Солдат и вверенное ему имущество

Приближался к концу не только очередной палящий солнцем день, но и пятница, как символ завершения недели интенсивной службы и учёбы. 12-Рота полевого водоснабжения в какой-то мере была наиболее приспособлена к жизни в условиях волгоградской засухи и безводья. Отцы командиры, умело использовали матчасть в мирных целях. Одной из обязанностей наряда, заступающего на суточное дежурство по расположению в роте, было обеспечить в ночное время запас воды для принятия личным составом утренних процедур.
На вооружении инженерных войск, кроме серьёзных машин по бурению скважин, фильтрации и даже по опреснению солёной воды, так же имелись различной ёмкости резервуары чистой воды – РЧВ. Одним из ярких примеров конверсии производства, является наличие сегодня в любом приморском и не только ларьке, детских бассейнов, в которых использован принцип работы РЧВ, другими словами по мере наполнения бассейна поплавок на горлышке всплывает, поднимая стенки бассейна. Вот и РЧВ работает по этому принципу, но он оснащён крышкой и патрубками для наполнения и слива.
Для тех же, кто не попал в наряд выходного дня за допущенные нарушения в течение изнурительной по своей жаре недели, ожидали маленькие радости. Должен сказать, но своё первое знакомство с театром я как не странно у меня состоялось в армии. Помню, что после спектакля я долго пытался разобраться в  эмоциях, которые захлестнули меня, и что именно их вызвало, толи история, рассказанная со сцены молодёжной труппой, или молодыми телами самой труппы, большую часть которой составляли девушки, что обеспечивало овации в армейской аудитории.  И не стоит опошлять, естественно в мозгу солдата, наверняка проскальзывали эпизоды вчерашней студенческой жизни, но я пытался осмыслить, тот факт, что за пределами нашей части продолжается жизнь, кто то работает, кто то учится. Кому то везёт, он любит и у него это взаимно.
Даже радости мирной жизни, в армии регламентированы Уставом. Надо сказать, меньше всего меня тяготила в армии уставная жизнь, будучи дембелем, я продолжал носить форму по уставу, не делая исключения для пресловутого крючка на воротничке ПШ. Уважительное  отношение к Уставу, мне ненавязчиво привил отец, упомянув пару раз своё восхищение воинскими Уставами, приводя в  качестве явно положительного примера, что даже похороны чётко регламентированы. Отношение отца к смерти, тема отдельная, не думаю, что я её буду раскрывать в своих очерках, но ещё один пример отношения людей к смерти он часто приводил. Он  рассказывал, что у северных народов, глава семейства, почувствовав, что его время пришло, причём в трактовке отца, это время характеризовалось, как фаза активной, полезной для семьи части жизни, и он не должен обременять семью своими болячками, призывал старшего сына к себе и протягивал ему бечёвку для удушения. Я всегда, этот разговор прерывал, отшучиваясь, что ты мне это рассказываешь, я твой младший сын.
Так вот, вся дивизия, поротно, перед просмотром фильма и после строилась на плацу и организованно проходила в клуб. Любой фильм, это 1,5 часа отдыха, кто то следит за сюжетом фильма, кто то тихо посапывает добирая свою порцию сна, а кто то безуспешно борется с приступом поноса. Диарея в условиях большого скопления людей, невыносимой жары и безводия нормальное дело, не смотря на все дополнительные меры профилактики со стороны медчасти.
После просмотра фильма на построении выясняется отсутствие рядового Молотова. Посыльные посланные в разные точки части вернулись, и по непонятным причинам без самого Лёни. Для учебной части, решение не дожидаться пока рядовой Молотов займёт своё место в строю, выходило явно из числа рядовых, но мы проследовали в расположение роты без него. Приближаясь, к казарме, мы заметили Лёню, стоявшего возле дежурного по роте и дневального Аванесяна. Внешний вид рядового Молотоа, был безупречен, и соответствовал Уставу, но чем ближе мы подходили, тем отчётливее было понятно, что не так.  ХБ на Лёне была не просто влажной , оно было просто что называется до нитки промокшее.
Команда «Вольно» - «Разойдись» и у личного состава остаётся немного времени, справить нужду перекурить, умыться и приготовиться к команде «Отбой». В промежутках между первым и вторым, вместо перекура я успеваю поинтересоваться у Лёни, о случившемся. Лёня показал свою бляху на ремне, которая вместо латунного блеска, выглядела, так будто её покрасили коричневой краской, и махнув рукой посетовал, что в двух словах не рассказать.
Построение, команда «Отбой», но хочу сказать, что в моей жизни много реформ случались на моей памяти, вот и традиция отбиваться за 45 секунд, во время моей службы в Учебке, была отменена. Задатки гласности, и кто то из солдат написал во Всесоюзный журнал статью, где искрене не понимал смысла лечь спать за 45 секунд. «Подъём» как отработка действий при тревоге имела, прямой смысл, а вот «Отбой» за 45 секунд, тогдашнее руководство Армией не смогло объяснить, и эта много годовая традиция, которая использовалась старослужащими как издевательство над молодыми солдатами, вдруг на одном из построений была доведена до ЛС, и её выключили из жизни армии вместе с выключением света в казарме.
