Видяь - Авидья...

       "Видья" - это понятие в индуистской мифологии, отражающее особый вид знания. Это знание, которое предоставляется ведантой - совокупностью философско-религиозных традиций в индуизме, основополагающими текстами которых являются Веды и Упанишады. Основными текстами всех направлений веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах - «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана», а также написанные к ним многочисленные комментарии.
       Видья определяется как внерациональное знание, понимаемое в разных контекстах как компетенция в умениях и искусствах, мистических и магических знаниях. "Ведовство" - это мистическое знание, обретаемое методами йоги и/или тантр. Это сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредственной  причиной духовного избавления, мокши.
       В русском языке это понятие отражено словом "видеть". Ведать.
       "Авидья" - это незнание, иллюзия, которая порождается чувственным восприятием. Синонимы: аджняна, випарьяя.
       Авидья - это ощущение знания, которое не соответствует реальному миру. Это видимость мира, принимаемая за реальность. Это всем хорошо знакомо. Вижу одно, а оно, на самом деле совсем другое...
       Понятие "незнание" должно рассматриваться как нечто временное или нереальное. Но эти учения не дают ясного и однозначного определения, что есть "реально" и что есть "не реально". Что такое реальность? Ответа на этот простой вопрос ведические учения не дают. Они считают, что понимание этого "само собой разумеющееся", очевидное. А это далеко не так!
       Из контекста этих учений следует, что "реальность" это нечто вечное, неизменное и абсолютно истинное. Наивный подход.
Нельзя сказать, что "авидья" (незнание) существует и нельзя сказать, что "авидья" не существует. Считается, что это понятие невозможно рационально определить. Как и понятие Брахмана. Но между этими понятиями есть принципиальное отличие: "авидья" может быть быть "уничтожена", а Брахман - никогда.
       Согласно веданте мир явлений существует подобно миражу в пустыне, имеет истинную реальность только в Брахмане. И, при этом, воспринимаемое нами никогда не может быть абсолютным Брахманом, а только извращённым его отображением.
       Ну да. Общее никогда не воспринимается нами непосредственно через органы чувств. Для формирования общих представлений и понятий необходимо мышление, сознание.
       В природе нет дома вообще, как и дерева или воды. Или человека. Это абстрактные, общие понятия, которыми человек научился пользоваться не так давно...
       Ещё Аристотель удивлялся откуда возникает представление о "доме" - ведь его нет в природе. В природе есть только конкретные строения для проживания людей...

       "Реальность, действительность, иллюзия" http://www.proza.ru/2013/08/22/1895


Рецензии