Морж Савватеев-легенда нашего города

МОРЖ САВВАТЕЕВ

 Ходил по нашему городу интересный человек без одежды в самый лютый мороз.
Видели его часто люди по идущим по городу в одних красных плавках. Так привлекал он внимание людей ко всеобщему оздоровлению и мировой трезвости. Звали его Саватеевым. Занимался он зимним водяным моржеванием.


 Шел про него такой слух, что его выгнали с работы за голую правду.
Вроде бы он часто любил раздеваться ив таком виде работал во дворе дворником. Как говориться у поэта Пушкина; «здоровью моему полезен русский холод, и с каждой осенью я возрождаюсь вновь…


  И вот как-то раз наш морж с удовольствием все снял и бегал сам с двуручной лопатой по участку. Бегает, моржует себе потихоньку, пугает школьниц могучим телом. Сдвигает снег в кучки.


  А тут вроде как случилась от начальства сверху проверка. Пошла по дворам комиссия м приходят к Саватееву. А он как Порфирий Иванов там, в чем мать родила за исключением облегающих плавочек по фигуре, и лыжной шапочки на манер ермолки.  И вот бежит он голенький по морозу. А там были богатые дамы все в мехах и в норках. Они так и ахнули. Почему у вас дворник голый работает? Где спецодежда? Где телогрейка и валенки казенные? Почему голый на участке? Непорядок, безобразие.


  А его техник вроде тоже обиделась, решила, что он над всеми издевался или с ума сбежал, и не надо ей такого чудика на работе. В общем выгнали за элементы стриптиза. Но это все байки.
Я его сам встретил в автобусе и рассказал все. Он долго смеялся и точно сказал, утро на работе не заголяется.



  И все это просто хохма. Но красивая.

  Мало кто знает, что Саватеев был православный человек и три раза ездил в Киево-Печерскую лавру к отцу Луке. Монах и морж много беседовали о разных способах оздоровления и лечения.


  И иеромонах Лука водил нашего Саватеева на монастырскую трапезу и там они ели все возможные салаты, фрукты и даже мороженное. Вообще там Саватеев набирался духовности и приезжал домой обновленным.


  Говорят, он до моржевания был обычным мужиком, а толкнула его в прорубь пьянка. Он был пожарником на пожарке и там начал пить. И так сильно там пил, что пропил все здоровье. От пьянства ему стало так плохо, что он после запоя получил инфаркт и попал в больницу.


   На сердце у него врачи нашли рубцы. И как могли, зашили их своими оленьими нитками. Но сердечная сумка слишком прочная. Если она порвалась, ее уже ничем не склеить, как кожу. Какой бы ни был шов, он намного хуже первой здоровой ткани.  Даже все силу на напряжения ткани на себя привлекает. Где тонко, там и рвется.


  А Саватеев все бодрился. И работу то выбрал самую плохую для сердечника. Дворник у нас встает рано, в любую погоду целый день двигает двуручную лопату или кидает снег в большие горы. И так весь день на ногах, на морозе, а хуже всего на снежном городке. Там работы всегда много, это прямо аврал.


  А бедный Саватеев вместо хитрости житейской сам пошел на свою смерть. А я-то, бывало в том году выгляну в окно и все удивляюсь на наш городок, какой он получился большой и сложный, со всякими балясинами и заворотами. А это оказывается, человеку жизни все стоило. И прахом пошло, и растаяло по весне его дело. А человека нет.

  Могучий был человек и погиб от сущей мелочи. Ко всему он был закален, но была у него одна слабость. Питал он нежные чувства к детским снежным городкам. За что и умер ужасной смертью. Детей он любил, держал детскую секцию моржей- подростков.


  Хотел морж свои идеи воплотить своими руками и немного рисовал.
Строить детский городок решили по его проекту. Это и погубило героя. Он так обрадовался, что бросился сам все сделать. Ему говорили, мол, подожди, погоди, постой мы приедем через два три дня.


Ну, у них два дня это неделя. А неделя — это месяц. А где месяц там и год притаился. Шутки шутками, а серьезно они, конечно, приехали на белорусях, на тракторенках на третий день.


