу, кажется, что его пунктуальность произвела неотразимое впечатление на другую сторону, он глубоко заблуждается. Потому что быть пунктуальным - это слишком просто: точность не требует каких-то особых природных способностей, большого ума, специального образования, для этого не нужно никаких тренировок. Если в этом отношении сравнивать людей и животных, окажется, что последние гораздо лучше ориентируются во времени и никогда не опоздают на важную для них встречу. Человек отличается от животного в том числе и тем, что умеет целенаправленно опаздывать и извлекать из опозданий немалую пользу. Правда, такое умение дано не всем, и именно оно достигается многолетней, сосредоточенной и весьма кропотливой работой. Вопреки общему мнению, в деловом мире значение пунктуальности никто не преувеличивает. Несоизмеримо большую, абсолютную ценность имеет в нём информация. За важную информацию о будущем партнёре выкладывают немалые деньги - и кто же в таком случае откажется получить её бесплатно?! Опытный переговорщик знает, какие возможности предоставляет ему опоздание, и никогда от них не откажется. Он всегда поспешит опоздать!
 
В очередной раз опаздывая на деловую встречу, я, как всегда, спокоен и сосредоточен. Перебирая в памяти отдельные, разрозненные осколки информации о том, с кем мне предстоит встретиться, я пытаюсь склеить их в цельный образ. Если это хотя бы в общих чертах удаётся, я типологизирую своего будущего партнёра по переговорам, после чего извлекаю из закоулков памяти соответствующие его типу психологические установки и методы, которые понадобятся для работы с ним. Не зная заранее, как отнесутся к моему опозданию, я всегда готов к худшему - к тому, что мой будущий визави будет раздражен. Но худшее в данном случае вполне можно обратить в лучшее: его раздражение даст мне безупречный повод показать, насколько глубоко моё чувство вины - а ведь оно в большинстве случаев гораздо важнее показной ответственности! Не слишком опытный партнёр по переговорам может решить, что я до такой степени сокрушён своим опозданием, что ни о чём другом думать не способен, а значит, меня можно брать голыми руками. Он может подумать, что уступки, на которые я иду, вызваны либо моей рассеянностью, либо ощущением вины; и то, и другое, по его мнению, есть результат моей величайшей оплошности, то есть опоздания. Мало кто может при этом догадаться, что, как опоздание, так и соответствующие уступки с моей стороны - это тонкий, выверенный и сбалансированный расчёт. Мои опоздания дают мне несоизмеримо больше пользы, чем вреда. В частности, они позволяют протестировать собеседника незаметно для него самого: например, обнаружить в нём снисходительность, великодушие, доброту, чуткость, терпение, оптимизм, внимание к нуждам и проблемам другой стороны, заинтересованность во встрече, вежливость, спокойствие, собранность, стрессоустойчивость, ум, в конце концов; или же - нечто противоположное названным качествам. Разве можно сразу столь многое узнать о человеке, придя на встречу с ним вовремя? Едва ли! А что, в свою очередь, узнает ожидавший меня? Да почти ничего! Разве что оценит моё чувство вины или ошибочно признает меня безответственным и неорганизованным, не догадываясь о том, что моё опоздание - это следствие максимально серьезного и ответственного отношения к своему делу. Даже если опоздание немного повредит моей репутации - это совсем небольшая цена за ту информацию, которую удастся получить. Помимо всего сказанного, тактическое опоздание даёт стратегическое преимущество именно опоздавшему, а не тому, кто прибыл в назначенный час; хотя на первый взгляд кажется, что должно быть наоборот. Разумеется, так бывает только тогда, когда опоздание носит целенаправленный характер, и это не известно другой стороне. В этом случае опоздание в той или иной степени дезорганизует именно того, кто вынужден был ждать, а не опоздавшего, чем последний вполне может воспользоваться с выгодой для себя. Опоздание - это своего рода наука. Надо уметь правильно опаздывать: если опоздание будет незначительным, оно не принесёт никакой пользы, если же слишком большим - может нанести непоправимый урон целям встречи. Не существует универсального совета, какое опоздание наиболее эффективно, опытный переговорщик тут больше полагается на свою интуицию, чем на точный расчёт.
 
Как я и рассчитывал, опоздание с моей стороны состоялось ровно настолько, насколько требовалось. Я уже стою перед дверью, ведущей в помещение, где должны состояться переговоры. Сейчас начну собирать тот информационный урожай, который принесло мне это опоздание. Если, конечно, мой будущий партнёр не опоздает...


Рецензии
Вот почему женщины часто опаздывают на свидания. Особенно в начале знакомства. А Вы все о делах...
Удачи! Татьяна Калашникова.

Татьяна Калашникова 3   28.01.2016 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Не будем опаздывать к своему счастью! ))

Мойрэрамос Гамос   01.05.2016 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.