Но жизнь в казарме с выключением света не прекращается, для разных групп призыва и воинских званий она начинается особым образом, Сержанты а в учебке они же старослужащие, закрывались в каптёрке  и часок, другой занимались своими делами. При наличии таланта в роте, ещё и под гитару. Но увы, для меня и ещё 200 человек учебной роты, это будет потом, а сейчас мы в кроватях, и  наши умы заняты у кого чем, но мне не давал покоя цвет бляхи на ремне Молотова. Койки в казарме были двух ярусными, и стояли сгруппированные по четыре. Лёня спал не далеко, и я начал допрос с пристрастием. То, что я услышал, я в пересказе дополню, свидетельствами и уточнениями наряда, который дежурил тем вечером.
Стас. Лёня спишь?
Лёня. Нет.
Стас. Что случилось с ремнём?
Лёня. Да понимаешь, в о время фильма мне приспичило.
Стас. Так, почему тебя не было на построении?
Лёня. Я пошёл в расположении роты, в наш туалет.
Должен отдельно описать это заведение, и примечательно было не то что оно было расчитано на одновременное посещение 24 солдат, и представляло дырки в бетоне разделённые перегородками, над большой выгребной ямой, а то что в условиях 40 градусной жары наряд реально, в течении дня и вечером перед сдачей наряда кирпичём счищал налёт на кафеле, от испражнений.
Лёня. И вот я присел, а мой ремень как змея, шмыг и соскочил с шеи в очко.
Стас. Да ладно.
Лёня. Представляешь, мне сразу перехотелось. Я как подумал об наказании за порчу вверенного имущества, в глазах потемнело.
Стас. Может это у тебя от испарений в глазах потемнело?
Лёня. Да нет, тебе говорю. Я вышел, и думаю, что делать, смотрю ветка...
Стас. Ты что сдурел, из за ремня вешаться.
Лёня. Тю, дурак. Я этой веткой в очко, думал дотянусь, но даже когда я лёг и руку опустил в очко по плечо всё равно не смог достать.
Аванесян. Подходит ко мне Лёня смотрю ХБ на нём в чём то и говорит: «Слушай, я за ремнём слазжу, а если что то случится ты меня вытащишь». Я, не понимая масштабов трагедии, пошёл с Лёней, но когда я увидел, что он открывает люк для откачки АС-машиной в туалете, я его спросил: «У тебя с головой всё в порядке?», и считая что тем самым я его вразумил, пошёл в казарму.
Должен сказать, что трудно себе представить, что Арменин полезет в выгребную яму, даже ради спасения сослуживца, хотя наша история не стала испытывать на прочность, чувство воинского долга Аватесяна, и вполне возможно, что в своих суждениях оговорил представителя столь древнего народа.
Лёня. Я люк отрыл, смотрю в под перегородками, образовались хребты из засохших фекалиев. Вот я и решил по этому хребту до ремня и добраться.
Стас. А далеко от люка ремень упал?
Лёня. Тебе когда приспичит, и туалет пустой приходится выбирать? Вот и мне - Нет. Сел на первое при входе.
Стас. То есть двенадцатое от люка?
Лёня. Да то, что это двенадцатое не проблема. Я как канатоходец по кромке хребта довольно, быстро добрался до 12 лунки.
Стас. А ремень?
Лёня. Вот, тут трудности и подняли волну. Я потянулся за ремнём, и потерял равновесие. Можете себе представить, воздуха, нет один аммиак.
Стас. Как ты не задохнулся?
Лёня. Оттолкнулся от хребта  ногой и подпрыгнул до очка, вот так от очка до очка, выгляну, вздохну, и дальше.
Стас. Ну не знаю, хорошо в этой ситуации или плохо, что рота в это время вся была на просмотре фильма.
Лёня. Тебе смешно, а реально боролся за жизнь.
Стас. А где же ты форму выстирал, воды же нет?
Лёня. Я не только постирался, но и помылся весь в РЧВ.
После отбойную тишину казармы, размеренно нарушал ритм работы водяной помпы, закачивающей набранный объем воды в напорные баки для утреннего моциона.
Я в первый раз встал с кровати после отбоя, и отправился к Сержантам в каптёрку. Юра Шишкин старшина и комвзвода доложил по команде, в напорные баки добавили убойную дозу хлорки, но наш взвод этим утром воздержался от чистки зубов и умывания.
Конечно, вся эта история вызывает различные чувства. Кто брезгливо представил, лицо Лёни в очке на котором буро-зелёный слой накипи, кто то комичность ситуации, когда из люка вылез Лёня весь в дерьме, но с ремнём в руках. Я же скажу, что эта история во мне вызывает ощущение того, что рядовой срочной службы Леонид Молотов не раздумывая о стоимости ввереного ему имущества с одинаковой решимостью сделает всё, что от него зависит. И в Советской армии а ныне Российской примеров тому множество.


Рецензии