Великий актер

 Два пьяных тела, теплой летней ночью шли по какому-то городу, какого-то государства, ища приключения на свои ж… лица.
-Дружище. Напомни мне, как тебя зовут. Без обид, просто, то пойло, которое мы пили, мозги вышибает,- пьяный джентльмен попытался обхватить шею своего новоиспеченного друга, но, не рассчитав траекторию, повалился на траву,- да, напомни мне как меня зовут.
-Мне ты представился как Оскар,-  второй джентльмен помог встать, своему собутыльнику,- а, меня Себастьян зовут? Да, да Себастьян.
-Знатное у тебя имечко. Себастьян! Родители в честь кого-то назвали или просто решили поиздеваться?
-Как мне сказали, в честь предка. Римского понтифика.
-А ты как идиот поверил. Имя тебе как раз подходит.
-Значит, ты мне не веришь? По твоему я вру?
-Я за свою жизнь пил, с потомками королей, императоров, полководцев и все были твердо уверены в своей правоте. А ты еще скромно взял, всего лишь, как его… понтифик.
-Потому что, это правда. Был такой понтифик при Нероне, Сибастиан Морий.
-Конечно же был дружище. Ты и подробно про него рассказать можешь?
-Могу.
-Тогда, я вас внимательно слушаю,- Оскар сел на траву в предвкушении, восхитительной истории…
 Рим, город, который на протяжении нескольких столетий диктовал, как жить людям во всем древнем мире. Но, это не лекция по истории, и я не собираюсь рассказывать, про величие этого города. Я хочу, что бы увидели в Риме не могучее государство, а театр. Нет! Неправильно! Театр импровизации. Где каждый человек от императора до раба, актер, который играет, так как движется сюжет этой постановки! И вы должны понять, что весь бред в том, что у каждого в руке перо сценариста, с помощью которого они могут упростить роль себе или усложнить роль своему сопернику… Но нет! Каждый боится сделать хоть маленькую ремарку, из за страха, что им придется отвечать за свои, три никчемных слова в сценарии. Поэтому все ждут, когда вновь появится авантюрист, авангардист, нигилист, еще кто либо, неважно, что бы следовать его сценарию, а в случае, какой либо проблемы, обвинить во всем его, и лишить права продолжать участвовать в спектакле…Театр, где каждый актер держится за свою роль зубами, и боясь ее потерять,  забывает, что есть роли куда лучше имеющийся.
 Неплохое вступление для какого-нибудь философского сочинения.
 Но этот рассказ будет о Мертвеце.
 Нерон стоял в центре амфитеатра, и уже как час читал стихи своего собственного сочинения, (или нагло украденные у кого либо, но только глупец или очень принципиальный человек, что по сути одно, и тоже, посмеет обвинить императора в воровстве).
 Погода в этот день задалась очень жаркая, но вся знать Рима (можете называть их паразитами) собралась на это выступление, понимая, что если они не явятся, то оскорбят императора и тем самым подпишут себе смертный приговор.
На передних и закрытых местах сидели самые влиятельные римские граждане в основном сенаторы и приближенные императора.
Среди них сидел понтифик в алой тунике, поверх которой была надета белая длинная тога покрывающее все тело и голову, для римского гражданина это нормальная одежда, но бронзовая маска скрывающая лицо, наводила страх на окружающих. Все, что могли увидеть собеседники понтифика, это глаза, черные, безжизненные глаза, от которых бросает в дрожь.
 В городе, он появился три года назад, возвращаясь с римскими полководцем Гнеем Домицием Корбулоном, который пять лет вел войну с Парфией, за влияние над Арменией.
 Заручившись поддержкой такого влиятельного человека в Риме, еще тогда никому, неизвестный Сибастиан Морий, занял место в коллегии понтификов, место в сенате и, что самое главное добился симпатии императора.
 За эти три года, личность Сибастиана была окутана множеством легенд и тайн, которые он сам иногда распространял, для страха и влияния. Уже мало кому интересно, что он делал на границах империи, почему он носит маску, и кто он вообще такой. Себастьян на свой страх и риск, начал писать сценарий под себя.
 “Что за, ничтожество? Почему, такие как он, получают власть над людьми? В его руках величайшая империя, а он вместо того, что бы править, тешит свое самолюбие на глазах у всех своих прихвостней, которые готовы облизать его с ног до головы. Хотя, чем я лучше? Такой же подхалим. Разница только в целях, которыми все мы движем. Кто то хочет рабов, титул, виллу, но все это жалкие крохи с императорского  пира…Нет, я хочу власть, многое было отдано ради этого…и многие”.
