История развития медицины в г. Черкасске до 18 в

     В 1581 году в Москве была учреждена Аптекарская палата, с которой и началось развитие официальной медицины в России. В 1620 году Аптекарскую палату преобразовали в Аптекарский приказ, который занимался подбором и подготовкой медицинского персонала. Из сохранившихся документов известно, что первые лекари в Черкасске появились в 1653 году[Донские дела Кн.4. Спб.1913.Стб.586-587. 1653г. Челобитная Луки Климовского.]. На Дон был отпущен по челобитной донских атаманов иноземец Тимофей Климовский для занятия лекарским ремеслом.

     В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича на Дон прибыли Афанасий Шещуков и Иван Коростылёв, которые лечили казаков винными припарками и мазью от ран в основе которой был жёлтый воск. Пробыв в Черкасске недолго, они вернулись в Москву[ЦГАДА ф.111, кн.3,л37-38.1672 г. Дело о посылке в войско Донское лекаря А. Шещукова.].

     В 1695 году вместе с царскими войсками в Черкасск прибыл доктор Термонт с пятью лекарями. В донской столице им был организован военный госпиталь, где лечились раненые после штурма Азовской крепости. Вскоре, доктор Термонт с коллегами также уехал в Москву, мотивируя отъезд тем, что «раненые вылечились, а других лечить нечем, лекарства кончились»[Энциклопедический словарь военной медицины. Т.1 М 1946. С 84].

     С постройкой Аннинской крепости близ донской столицы произошло увеличение численности царских войск на Дону,  этот факт вынудил Сенат прислать лекаря бакинского полка Андрея Герреса в Черкасск. В итоге до  1736 года  в городе Черкасске не было ни одного профессионального доктора. Так чем же лечились жители Дона и кто их лечил всё это время?

                Костоправы и травознаи.
       Казаки, выживая в степи и постоянно воюя, конечно же имели понятие об анатомии и физиологии любого живого организма: лошади, овцы, собаки, коровы, растений, и естественно человека – не понаслышке. Опыт жизни в степи, лесах, на реках и морях, дал им знания по народной медицине, проверенные не одной сотней лет казачьей, беспокойной жизни, связанной с военными походами и мирным редким бытом.  В жизни своей они боролись не только с противником, получая от него  тяжкие раны, но и с поветриями заразных болезней,  с обычными бытовыми травмами, ожогами и обморожениями.

    Многие казаки обладали уникальными знаниями по мануальной терапии, то есть  умели вправлять суставы и позвонки. Всегда находился казак старшего возраста, который владел многими приемами народного «костоправства». Приемами же массажа владели практически все. Костоправы врачевали  открытые переломы, удаляли раздробленные кости, проводили ампутации. Но это умели делать лишь немногие врачеватели, как правило передававшие свои знания из поколения в поколение и славившиеся по всему войску. Наряду с костоправами в казачьих станицах и хуторах всегда было много травознаев.
 
    Дома и в походе имели они при себе запас лекарственных растений и снадобий, могли заживлять раны жидкими растительными мазями, собирать без разреза тканей раздробленные кости, забинтовывая потом руку или ногу в лубок. По поверью, наиболее целебными, чудодейственными свойствами обладали травы, собранные на праздники Ивана Купалу, Симона Зилоту, Троицу.   Календула, мята, полынь, шалфей, цикорий, крапива, подорожник, чебрец,  спорыш, ромашка — из этих и многих других растений готовили отвары и настойки, мази и порошки, соки, пластыри, лекарственные ванны.

    Например, вот как лечили ревматизм донские травники: в земле выкапывали яму, в ней разжигали костер,  когда дрова перегорали, сверху клали свежесрезанную бузину, затем яму застилали рогожкой, больной ложился туда, накрывался чем-либо теплым и парился.

                Лечение с помощью курения.
     До 17 века чаще всего казаки курили всевозможные травные смеси в своих трубках - люльках, которые есть  в коллекции Старочеркасского  музея-заповедника. Считалось,  что:
     - для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
     - для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили  сушеную полынь;
     - казаки, несшие неусыпную стражу  на степных курганах, для улучшения зрения курили  ковыль.

    Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун или донник желтый, который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время  по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна  содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием.[Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71]

    Начиная с 17 века в южных степях народ стал выращивать табак, завезённый из Турции. Из самых известных махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. До наших времён дошли составы курительных смесей, которые были записаны фольклористами в конце 19 -начала  20 века. Например в курительную смесь к табаку добавляли:
     - материнку  или душицу лекарственную - в ней содержатся вещества, которые успокаивают нервную систему и лечат болезни желудка;
     - любисток - в нем содержатся вещества обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
     - мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
     - тирлич или горечавку желтую — курили от ревматических болей в суставах;
     - падуб или остролист — курили для лечения горла, ангины, воспаления десен, им укрепляли эмаль зубов.[Иванишин Д.С., и др. Лекарственные растения. - К. - 1974г., с.101, 128] .

     Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Так, Донские  казаки курили табак с примесью донника после боя, особенно если он не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима. Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада — "дюбека"[Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980г., т.2, с.153].

                Лекарство из сада и огорода.
    Казаки использовали для лечения не только дикорастущие травы, но и активно использовали растения из сада и огорода. В нашем регионе прекрасно переносят зиму и активно плодоносят такие плодовые деревья, как абрикосы(жердёлы), алыча, вишня, груша, слива, яблоня. Сушёные плоды этих деревьев входили в состав взваров или узваров, которые казаки пили каждый день. Взвар можно было легко приготовить в походных условиях, достаточно было вскипятить сушёные плоды в котелке. Пока напиток остывал, он настаивался ценными витаминами и был готов к употреблению.
 
    Абрикос или по местному жердёла очень полезна людям с заболеваниями сердца и желудка. Казаки в основном лечились сушёными абрикосами, которые называются курагой. Курагу брали с собой в поход, она входила в состав взваров. Также лечились ядрышками жердёлы, их применяли, как противоопухолевое средство.

    Алыча является разновидностью сливы, поэтому по лечебным свойствам эти два дерева схожи. Из плодов слив и алычи путём выпаривания жидкости в печах или духовке готовили чернослив. Чернослив помогал наладить работу кишечника, но главное его достоинство состоит в том, что он укрепляет стенки кровеносных сосудов. Казаки использовали чернослив для остановки кровотечений. Высушенные ядра слив растирали в порошок и использовали, как болеутоляющее средство.

    Вишня широко используется в домашней кулинарии, но также ценны её лечебные свойства. В лечебных целях на Дону применяли не только плоды вишни, но и её косточки, листья, побеги, корни и плодоножки. Вишня хорошо лечит сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, печень, почки, подагру. Например, по утрам натощак  чай из плодоножек вишни помогал избавиться от цистита.

     Плоды груши казачки  сушили и добавляли в узвар. Печёными грушами лечили сильный кашель и чахотку, останавливали рвоту. Чай из цветов и листьев пили при ревматизме, радикулите и кожных заболеваниях.[Сергеева Г. Энциклопедия целебных свойств различных продуктов питания. «Феникс» 2012 г с 47].      

     Яблоня это важнейшая садовая культура, плоды которой имеют не только высокие вкусовые качества, но и целебные свойства. Яблоки в своём составе имеют очень много витаминов и минеральных веществ, которые помогают человеческому организму восстановиться после болезни или ранения. Чай из листьев и цветов яблони казачки применяли при простудных заболеваниях. А маленькие зелёные плодики яблони применяли для профилактики различных опухолей[Сергеева Г. Энциклопедия целебных свойств различных продуктов питания. «Феникс» 2012 г с 105].               

     Овощи играют важную роль в питании человека, но их также можно применять и как лекарственное средство. Вот несколько распространённых рецептов на Дону:

     Арбуз применялся как мочегонное средство при мочекаменной болезни. Из арбуза делали нардек и цукаты. Нардеком лечили желудок и печень. Отвар из цукатов применяли как мочегонное средство при водянке.

