Мой Краков

Так случилось, пришлось мне однажды сбежать… уехать по-тихому от кредиторов, на заработки. Правда, ехать было некуда. Если бы было куда, то сорвался бы намного раньше. Вспомнил про старую добрую Польшу, где мы торговали в начале 90х! Что брать? Куда именно ехать? Как в ней теперь? Я не знал ничего. Непонятно с чем я поехал в никуда. С Февраля по июнь 99 года, я пропустил через себя Петруков Трибунальский, Белосток, Познань, Лодзь, Честохову, Домброву Гурницу, и это не считая базаров тех городков, которые посещал на денёк, ночуя в вышеуказанных. За это время я нащупал кое-какие товарные темы. Вообще-то о той авантюрной нелёгкой весне можно написать отдельную повесть.

Наконец, я попал в Краков. То ли господь хотел породнить меня с этим городом, то ли надо мной сжалился сам Краков и принял несчастного. Перед этим я в два заезда примерно три месяца торговал на базаре, в городе Дамброва Гурница, в Катовицком воеводстве. А оттуда до знаменитого Кракова - 80 километров. Я долго собирался сесть электричку и съездить с товаром, поискать там базар, на котором возможно приткнуться. И однажды я, наконец, это сделал.

Краков мне понравился сразу, первое моё впечатление, что вокзал почему-то напомнил Москву. Я прошёлся по улице, спросил у людей, где есть рынок, на котором торгуют русские? Мне показали ближайший, и  с первого раза я попал на свой впоследствии любимый и незаменимый Старый Клепаж. Клепаж – это древнее предместье Кракова, один из первых районов появившийся с внешней стороны крепости. Очень милый базарчик почти в самом центре древней столицы, минутах в 10, если быстрым пешком, от самой главной площади города.

Помню в тот первый день в Кракове ко мне подошёл удивительный дедушка в шляпе, очках и с усами, интеллигент просто сказочный, я подумал: «ого какие здесь ходят!» и купил он у меня чёрную ручку, расплатился блестящей, золотистой юбилейной монетой с портретом Мицкевича, приподнял шляпу, кивнул головой и добавил: «Мерси». Позже я с ним познакомился, он ходил там довольно часто, это был известный в Польше художник, профессор академии штук пенькных, что дословно – прекрасных искусств,  Адам Хофман. Эту монетку от Хофмана я храню до сих пор, считаю её презентом от самого Кракова, города, который сразу же, не сомневаюсь, меня полюбил.

Во второй мой приезд, кажется через неделю, случилось ещё одно чудо, после найденного Клепажа, мне подсказали дешёвый отель, рабочий отель, типа общежития, всего 10 злотых за сутки. До этого в самых заштатных городках, меньше 20 не находил, кроме одного жуткого в Честохове за 15. И директор отеля «На Взгужах», Тадеуш Каменский тоже меня принял на редкость тепло.

Краков до начала 17 века был столицей Польши. Краков в первую очередь – это старый город. Когда-то он был обнесён крепостью, в 19 веке её снесли почти всю, оставив из 4 километров, как образец, только две башни и два прясла. Вокруг всего города с внешней стороны бывших стен простираются Планты – парк, как мне кажется, метров 50 шириной.  Если не считать набережной Вислы, а точнее вместе с ней он окольцовывает старый город. От легендарной Флорианской, одной из оставшихся башен начинается главная улица Кракова – Флорианская, тут же с правой стороны, как войдёшь в старый город,  крепость увешана картинами местных художников, продают. В этом перпендикулярном проулке на крепость с картинами смотрит музей Чарторыжских, в котором содержится одна из величайших и знаменитейших картин в мире, Мадонна с горностаем Леонардо да Винчи, есть там ещё и один Рембрандт. Улица Флоринанская, совсем не широкая, зато очень живая и очень красивая, и ещё очень добрая, с кучей народа, как местного, так и иностранного, она метров триста в длину, правой своей полосой выплывает прямо на главную площадь, а левой путь преграждает Мариацкий собор, то есть улица направлена на него. И он на ней доминирует, украшает и греет. Одна башня собора со шпилем больше 80 метров, вокруг её главного шпиля несколько меньших, эта композиция напоминает корону,  высота второй башни почти 70 . Несмотря на готическую, колючую архитектуру красного кирпича, этот костёл очень мягок и мил, весь такой сказочный, как новогодняя ёлка!

Главная площадь, так и называется – «Гловный рынок», когда-то это была самая большая площадь в Европе 200 на 200 метров. Посредине неё есть ещё несколько зданий, небольшой древний храм, высокая башня-ратуша, памятник Мицкевичу и самое крупное, длинное здание Сукеницы, которое, можно сказать, делит площадь пополам. Первый этаж с глубокими сводами – это торговый ряд сувениров, там вечное ощущение праздника. На втором этаже Сукениц – картинная галерея, в которой можно увидеть оригиналы тех самых полотен, которые часто повторяются на стене у Флорианских ворот. Вообще Гловный рынок – сама история, он очень хорош! И очень загадочен! На нём только сказки снимать!  А ещё я чуть в обморок ни упал, когда услышал, что все эти довольно высокие здания, как и весь Старый город – это14 век.

В Кракове много всего интересного, легендарного. Очень много костёлов, музеев, памятников, уникальных кафешек и баров и т. д. и т. п. Бегло коснусь только самого главного. На легендарной горе Вавель, которая тоже часть старого города стоят величайшие памятники, как в архитектурном, так и историческом плане – это Королевский замок и кафедральный собор. Есть в Кракове и один из древнейших в мире университет – Ягилонский, основанный в 1364 году.

О таком замечательном городе можно рассказывать долго. Недаром, отстояв день на базаре, почти каждый раз меня тянуло пройтись, хотя бы до площади и обратно. А ещё я люблю краковчан! Чуть наивных, но умных, там множество добрых людей, набожных, принципиальных, патриотичных. Да и сам я - чуть-чуть Краковчанин, часть души моей там. Я ведь ездил туда целых 5 лет, и не менее двух прожил в нём в чистом виде.

Однажды, поздней осенью 99 года, не знаю с чем связано, ни у кого не было торговли, ни у русских, а это я и украинцы, ни у поляков, ни у армян. Шёл дождь, я сидел в хотеле «На Взгужах» и с тяжёлой душой раздумывал о своих долгах. И подумал тогда я: «книжки что ли начать писать?», взял тетрадку и ручку. Вот так я стал писателем…


Рецензии
Да-а-а... Хоть бери и отправляйся в Краков!

Татьяна Пааль   10.12.2017 22:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.