Жёлтый и чёрный

     На выставке маститого московского художника, работающего в стиле компьютерной графики, зритель спросил меня , - Почему так много чёрного в работах мастера.
     Так, это основной приём организации цвета в картинах художников, композиции картин которых  строятся по этим "чёрным законам".
     Например, классическое искусство - это живопись битумного лака, на  который накладывается все остальные цвета.
     Нет, конечно, можно и по другому работать с чёрным - гасить этим цветом остальные цвета - это живопись Ботичелли и Веласкеса. От Веласкеса пошёл Гойя, ставший более упрощенно работать с чёрным.

     В чём смысл этого приёма?
     Отвечаю.
  -  Смысл - на самом деле очень простой. Существует гармония жёлтого и чёрного, красного и чёрного - можно "утончить" эти цветовые отношения - как бардовый или розовый к чёрному, или как охра к чёрному. Это основа организации цветового пространства живописи ренессанса - поглощение чёрным этих цветов.
     Но, основа основ - главное в этой живописи - отношение жёлтого к чёрному.
     Я, ранее писал, что солнце по своей сути жёлтое и окрашивает всё, соответственно, в жёлтый цвет. Понять жёлтый цвет - это понять устройство земного, посмотреть на земное со строны. Но, художники, при всех своих понтах, не поняли жёлтого.
    Ни тысячу лет назад, ни пять тысяч лет назад, ни, тем более, пятнадцать тысяч лет назад. Нет живописи жёлтого.
    Вы можете меня спросить, - Почему?
    В чём причина такого восприятия.

    Ответ простой.

    Люди доверяют солнцу, теплу, свету, молятся, поклоняясь небесному телу. То есть, молятся главному веществу, тому же идолу, дарующему им жизнь.
    Трудно выйти за рамки этого видения.
    Поймите, понять желтый, можно, только отстранив его от себя или увидеть его с божьей помощью. В своём Преображении спаситель показал другой мир, мир без солнца.
 
    Но люди продолжают жить по старым лейкалам.
    Небеса пишут через землю.
    Чёрная земля гасит жёлтый цвет небес.
    Поймите, у импрессионистов, передвижников - пейзажи по своей сути - чёрные.
    Там, за внешним красочным слоем скрыт чёрный...
    Ранее писал, это мышление ящика Обскуры, это та же битумная краска. Художники, конечно, впоследствии перестали делать подкладку под цвет битумным лаком, но в мозгах то эта привязка к черноте осталась.

    Только сейчас многое открывается. Люди стали видеть цвет тоньше.
   
   
   


Рецензии