     Капустными листьями казачки лечили мастопатию и головную боль, снимали жар с ран и ревмтическую боль с колен. Сок капусты прекрасно лечит желудок и печень, показан при кашле, бронхите и чахотке.

     Огурцом лечили ожоги. Сок из огурца помогал излечить подагру и ревматизм. Настойки из травы огурца помогали излечить женские болезни и остановить маточные кровотечения.

     Очень много лечебных рецептов в состав которых входила свекла. Соком свеклы казаки лечили желудок, печень, кишечник, сердце, анемию, опухоли, кожные заболевания и раны.

     Семена тыквы помогали избавиться от паразитов. Тыквенный сок пили при заболеваниях печени и поджелудочной железы, при почечных отёках. Сырая мякоть использовалась при ожогах, сыпях, прыщах и экземе[Сергеева Г. Энциклопедия целебных свойств различных продуктов питания. «Феникс» 2012 г с 148]. 

     Лук является эффективным средством для лечения таких заболеваний, как простуда, кашель, насморк, ангина, гайморит, фурункулы. Луком выводят глистов, лечат сердце и застарелые раны.

     Соком чеснока казаки выводили паразитов из кишечника и крови. Отваром чеснока поили отравившегося грибами человека.[Сергеева Г. Энциклопедия целебных свойств различных продуктов питания. «Феникс» 2012 г с 198]. Казаки с успехом лечили застарелые гнойные раны следующим рецептом. В рану закладывали шарик из чеснока и лука в равных пропорциях и прибинтовывали его настолько, насколько человек мог выдержать жжение от лекарства. Затем шарик убирался, а рана промывалась вином или кипячёной водой. После такой процедуры обычно рана затягивалась очень быстро.

     Овсом казаки кормили своих лошадей, поэтому целебные свойства этого растения знали многие. Из зёрен овса делали настойки, которыми лечили простудные заболевания, подагру, ревматизм. Кашей из овсянки лечили дистрофию, желудок, колиты и другие расстройства пищеварительного тракта. Казачки использовали, как косметическое средство[Сергеева Г. Энциклопедия целебных свойств различных продуктов питания. «Феникс» 2012 г с  262 ].

                Лечение с помощью животных.

     Кроме травников и травознаев казаков лечили знахари, которые  для лечения использовали животных, камни, металлы и минералы. Издревле лечебные свойства приписывались таким птицам, как петух (курица), ласточка, сыч, кукушка, ворон, голубь, и другим. В народной медицине сырую печень курицы прикладывали к бородавкам, а куриная желчь использовалась от ревматизма: ее принимали внутрь и ею растирали тело.  Белком яйца, взбитого с подсолнечным маслом, лечили ожоги, а мед, смешанный с куриным яйцом, использовали казачки в косметических целях — для улучшения цвета лица.

    Чем только в старину не лечились! Например, конский навоз. Его прикладывали к ожогам. Чеснок с конским навозом применялся при лечении лишая.  При ревматизме высушенным теплым навозом обкладывали больные места. Из свежего конского навоза готовили паровые ванны при геморрое.  Настой из конского навоза давали человеку на похмелье от перепоя.

     Но самым «лечебным» животным по праву можно назвать корову. Говяжьей желчью лечили ожоги, ею же исцеляли специфическую глазную болезнь. При кашле пили горячее молоко с красным перцем. При отравлении пили молоко с содой. Парное молоко считалось хорошим средством от рвоты. От бессонницы полагалось выпить перед сном стакан молока. Кислое молоко использовали при роже и ожогах.  Топленое коровье масло пили при кашле.  При трещинах сосков и воспалении грудей у женщин смазывали больное место свежим несоленым маслом. При лечении мастита применяли сметану.

