Обзор фильма Путь Наверх
"Иногда провинциальные выскочки добиваются в жизни большого успеха."
Дебютная полнометражная социальная драма Джека Клейтона, снятая в 1959 году по одноимённому роману Джона Брэйна, рассказывает о небольшом периоде жизни честолюбивого провинциала Джо Лэмптона, который переезжает в большой город в надежде сделать карьеру и пробиться в высшее общество, заодно найдя себе и "выгодную партию". Здесь он знакомится с молодой и наивной Сьюзан, чей отец является, практически, хозяином города, но сердце, тем временем, устремляется к зрелой красотке Элис, несчастной в браке. И чем дальше заходят отношения Джо с обеими женщинами, тем отчётливее становится понятно, что трагедии не миновать.
Фильм является одним из самых ярких и нетипичных представителей "сердитого" английского кинематографа 50-х-60-х. Даже на беглый взгляд лента здорово отличается от остальных "голосов" движения. Здесь главный герой - не отрицающий аристократию и исходящийся по отношению к "верхам" в праведном гневе трудяга, а представитель рабочего класса, вовсю пытающийся, как раз, класс этот покинуть. И акцент в истории сделан не на социальном протесте, как это было, к примеру, в тех же "Оглянись во гневе" или "Такова спортивная жизнь", а, скорее, на любовной линии. Которая, в свою очередь, уже и подчёркивает во всех подробностях классовые различия и предрассудки в лучших традициях "Рассерженных молодых людей".
И от этого редкие взрывы гнева Джо смотрятся, честно говоря, непонятно, коробяще. Напоминая, скорее, психологическую неуравновешенность, чем бессилие и злость на строение мира. Единственное, что остаётся неизменным - выплёскивание всей ненависти рабочего класса к социальному и классовому неравенству через одного, концентрированного и яркого персонажа. Увы, протеста, смягчённого любовными "соплями".
Сюжет - прост как дважды два. История любви, поиска, душевных терзаний и метаний, выбора между сердцем и расчётом. Классическая мелодрама в духе какой-нибудь оперетты.
Но вот подана эта история крайне грамотно, интересно и настолько эмоционально насыщенно, что ни на какие штампы и банальности попросту не обращаешь внимания. С каждой минутой атмосфера накаляется всё больше и больше, страсти буквально выплёскиваются с экрана и ни на секунду не отпускает предвкушение надвигающейся трагичной развязки для сверкающего белоснежной улыбкой "провинциального выскочки" и его милых, доверившихся "способному юноше" дам.
Причём, следить за постепенным раскрытием, обнажением души героя, необычайно интересно. Он растёт, меняется, но, похоже, как и вся "сердитая молодёжь", ничему не хочет учиться.
"Иногда кажется, что Вам 18 лет. Вы это знаете?"
И в то же время - он необычайно реалистичен и, я бы даже сказал, вполне актуален. Его принимаешь, понимаешь, чувствуешь. Как и его женщин - наивную влюблённую дурочку Сьюзан и умудрённую опытом, страстную, но ранимую Элис. И актёрам удалось превосходно вжиться в свои образы, сыграть максимально искренне, раскрепощённо и с полной отдачей. Местами даже намеренным подчёркиванием, выделением особенно ярких черт своих персонажей.
Обаятельный Джо Лоуренса Харви - покоритель женских сердец, то и дело выдающий товарищам уроки-перлы не хуже Барни Стинсона. Милая крошка Сьюзан очаровательной Хизер Сирс - сама невинность и ангельская кротость. Роковая Элис Симоны Синьоре - знающая цену и себе, и настоящей любви и умеющая дать мужчине то, чего он хочет. И, конечно же, один из ярчайших второстепенных персонажей - отец Сьюзан в исполнении блистательного Дональда Вулфита. Великолепный и необычайно гармоничный актёрский состав!
Так что вполне рекомендую к просмотру это весьма занимательное кино, в котором нет правых и виноватых, нет нравоучений и истерик. Но есть очень важная идея и очень яркие герои для её преподнесения. 8/10. Достойное и сильное кино из далёкого чёрно-белого прошлого.
"Не возмущайтесь устройством мира. Наслаждаетесь им, пока Вы молоды."
Свидетельство о публикации №216012800454