  А Саватеев, словно батыр какой-нибудь, уже никого не ждал и работал с раннего утра до позднего вечера. Вручную все ставил фигуры-Снегурочку с косой, Деда Мороза с бородой, и даже избушку на курьих ножках. Только лопаты трещали. У него просто валенки дымились от упорства.


 Вечером третьего дня он поднял лопату, охнул и упал. Оказалось, у него разошлись рубцы на сердце. Его уложили в больницу.
Врачи сделали ему операцию. Он встал. Но было уже поздно.


  Через неделю после операции Саватеев пришел с работы домой и умер на кухне. Просто сердце мягко разошлось от напряжения.
Не стало в городе праведника, не стало в городе трезвенника. И все через пристрастие к мелочи получилось. Вот и выходит, что главное не здоровье, а все-таки мудрость.

 
 Оборвалась его жизнь как ниточка. А люди и не заметили. Время страшное на дворе. Своих-то родных некогда похоронить. А тут хоть и хороший человек, а все-таки больно дальний родственник. Так и живем теперь без Саватеева.

  Ходим по морозу все одетые, все скучные. А уж как он народ пугал, бодрил-веселил. Бывало идешь по городу, и вдруг голый мужик шпарит навстречу. По морозу как по пляжу бегал. Красный весь как рак, но веселый и с какой-то загадкой на хитром лице. В пляжных тапочках и шортиках без майки. Словно говорил всем видом, мол, раздевайся народ, закаляйся!


 А уж какой он был славный морж.
И статьи все в газету писал про оздоровление и чтобы не курить и не пить народ поучал. Ценили его и часто печатали, дело говорил.
Оставил он жену еще не старую вдовой горевать.


   А мне все кажется, что он живой и вот-вот из-за угла в пляжных тапочках побежит к проруби.
Очень любил Саватеев обливаться, и делал это каждый день прямо на улице. Он набирал из крана ведро воды и шел на улицу. Там он призывал всех к обливанию и лихо опрокидывал на себя ледяную воду из ведра. Однажды к нему пришел один заблудший мальчонка-сектант и детдомовец. О приставал ко всем интересным людям. И решил научиться моржевать у Саватеева.


  Они решительно разделись у него на квартире и, взяв ведра с водой, босые по льду пошли на мороз в тридцать градусов. Саватеев быстро вылил на себя воду и пошел домой. А голый мальчонка замешкался, увидев во дворе красивую девчушку в шубе. Он ей начал улыбаться и нарочно долго выполнял саватеевские упражнения на холоде. А девушка, пораженная его наготой, подошла поближе с участием и широко открыв глаза и рот, стала расспрашивать юношу, зачем ему вода на морозе.


 Мальчонка любил похвастать и, хотя сам боялся, лихо подхватил ведро и разом вылил его себе на голову. И закричал на весь двор благим матом, потому что это было ужасно холодно. А девушка рассмеялась и убежала. А мальчонка побежал по льду, едва отрывая примерзшие пятки, скорее греться к Саватееву и еле остался жив, пока долетел до нужного этажа.

  Как то утром постучался он в мою старую дверь с иконкой и долго ждал пока я доползу до двери. Час был для меня тогда трудный, в голове каша, обычное утро инвалида хроника.

  Но гостеприимство важнее и я открыл и пропустил Савватеева в прихожую.
Исчерпав тему беседы, он присмотрелся к моему состоянию и вспомнил христианскую быль.

Некий египетский старец, пустынник, много спал. И к нему прибился пустынный лев и ночевали они в пещере вместе. К слову сказать действительно, в пещерах бывает прохладно и дыхание льва видимо согревало это место. По утрам лев стучал лапой по плечу монаха и так помогал ему пробудиться и отогнать сон... 

Мы посмеялись и я поблагодарил Савватеева за интересный пример...


Ушел герой и время показало, что других не будет.

Спустя годы я понял, что жизнь его оставила важный пример. Не трудись до усталости, не увлекайся работой, всегда заставляй себя отдыхать достаточно и проживешь много дольше на радость людям. Должна быть у тебя культура труда. И профессии с риском нельзя выбирать. Страшный пример Савватеева пусть спасет и вашу жизнь.


Рецензии