    Собака с древности живёт у человеческого жилья и естественно, что её также использовали для лечения. В качестве лечебных средств на Дону использовали собачью шерсть, кости, кровь, слюну, жир и мясо. Например, при лечении грыжи больное место смазывали собачьей кровью. Если начинала гнить нога (от перелома), то следовало сжечь собачье ребро, потолочь его и золой присыпать рану.  Чтобы быстрее заживала рана, надо было, чтобы её облизала собака. При воспалении легких и туберкулезе ели собачий жир и мясо.

     Свиной или бараний жир употребляли при простуде, воспалении легких, туберкулезе. От кашля пили горячий смалец (внутренний жир)с молоком. При ревматизме тело растирали смальцем или козьим жиром. Если человек терял слух, то ему в ухо закапывали свиной жир, смешанный с луковым соком.   При поносе употребляли пережженный на золу свиной желудок.  Свиной желчью мазали нарывы, раны, её пили с мёдом "от желудка", если смешивали со смальцем, то получалось отличное средство от геморроя. Огнестрельные раны закладывали растопленным свежим свиным салом или мозгами.

    Как известно в Дону водилось очень много рыбы, которую также использовали при лечении. После получения ранения, особенно с переломами костей, казака усиленно кормили двойной или тройной ухой, чтобы кости быстро срослись.  От болезни глаз ребёнка поили рыбьим жиром и закапывали в глаза. Рыбий жир также использовали при лечении простуды, воспаления лёгких, ожогов. Рыбьей желчью лечили катаракту. Свежую рыбу прикладывали к больным суставам при полиартрите. Сырую рыбу неделю настаивали на водке и пили "от пьянства".Солёную рыбу казачки прикладывали к больному горлу. Рыбью чешую пережигали на сковородке и полученным порошком присыпали струпья при золотухе.

     В Дону и его притоках водилось очень много раков, которых также использовали народные лекари. При помощи рака лечили каменную болезнь. Раков ели от золотухи. Шейки раков, разрезанные пополам, прикладывали несколько раз в день к ранам.

     В Донской степи водилось  много разнообразной живности, которая с успехом лечила многие болезни. Например, заячью шкуру прикладывали к ранам и чирьям. При груднице прикладывали шкуру зайца, смазанную сметаной. При скарлатине использовали заячью шкуру, смазанную козьим или свиным жиром, а при лечении золотушных опухолей намазывали её сметаной. При ревматизме носили чулки из заячьей шкуры, а при радикулите – пояс. При нарывах прикладывали заячью лапу.

     Кожа гадюки ("выползок"), найденная осенью, высушивалась, толклась в порошок и употреблялась при лечении ран, при лихорадке, её пили с водой.  Если казака долго "трепала" лихорадка, то на груди, "вместо крестика", носили кожу змеи ("гадючью рубашку") или голову гадюки. Считалось, что голова гадюки, повешенная на шею хоть на один день, излечивает какую угодно лихорадку.

                Лечение камнями и минералами.

     Среди народных целителей Дона практиковалось применение минеральных веществ при лечении многих болезней. У каждой хозяйки на кухне найдётся самая обычная соль, которой мы солим пищу при её приготовлении, но мало кто знает, что соль обладает целебными свойствами, и очень часто входит в состав лечебных смесей. Например, казаки при лечении гангрены использовали мешочек с солью и чистотелом, так как  соль является лучшим из консервантов на Земле, а чистотел — это сильнейший антибиотик, поэтому  соль в сочетании с чистотелом погасит гангренозную агрессию, особенно на ранних стадиях заболевания.

     Соль помогает излечить заболевания органов пищеварения, кожные болезни,  ревматизм. Столовая ложка соли растворённая в стакане воды помогает при зубной боли. Солевые ванночки  помогают укрепить ногти и волосы. Нагретая соль в полотняном мешочке прикладывалась к больному уху и боль уходила. Из документов врачебной управы следует, что бешенство (водобоязнь) казаки лечили отваром особых трав, собранных в начале мая, и молитвами, раны же от укусов животных промывали хлебным квасом и натирали мелкой солью.

