Несколько слов о магических шифрах

Мы верим в то, что есть люди, которым были приоткрыты тайны мироздания. И чем более наука пытается задавить древнейший оккультизм, чем более разоблачает мистические практики и народные поверья, тем вернее обывательское сознание пытается запрятать эту идею там, где, кажется, наука никогда до неё не доберётся — в область искусства, область легитимной иррациональности и непознаваемости.

Многие уверены, что именно в книгах Достоевского, Толстого, Кафки, Манна, они откроют для себя некоторые абсолютные истины жизни. Добрая половина современной славы авторов держится на этой убеждённости. К началу ХХ века вера в то, что именно творчество — есть путь познания великих тайн, достигла своего предела. Особенно это верно по отношению к поэзии.


Это главный культурный детектив. Мы знаем, что кому-то из известных нам авторов, возможно, была открыта страшная тайна: есть огромный список подозреваемых: Шекспир, Гомер, Достоевский, Блок, Гёте... и прочие, прочие...

Кто-то из них — ТОТ САМЫЙ... Или все... Или никто...

В качестве улик у нас есть: тексты, биографии, подробные разборы самых разных экспертов и постоянные дискуссии, «подлинные истории из жизни» о том, как тот или иной текст «перевернул весь внутренний мир».

Это самый масштабный интерактивный проект, у которого, как мы понимаем, открытый финал, и таким он и должен оставаться, поскольку на том только и держится наша гуманитарная культура, что «преступника» никак достоверно не определят, но очень стараются.

Несколько слов о том, как читать магический шифр этих трактатов.

Магический шифр — это не то же, что шифр шпионский. Ключ к магическому шифру — это всегда испытание, проверка.
Возьмем кодирование с помощью книги. Для шпиона важно только то, что одна и та же книга есть у него и у адресата, чтобы дешифровать послание. Это может быть даже справочник по пчеловодству. Для мистика — книга, к которой отсылает автор - это книга, которую необходимо прочесть, а главное — понять. Понимание конкретной книги — есть некоторая гарантия того, что получивший знание готов им воспользоваться. На этом строится настоящий постмодернизм: это не просто отсылка к книгам, но отсылка к конкретным книгам, гарантия единства мировоззрения.

Кодированные пророчества — самый частый объект спекуляций (вспомнить хотя бы катрены Нострадамуса).

Есть огромное количество самых разных магических кодов: аллегорический (самый распространённый для алхимических трактатов). Вспомним начало Божественной Комедии: Данте встречает трёх животных. Сегодняшний читатель посмотрит в сноску и поймёт аллегорию. Но он не поймет сам текст, поскольку для этого нужно не сноску прочитать, а, выражаясь современным языком, «быть в теме» - иметь тот же тезаурус, тот же опыт чтения, что и автор.

Еще один интересный магический шифр применяется именно тогда, когда сложный магический трактат маскируется под художественное произведение. Делается это следующим образом: главные указания к поиску клада даются где-нибудь в середине текста, а в финале, к которому развивается внешний сюжет, даётся какой-нибудь простенький и милый, банальный вариант ответа: мол, философский камень — он в наших сердцах. И этот шифр гарантирует, что только тот, кто внимательнейшим образом относится к каждому слову текста способен понять автора. А те, что махом прочитывают роман ради развязки — остаются в радостном неведении, считая, что уже всё,что надо нашли.

____________________________________________________

Отрывок из лекции "Магическая поэзия", прочитанной в библиотеке им. Гоголя 24 октября 2015


Рецензии