Философия. Непротивление злу

Источником этой мысли, впервые объявленной людям, была  Нагорная проповедь.
У нас носителем этой идеи стал, как ни странно, ни церковь, а тот, кто был от нее отлучен - Лев Николаевич Толстой.

Идея христианства, вообще, сегодня трактуется так, что христианин должен не отвечать на зло, с тем чтобы не распространять и не разжигать его.

И здесь, в практике применения этого мировоззрения, которому нет философской альтернативы, возникает много вариаций и условий, которые в одном случае: сработают и дадут превосходный результат, а другом случае могут быть губительны.

Все зависит от того: к кому и в каких обстоятельствах это непротивление обращено.

Не противиться силе и насилию может только более сильный человек. И "сила"  здесь: это и сила физическая, и сила духа, и сила ума.

Классический пример: действие Спартака на арене. Когда против него встали несколько воинов, он не стал противоборствовать, а побежал...преследовали выстроились в цепочку, он развернулся и сделал бой равным - один на один.
И смог победить! Почему?  Потому что он сделал ситуацию равновесной.

Так же и Кутузов отступал, пока на его сторону не встал русский мороз.

Если ситуация будет неравновесной в сторону того, кто применяет насилие, использовать "непротивление" - рискованно или жертвенно.

Если мы демонстративно не применяем насилие, что этим мы можем на свою сторону привлечь дух нападающего, который ему покажет ошибочность его действия. Но это только  в тех случаях когда в человеке есть живой дух.

Ни одно государство сегодня не рискует распустить силовые органы.
Самая нейтральная страна Швейцария имеет мощную армию.

Вот, современная Германия стала жить фактически без преступности и их полиция утратила профессиональные навыки и, когда, агрессивные мигранты, перешли границы, которые уже не охранялись, полиция оказалась не способна защитить своих граждан.
И это её "непротивление" - кончилось трагедией для граждан.
Ни одна нравственная философская доктрина не должна приводить к трагедии.

Непротивление, жизнь в перманентом состоянии любви и гармонии - это парадигма высоких миров, которые, поселив здесь нас, пытаются дать нам и свою философию нравственности.
Но нравственные категории должны соответствовать реалиям или опережать их.
Как выяснилось, "высокие миры" также не обходятся без насилия и войн и имеют физические границы, которые не допускают проникновения зла.

Этот красивый и желанный закон - не универсален.
Мораль "непротивления злу" это идиллическая картина, которая может функционировать только при определенных условиях.
Все в этом мире функционирует при определенных условиях.

Законы правовые действуют только, если их все соблюдают. Законы нравственные - тоже.
Человек, практикующий непротивление, должен быть готовым защитить свои ценности преобладающей силой.

Сам Основоположник активно противостоял злу: он изгонял бесов и торговцев из храма, он говорил что разрушит один храм, чтобы создать новый и  воспротивился делать то, что он него требовали искушавшие его...


Рецензии