     Аппликации из глины на больные места помогают избавиться от многих кожных заболеваний, артритов и ревматизма, женских воспалений и болей. Слабый раствор белой глины налаживает работу желудочно-кишечного тракта. Голубая и Белая глина также использовалась казачками для отбеливания кожи. Например, при жестоком ревматизме глину замешивали на конской моче и накладывали на спину ровно на два часа, затем глину выбрасывали и больше её не использовали. После двух-трёх сеансов болезнь уходила.

     Также казаки активно использовали порох для лечения различных заболеваний, ведь он всегда был под рукой. Порохом лечили расстройства желудка. Например, при спазмах желудка ели хлеб, намазанный сливочным маслом и густо посыпанный охотничьим порохом.  Также порохом, растертым в свином сале, лечили застарелые, гнойные раны. В лечении многих болезней казаки применяли соду, золу, мел, сажу, дёготь и медь.

     С помощью меди знахари лечили переломы, испуг, ушибы, ломоту, флюс, лишаи.  Для того чтобы быстро поправиться, пили воду, настоянную на медных монетах. Аналогично лечили переломы. Медные аппликации применялись при ревматизме, а лишай «краснец» лечили прикладыванием «зелени»с медных монет. Также аппликация медных пластин и ванны с медным купоросом эффективны в комплексном лечении радикулита, миозита и некоторых других заболеваний.

     Среди камней особой популярностью на Дону пользовался сердолик. Согласно древним легендам, ношение сердолика на теле помогало излечению от язв и ран. Он считался оздоравливающим и приносящим счастье. Казаки использовали камень под названием кровавик, им лечили многие болезни крови, нарывы, венерические болезни. В настоящее время этот камень известен под названием гематит.

                Самые распространённые болезни черкасских казаков.
    На формирование и развитие народных медицинских знаний донских казаков огромное влияние оказывали  географические, природные условия, климат и окружающая среда (физическая и социальная). Зима в Донской степи была холодная с пронизывающими ветрами и морозами, лето жаркое и душное от испарений болот, озёр с тучами комаров и гнуса. В своей книге военный инженер Де Романо пишет о Черкасске следующее, что это чисто азиатский город, где дома лепятся друг к другу хаотично. «Среди Черкасска было два озера. Это были городские клоаки, куда служанки по вечерам выбрасывали всякие нечистоты. У казаков живших по соседству с этими озёрами лихорадка была наследственной. Они были бледные и жёлтые от рождения»[Де Романо. Донская старина Черкасск и войско Донское в 1802 г. Новочеркасск 1911 г С 13.] Загрязнению воды и воздуха в центре городка способствовал, тот факт, что бойни и мясные лавки находились вокруг озёр, в которые отправлялись все отходы и гнили там годами[Де Романо. Донская старина Черкасск и войско Донское в 1802 г. Новочеркасск 1911 г С 13.].

     Кроме этого, из болот, облегающих город Черкасск с трех сторон и загроможденных сорными, разлагающимися на корне растениями отделялись тлетворные вещества, производящие желчную лихорадку, которую казаки называли "корчею". Периодически здесь свирепствовали «черные болезни» – холера и чума, а также скарлатина, корь, оспа, случалась и проказа, по-местному «крымка». Атмосфера и народное здоровье было подчинено влиянию ветров. Так зимой северо-восточный холодный ветер приносил казакам колотья, простуду, воспаление лёгких и ревматизм. Под влиянием юго-западного ветра летом возникали лихорадки, горячки, рожистые воспаления лица, так как в самый полдень при жаркой погоде поднималась из камышей «синяя мгла», которая отравляла воздух своим ядовитым составом.

     Осенью и весной жители донской столицы страдали от малярии, которая в народе получила множество названий. Это «лихоманка», «корчий», «пропастныца», «напастныца», «трясуха», «трясучка», «гнетуха», «злюка», «пестуха». Способствовали этому заболеванию теплый климат, наличие множества лиманов, ериков и болот создававшие наиболее благоприятные условия для существования и размножения переносчиков и возбудителей малярии – комаров-анофелес. Тучи комаров и мух доводили до бешенства и скотину, и людей. От укусов повсеместно казаки использовали «деревянное масло» (скипидар), в которое предварительно добавляли чеснок.

