Тепличный лягушонок

                ТЕПЛИЧНЫЙ  ЛЯГУШОНОК

     С чего начинаются и какими невиданными дорогами поведут воспоминания человека, этого не знает никто. И то, что я сегодня весь день думала об этом человеке, даже моя бы мама сильно удивилась, если б узнала… Однако, начну обо всём по порядку.
     Капустную рассаду я выращиваю в теплице. Тут-тут расцветет черёмуха, высаживать помидорную рассаду, выращенную дома на подоконнике, даже в теплицу ещё рано. Вот и чернеет грядочка в уголке большой теплицы. Чернеет потому, что часто её поливаю проклюнувшуюся рассаду цветов. Но вот уже несколько дней к ряду замечаю между рядками капусты и цветов разных – светло-зелёный бугорок, величиной со скорлупку грецкого ореха, только с глазами. Откуда в теплице появился лягушонок, да ещё зелёненький, этого я не знаю. Тепло ему, да и букашки ползают, значит – не голодный. А если жарко станет или ещё что не так – он в землю зароется, вот как сейчас, только нос и глаза видны. Даже, когда я эту грядку из лейки поливаю, лягушонок не обнаруживает себя. Я посмеиваюсь над его детской наивностью и… не тревожу. Днём двери теплицы открыты, только на ночь закрываю. А сегодня, после обеда работаю себе на огороде, как-то даже не заметила, как тучами небо заволокло, дождик стал моросить. Погода портится, а мне времени жалко стало. Захватила с собой лопату и грабли, пошла в теплицу, копать оставшуюся землю. Глядь, а лягушонка нет на прежнем месте. Мой зелёный проказник дождик почуял и через открытую дверь упрыгал встречать небесную влагу.
     Вот, копаю я потихоньку в теплице. Дождевые капли дробно постукивают по стеклу, ветер белый цвет со сливы обрывает, что между домом и теплицей пригрелась, и раньше времени расцвела. Я вроде бы одна и не одна. А мысли всё возле лягушонка вьются: «Как он там, сердешный» Дождь-то ещё холодный… Это тебе в теплице тепло было…»
И так потихоньку всплыл из глубины памяти, такой вот лягушонок, только спинка малость потемнее. И сидит тот лягушонок на собачьей головке, чуть выше ушек. Собачка та неизвестной для меня породы, рыже-каштанового цвета, худенькая, гладкошерстая, немногим больше кошки. Ушки у неё вниз свисают, а глаза до того печальные, что, глядя на неё, самой заплакать хочется. Головка гладенькая-гладенькая. Сама рука потянулась, чтоб погладить по головке ту собачку. Всего чуточку рука не дотянулась. Я увидела маленького лягушонка, чуть выше собачьих бровей и тут же инстинктивно отдёрнула руку. Сама назад попятилась.
     Было мне тогда лет пять или шесть от роду. Пришла я тогда со своим отцом к деду «Цыгану». Детишки, которые постарше меня, так и называли его прямо в глаза – «Дядя Цыган!», когда была нужда к нему обратиться. Уже потом мне мама объяснила, что этот старик, заросший до самых глаз чёрной, как смоль щетиной, никакой не цыган, а молдаванин. И старость у него, что называется – «не приведи Бог такой никому…».
     В те далёкие годы мы жили одной большой страной. Молдавия от нашего села всего-то километров двадцать. На свадьбах чаще всего молдаване играли на разных инструментах. О-о-о, это были весёлые свадьбы! Куда нынешним… Ну, так вот. Женились молдаване на наших украинских девушках, не оставляли без внимания и пышнотелых молодух и одиноких женщин с детьми в жёны брали. Кому до того дело было, лишь бы ладили между собой.
     К одной бездетной молодухе и пристал молдаванин. В нашем колхозе на двуколке ездил, да чудные песни распевал. А тут по селу прошёл слух, что у того мужика мать умерла. Поехали они вдвоём с женой на похороны, а вернулись уже втроём. Не оставлять же отца одного. Дом спешно продали, а денежки сынок к себе в карман прибрал. Отец с большого горя на это даже внимания не обратил. Дескать, какая разница? Свои же, родные…
     Ладно. Живут себе люди. Старичок очень даже полезным в колхозе оказался, он по части виноградарства лучше агронома понимал. Да ещё у него чутьё было необычное. Бывало, идёт себе, идёт, вдруг станет, топнет ногой и скажет: «А положите-ка на это место камушек! Завтра с лопатой придите и с первыми лучами солнца – колодец начинайте копать. Добрая водичка будет, холодненькая…». Сперва, посмеивались над ним мужики, а как появились новые колодцы на селе, зауважали, благодарить стали. Всё звали его самогоночки стаканчик (гранёный, стограммовый) опрокинуть. А он ворчал. Дескать, «не водку надо пить, а вино. В вашем селе вина настоящего, виноградного нет, чтоб я мог усы обмочить…»
     За многое любили старика бригадиры, прислушивались к его словам, одно им не нравилось: слишком щедрым был старик. То, что детишек фруктами угощал из колхозного сада, ещё пол беды. Нечистые на руку люди обманывали его.
     Вот послали его под осень капусту сторожить в поле. Он построил себе шалаш, а откуда к нему прибилась эта забавная собачонка, он бы может быть и рассказал, но от большого волнения как-то само-собой так получалось, что переходил он на свой родной молдавский язык и тогда его никто понять не мог. А в последнее время старик и вовсе загрустил. А дело вот в чём было.
     Пока старик днями и ночами работал в поле, сынок с его деньгами уехал из села. Поздней осенью вернулся старик в село, в дом невестки, а женщина в слезах. Нет, не выгнала она старика, но что с ним дальше делать – не знает. Оба обманутыми оказались. Поговорили, подумали и стали дальше жить по-людски, по-родственному. Старика молодуха «отцом» называет. А через год она замуж вышла. Вот только «зятёк» выпить не дурак, а старику его пьяная болтовня уж очень не по душе. По этой неприятной для него причине он всё реже дома появлялся.
     Мой отец отправился к старику с просьбой: наведаться к нам на огород и поискать место, где бы можно было колодец выкопать. Место мудрый старик всего за пару минут нашёл, вот только копать тот колодец было некому. Мой отец был болен туберкулёзом… После его смерти и старика той же осенью схоронили. Через годы осталась в памяти моей собачка с очень грустными глазами и лягушонок, сидящий у неё на головке. «Она этого «наездника» уже второй день на себе возит…», - тогда объяснил старик. Я уже теперь подумала: наши животные характером со своими хозяевами сходство имеют…

                2015 г.
    


Рецензии
Интересная и трогательная история о жизни. Жаль старика,бросил его сынок.
С уважением.

Татьяна Чуноярочка   18.03.2016 14:56     Заявить о нарушении
Эх, на чужом горе счастья... Сынок это поймёт потом, ведь дети всё видят...
Спасибо Танечка! Всего Вам доброго!!!

Анна Боднарук   18.03.2016 18:08   Заявить о нарушении