Мертвая зыбь

В былые времена я довольно часто совершал путешествия по Кавказу и Крыму. Как правило, все они оставили прекрасные воспоминания, особенно те, которые требовали преодоления  сложных препятствий, утомительных подъемов по крутым тропам или уступкам, переходам через быстрые горные реки, преодоления обрывов горных троп и др. Сильные впечатления произвели путешествия по Военно-Осетинской  и Военно-Грузинской дорогам. Помнится интересный трудный утомительный Крымский переход от Бахчисарая к горе Ай - Петри, вдоль безлюдной пустынной местности с пересохшим каньоном.

Нашей группе предстояло пройти  30 километров по безводной пустыне под палящим солнцем. Люди изнывали от жары, воды не было. На встретившейся метеостанции удалось променять ведро дефицитного сливочного масла на ведро воды – вот она цена воды. Большое впечатление на меня произвел Цейский ледник, по которому мы бродили в трусах под палящим солнцем.

Везде подстерегала опасность- при неосторожном движении можно было попасть в разлом ледника или огромные бездонные прогалины. В молодые годы это было веселой забавой. Трудности и опасность доставляли удовольствие. Одним из интересных походов было путешествие по Дагестану: по его горным тропам от исторического селения Гуниба через знаменитую цирковым наездникам Цовкру и прославленный мастерами оружейниками Кубачи к городу Дербенту  и далее по побережью Каспийского моря к Махачкале.

В нашей группе было 8 человек – энтузиастов, все сибиряки из Новосибирска и я один Москвич. Наш поход закончился в Махачкале откуда мы разъехались по домам. Новосибрцы уехали на день раньше, а я должен был отправиться в Москву на следующий день. В день отъезда, утром решил искупаться. Вышел на берег, было безлюдно, море спокойное, вода теплая. Разделся, отплыл сравнительно не далеко, метров на 100 от берега. Закончив заплыв повернулся, чтобы плыть обратно к берегу.  Уверенно плыву и замечаю, что к берегу я не приближаюсь. Появилось беспокойство. Прикладываю максимум усилий, однако практический сдвигов нет. На берегу не одной души. Силы на исходе, что делать? И вот какой-то внутренний голос говорит мне – ныряй под эти мелкие ничтожные волночки. И я начинаю делать нырки. Ощущаю, что есть сдвиги – приближаюсь к берегу. Прошло минут 40 и я ощутил берег.

Плюхнулся на песок не имея сил подняться. На берегу никого не было. Что это было? Ведь море было спокойным с мелкими всплесками волн.
Добрался до гостиницы, собрал чемодан, чтобы отправиться на вокзал. Рассказываю администратору гостиницы, что купался и не мог выбраться на берег.  «А разве вы не видели черный флаг?» - спрашивает меня администратор.  «Да, видел, а что это означает?» - спрашиваю я. «Как, что? Мертвая зыбь, можно утонуть!» - отвечает администратор.

Вот так, я познакомился с этим опасным явлением, которое еще именуют как «стоячая волна», не выпускающая человека попавшего в нее.
Желание искупаться – прощаясь с Каспийским морем, могло привести к плачевному результату. Но, однако, осталось яркое воспоминание о завершающем дне похода.
Есть о чем рассказать. Будьте внимательны, если окажитесь в такой ситуации!


Рецензии
Марк, с удовольствием прочитал о Ваших походах, поскольку много лет с рюкзаком пешком или на велике проводил отпуска в Крыму, по Карпатам. Вологодчине, Кавказу. С аналогичным эффектом Вашей Чёрной зыбью я столкнулся в детстве в Балтийске во время морского отлива. Я тогда только начал плавать, и хоть был всего метров в 20 от берега никак не мог выбраться из воды. Сил уже не было,хорошо, что кто-то из взрослых заметил мое барахтанье и вытащил меня на берег. Одно предложение - отделите Цейский ледник абзацем от степного Крыма.

Евгений Борисович Мясин   03.03.2016 21:41     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгений Борисович!
Как всегда рад нашей встрече!
Сколько общего, похожих мгновений
и взаимопонимания!
Ваше предложение принял.
Творческих, жизненных успехов,
здоровья и благополучия!
С огромным уважением!

Марк Горбовец   03.03.2016 22:22   Заявить о нарушении