-Как вам спектакль, Сибастиан?- спросил понтифика седой мужчина, присевший рядом с ним.
-Наш император, прекрасный артист,- ответил Сибастиан,- я как вижу Сенека, вам очень скучно на вилле со своей женой.
-Ваша маска не позволяет вам видеть все, Сибастиан, поэтому не делайте поспешных выводов - сказал философ, - а пришел я потому, что хотел увидеть Нерона.
-Отцовская любовь?
-Я любил Нерона, когда он прислушивался ко мне и уважал меня. А теперь он стал совершенно другим.
-Вы любили Нерона, когда он повиновался вам, подобно ручному псу. А когда он сорвался с поводка…
-Вы его тут же его приручили,- перебил Сенека.
-Если бы не я, то кто-нибудь другой взял бы его под контроль.
 Наступила долгая пауза. На лице философа виделась злость и отвращение к понтифику, тот же в свою очередь видел в Сенеке опасность, пожалую, он был единственным человеком, который мог встать на пути Сибастиана.
Представление подошло к концу. Все зрители начали фанатично аплодировать, подобно дикарям. Но их можно понять, перед ними выступал сам император ( и плевать, что он был бездарным поэтом и артистом ), всем казалось, что он смотрит именно на них и поэтому они не жалели своих наигранных эмоций.
Дождавшись когда все зрители, лично высказали императору свое мнение о его гениальном выступлении, к Нерону подошли Сибастьан и Сенека, что для него было весьма удивительно.
-Если бы Юпитер сошел с небес, мое удивление было бы куда меньше,- сказал Нерон.
-Ave…-сказали Сибастьан и Сенека хором.
-Огонь и вода в одном кувшине,- не унимался Нерон,- кстати, неплохо сказано, надо будет записать, для будущих произведений.
-Нерон, мой ученик… - сказал Сенека.
-Бывший ученик, - перебил его Сибастьан.
Философ проигнорировал замечание понтифика.
-Мой мальчик, я пришел не ради твоих представлений,-  говорить правду, было одно из особенностей философа, которую римляне яростно отвергали,- ты забыл, кем ты являешься.
-О чем это ты?- с улыбкой спросил Нерон,- я как раз на месте, ты сам видел мой триумф.
“Глупец и правда думает, что он великий. Тем проще для меня”
-Ты император! В твоих жилах кровь великих полководцев и политиков, у твоих ног весь мир! Ты должен править, а за место этого, ты кривляешься на сцене…
-Довольно,- взорвался Нерон, - ты слишком много себе позволяешь старик, не думай, что ты защищен от моего гнева! Я император! Ты не в праве, указывать мне, что я должен!
-Император,- вмешался Сибастиан,- ваш бывший наставник, не хотел вас оскорбить. Просто, он не понимает, что такие верные слуги Рима как я, выполняют все ваши поручения, не беспокоя вас простыми проблемами.
-Ты прав Сибастиан,- сказал Нерон, успокоившись,- его можно только пожалеть. Былая слава, это все, что осталось от него.
-Простите меня император, за мою дерзость,- Сенека понял, что разум Нерона, был навеки утрачен,  - больше я не побеспокою вас.
- Только из-за уважения, я прощаю тебя,- Нерон протянул ему руку в знак примирения.
-Благодарю император,- для философа это была медвежья услуга, а не дружеское прощение. Только сейчас он понял, что Нерон в полной власти тщеславия и гордыни, а Сибастиан умело этим пользовался.   
-Мой друг, я приглашаю тебя сегодня ко мне во дворец. Будет пир в мою честь. 
-Мой император, давайте пожалеем Сенеку, в его возрасте покой и тишина куда важнее, нежели шумные пиры,- Сибастиан посмотрел философу в глаза.
“Иначе, это будет его последний пир”.
- Да император, мне, правда будет тяжело там находиться,- Сенека, словно прочитав мысли Сибастиан, отказался от приглашения, и, понимая, что он лишний на этом празднике жизни лишний, решил отстраниться,- простите, но мне пора уходить.
-Прощайте Сенека,- сказал Сибастиан, а Нерон словно проигнорировал уход философа.
-Прощайте.
-Зачем же Сибастиан пришел ты?- спросил Нерон,- тоже хочешь поучить меня жизни?