    Сами насекомые и продукты их жизнедеятельности также применялись для лечения различных болезней. Поверхность раны закрывали паутиной или «земляным пухом», то есть землей, смешанной с паутиной. По современным данным медицинской науки, в паутине действительно содержатся вещества, угнетающе влияющие на бактерии. Она может годами сохраняться во влажной среде, не разлагаясь.

    Живого паука носили в скорлупе грецкого ореха на груди, полагая, что это излечивает от лихорадки «паук сдохнет — болезнь пройдет». От водянки пили воду с разваренным в ней сверчком, желтуху лечили хлебным мякишем с закатанной в него вошью: больной глотал это снадобье. При этом говорили, что «паразиты паразитов побивают».

                Лечение пчёлами.

    Если большинство насекомых в народе относили к «дьявольскому творению» (комары, саранча, пауки, блохи, вши, клопы), то пчелы считались чистым, «божьим» созданием, «назначенным» на служение человеку. Пчеловодство на Дону получило широкое развитие в связи с наступлением мирной жизни.  Продукты пчеловодства часто применялись в народной медицине. Медоносная пчела вырабатывает целый ряд разнообразных веществ: мёд, яд, воск, пчелиный клей (прополис), пчелиный хлеб (перга), маточное молочко, – которые являются прекрасными природными медикаментами.

    Пчелиным воском лечили  расстройство слуха, когда в ушах образовывались «пробки». Восковую трубочку вставляли в ухо и поджигали. В результате этой процедуры в трубочке накапливалась ушная сера, которая затем легко удалялась. Также  размягченный пчелиный воск прикладывали на ночь к больным глазам.

    В народе всегда считалось, что мед не только вкусный и питательный продукт, но и средство продления жизни, долголетия. Пчелиным медом лечили ожоги на коже, раны, глаза, застуженное горло, воспаление легких. Нередко мед использовался в комплексе с другими средствами животного и растительного происхождения. От кашля пили яичную воду с медом, при воспалении легких готовили отвар из меда, ягод калины и свиного жира. При малокровии употребляли по утрам мед и молоко, мед и сливочное масло. Алоэ с медом использовалось при лечении воспаления легких, а тесто, замешанное на меду, при лечении чирьев (либо прикладывали хлеб намазанный медом). От кашля ели распаренную калину с медом. Мед, смешанный с мелко истолченным синим камнем (медным купоросом), использовали для лечения флюса. При болезнях желудка употребляли в пищу мед, перемолотый с подорожником, медовые лепешки. В косметических целях казачки готовили мазь из меда и куриного яйца для улучшения цвета лица.

    Прополисом лечили раны и опухоли, а настоянный на спирту употребляли от простуды. Его же жевали от зубной боли. Вощину (пшеничный сотовый воск) с примесью цитварного семени варили и пили от глистов. Пчелиный яд использовался при лечении ревматизма, радикулита, болезней глаз, гипертонии. Например, на больную спину сажали пчёл и прижимали, чтобы та выпустила жало. От пчелиного яда мышцы спины расслаблялись и боль уходила. Сами пчёлы также употреблялись при лечении раковых опухолей. Для этого пасечники использовали тех пчёл, которые умирали своей смертью, их собирали в стеклянную банку и настаивали на водке.

    Народная медицина не без оснований считается предметом малоизученным, хотя кому из нас не приходилось встречаться с древними рецептами врачевания! Простые и наивные на первый взгляд, они заключают в себе многовековой опыт познания природы и человека. Что и подтвердили современные исследования в медицине. Конечно народная медицина не решала все проблемы лечения донских казаков, особенно донцы нуждались в хирургах. Темой следующего доклада будет «История развития официальной медицины на Дону в XVIII веке».


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/03/01/857


Рецензии