-Я пришел вам напомнить, что завтра собирается коллегия понтификов. Вам как великому понтифику желательно быть там.
-Что-то важное?
-Вы завтра все узнаете.
 Честно говоря, присутствие Нерона это была обычная формальность. Изучив многие тонкости человеческой природы, за свои…эм…много лет, Сибастиан научился легко манипулировать такими личностями как Нерон (просто он говорил то, что он хотел слышать). Но все же голос императора был решающим на предстоящем собрании, которое для Мертвеца, было если не важным, то очень важным.
 Пока, Сибастиан планировал дальнейшие действия, Нерон планировал начать постройку “золотого дворца” названного в свою честь (психологи сейчас называют ярую любовь к себе “Нарциссизм”, но если мы начнем пересчитывать все психологические расстройства Нерона, то мы сойдемся во мнении, что он животное).                Легендарное сооружение, которое должно было затмить, все архитектурные строения в мире, и это вполне воплотимая мечта для императора. Но, плотно застроенный Рим, не имел места для строительства. И для Мертвеца, это была еще одно головная боль, ибо Нерон все время предлагал безумные идеи, которые невозможно было осуществить.
И сейчас Сибастиану выпала возможность, удовлетворить прихоть императора и решить свои проблемы…
 Коллегия уже около часа ждала появления императора. Но вместо него прибыл преторианец со словами от Нерона, что он сегодня не сможет явиться из-за более важных дел.
“Опять репетирует свой бред перед рабами. Оно и лучше”.
-И, что нам делать? – послышались голоса.
-Мы не можем принимать решения без великого понтифика.
-Объявляю собрание законченным.
-Собрание не законченно! - крикнул Мертвец.- Мы не можем принимать решения. Но мы можем обсудить проблему, которая может подорвать нашу власть  в империи.
-О чем это вы?
-Я о христианстве. Как вы знаете их миссионеры, добрались и до Рима. 
-Вы преувеличиваете,- крикнул кто-то из понтификов,- городские оборванцы и рабы, не в силах нас сместить.
-Иудеи тоже так говорили, но чуть было не лишились всего, что имели. Если бы не их хитрость и жестокость, а так же решимость Понтия Пилата, мы бы потеряли власть над Иудеей. Но ни римлянам, ни евреям, не хватило сил полностью истребить христиан. И теперь вера в Единого Бога распространяется, подобно заразе по всей империи, пополняя свои ряды новыми последователями. Вы должны понимать, что мы имеем дело не с религией варваров, а с религией, которая давит на человеческие страхи и желания, она манипулирует ими подобно скоту. Что мы в свою очередь никогда себе не позволяли.
-Вы хотели сказать наша вера?
-Именно…Я знаю, о чем говорю, прожив долгое время на востоке, я видел, на что они способны.
-И, что же вы предлагаете? Истребить их? Император и сенат, не позволят нам этого сделать.
- Вам ничего не надо делать. Ваша задача будет покинуть город тогда, когда я скажу, и в будущем поддержать меня в сенате.
-Мы верим в вас Сибастиан.
-На этом и закончим.
 Следующие два месяца не были насыщены ни праздниками, ни представлениями. Город мирно существовал, каждый человек продлевал ему жизнь, не обращая внимания, на свою. Только преторианцы шествовали по городу и с позволения Нерона убивали и грабили, людей неугодных власти. Все же немного обидно, когда то они были великими воинами, которые бились на полях сражений, защищая полководцев, ценой своей жизни, а сейчас они ничем не лучше бандитов из трущоб.
 Все шло своим чередом. Мертвец готовился к пышному пиру на своей вилле, которая находится недалеко от города. Он пригласил все умы и кошельки Рима. К удивлению, даже Сенека был в списке приглашенных гостей. Нерон же, писал новую поэму, которую собирался читать на пиршестве.
 Праздник был в самом разгаре, многие приглашенные были пьяны. Те, кто еще мог совладать со своими мыслями, отделялись от общего веселья и вели беседы в своих маленьких группах. Нерон, уже не контролируя себя, продолжал читать свою новую поэму. Его мало кто слушал, но самому императору было уже наплевать. Только Сенека с  полным бокалом вина стоял отдельно, наблюдая за ночным городом.
-Вы можете не бояться,- понтифик подошел совершенно незаметно,- вино не отравлено, если бы я хотел вас убить, то давно бы уже это сделал.
-Я могу только поблагодарить вас, за эти слова,- Сенека сделал небольшой глоток,- еще я могу вас поблагодарить за приглашение, что не сделал раньше.
-Не стоит никаких благодарностей. Если я не убил вас сейчас, это не значит, что я не убью вас потом.
-Я доживаю последние годы. Глупо пугать мертвеца смертью.
Сибастиан рассмеялся.
-Согласен. Глупо убивать вас. Но убить всех кем вы дорожите у вас на глазах, это куда умнее. Вам не кажется?
-Я дорожу только женой, больше у меня никого нет, но и ей осталось не много- Сенека допил вино.- Лет двадцать назад, я может быть вас бы и испугался.
-Неужели?- понтифик протянул свиток без печати философу-А я уверен, что вы дорожите своими новыми друзьями, такими как, апостол Павел  и другим христианским сбродом, который заполонил город.
На лице Сенеки пробил пот, но он не потерял самообладание.
-Даже если все узнают, что я поддерживаю христиан, ничего не измениться. Всем просто наплевать, и как вы могли заметить, христиане не представляют никакой опасности. Даже тебе, Нерон не позволит истреблять людей. Я скажу больше, Рим тебе этого не позволит.
-Нет старик. Рим будет умолять меня, что бы я это сделал. А ты будешь свидетелем всего этого. Не отходи от окна, скоро ты все поймешь.
 И он все понял, когда увидел, как ярко горит город. Он все понял, когда увидел Сибастиана, который что-то говорил, пьяному от вина и гнева Нерону. В своих мыслях он видел тысячи казненных христиан, распятых на крестах и брошенных на гладиаторские арены, ради забавы. Он видел, как понтифик в железной маске шествовал подобно триумфатору по залитому кровью городу, а граждане радовались его шествию. Сенека не мог этого позволить, он не может допустить, что бы такое чудовище правило Римом…
 Но всем, включая детей, уже известно, что добро побеждает зло только в сказках. И наша история не исключение…
 Как позже выяснилось, к поджогу были причастны христиане, по крайне мере так сказали Нерону и  римским гражданам. Сенат, по предложению Сибастиана, единогласно принял решение, о гонении христиан.  Все то, что представил философ, стало явью. К удивлению, преторианцы были куда гуманнее с христианами, по сравнению с обескровленными римлянами, которые желали лишь мести. 
Нерон же, дал указ о строительстве дворца, но он не будет достроен из-за смерти (или самоубийства, как вам будет угодно) императора, который к концу своего правления окончательно сошел с ума и лишился всех союзников. Только как император он умер давно, и переродился в человека театра с неограниченной властью, не зря на смертном одре он сказал: «Какой великий артист погибает!».
 Сенека после начала гонений, вступил в заговор против императора с оппозиционными сенаторами. Но их заговор был раскрыт, большинство заговорщиков было казнено. Философ, решив не позорить себя перед императором и сенатом, покончил жизнь самоубийством. По слухам рабов, первым кто увидел мертвого Сенеку, был человек больше похожий на мертвеца. Он долго, что-то говорил окоченевшему трупу философа, стоя на коленях, а в конце рассмеялся. Успокоившись, он приказал похоронить Сенеку, соблюдая все почести. Человек последний раз посмотрел на труп, а после сел на коня и отправился по направлению в Неаполь. И все же, Сенека смог остановить понтифика…
 Что же случилось с Сибастианом? Все просто, даже смешно. Он умер. К неожиданности императора, все пойманные заговорщики на допросах назвали Сибастиана Мория организатором покушения на Нерона. Император, недолго думая, отправил гонца с письмом к понтифику. Находясь на вилле, Сибастиан был очень удивлен содержанием письма, но приказ императора не оспаривался, раз Сибастиан Морий должен умереть, то он умрет…Труп понтифика был сожжен, а маска была отдана Нерону в качестве доказательства. Все равно никто не знал, как выглядит понтифик.  И никто не узнает, что убит и сожжен был один из рабов,.. Вот так закончилась жизнь, жадного до власти Сибастиана Мория. А Мертвец начал жизнь с нуля. Осталось только попрощаться со старым философом…
-Вот так все и было. Оскар, ты меня слушаешь?- посмотрев на Оскара он понял, что тот его не слушал, а мирно спал, развалившись на траве.
-А? Да, да. Я тебя слушаю. Ты понтифик и точка.- Оскар вновь уплыл в мир грез.
-Понятно. Вставай, провожу тебя до дома. Надеюсь, он у тебя есть…


Рецензии