Путешествие в Хайфу. Ч. 8. Трамвай

   Boris S Gotman Ph.D

   В первые годы  нового тысячелетия мне пришлось работать на севере Израиля, в том числе и в Хайфе, где находилось много объектов компании.
 
   Хайфа сильно выдаётся в  Средиземное море, которое омывает её с трёх сторон.

   В описываемые годы наиболее удобный въезд в город был с Приморского шоссе (шоссе номер 2), переходящего внутри Хайфы сначала в бульвар Обороны (в честь названия одной из организаций сопротивления), затем в улицы Яффо и  Ацмаут (Независимости).

   Улицы эти идут вдоль побережья, дорога была очень длинной и загруженой, поскольку по ней тогда двигался и транзитный транспорт, и большегрузный – в порт.
      
   Сегодня под горой Кармель построен туннель, в несколько раз сокративший путь с  Приморского шоссе и в центр города, и к северному выезду в сторону Акко и Нагарии.
      
   Кроме того, к восточной части Хайфы подошло Трансизраильское скоростное  шоссе, т.е. ситуация значительно улучшилась. 
       
   Замечу, что  в строительстве и туннеля, и скоростного  шоссе самое активное участие принимала компания "Солель Боне",  в которой я тогда работал.
         
   Но тогда  этих въездов не было.  Вдобавок, уже не помню, когда именно,  транспортная ситуация на прибрежной трассе ещё более ухудшилась из-за начавшихся на ней масштабных земляных работ  для укладки трамвайных путей.
   
   Почти на всём протяжении  проезжую часть ещё более сузили ограждениями, вдоль неё лежали груды земли, рельсы со шпалами – картина, наверно знакомая  многим читателям.
    
   Я  и тогда не мог понять, для чего руководителям города понадобился трамвай.
   
   По-моему, только для того, чтобы прославить город (и себя, любимых) первым в Израиле трамваем. У меня есть некоторое подтверждение этому выводу, приведу его чуть позднее.
   
   Как-то в тот период мне понадобилось попасть в магазин завода, выпускавшего разные типы уплотнений для окон и дверей.
   
   Для чего мне нужен был этот завод – тоже интересная история. Довелось в то время  разбираться с жалобой владельцев одной из роскошных гостиниц  на Мёртвом море. Они жаловались на то, что между дверными полотнами и коробками появились зазоры до 4-х миллиметров. Я довольно быстро установил, что иностранный поставщик не учёл специфики климата, изготовив толстые дорогие полотна из древесины, которую "повело" из-за разницы между температурой  в охлаждаемых кондиционерами номерах и более высокой температурой в коридорах.

   Менять полотна, заказ которых делали не мы, а гостиница, было для неё чересчур дорого. Решили принять наше предложение заменить уплотнения дверей.  Но это совсем не просто: надо, чтобы новые уплотнения обеспечили прилегание по всему периметру при разных  размерах зазоров и при этом, чтобы двери закрывались без дополнительных усилий.

   На этом хайфском заводе выпускалась самая большая – несколько тысяч видов -  номенклатура уплотнителей.

   Так вот,  машину  я оставил на противоположной от магазина стороне улицы. Для того, чтобы найти приемлемое для перехода место, а не карабкаться при всём честном народе через баррикады из грунта и рельсов, пришлось сделать крюк в несколько сотен метров...
 
   Потом начали прокладывать  на одном из участков рельсы и подвешивать провода.
   
   Мне сразу показалось, что участок этот подозрительно короткий…
      
   Какое-то время я в Хайфу не ездил.
      
   Когда опять поехал привычной дорогой,  увидел, что пути уже разбирают и подвеску снимают.

   В то время меня это особо не заинтересовало – появились новые въезды в Хайфу.
       
   И только теперь решил выяснить судьбу хайфского трамвая.

   Перво  наперво узнал, что трамвая в Хайфе нет.  Есть нечто, куда лучше, но об этом позже.

   И ещё, получил, можно сказать, большой  привет от знаменитого писателя Оруэла: помните "Министерство Правды", в котором трудился главный герой его антиутопии "1984"?

   Министерство занималось тем, что всё время корректировало  старую прессу и архивы, удаляя из них все, что на данный момент было невыгодно власти "Большого Брата"!
       
   Так вот, в интернете ни на одном языке не нашёл даже упоминания о том, что в славном городе Хайфа когда-либо строился трамвай!

   Но, как говорили юмористы, "…у нас с собой было!"

   И вот это "было" я приведу в его оригинальном виде, в котором оно попало когда-то  ко мне:

  "… время публикации: 18 декабря 2007 г., 10:22 | последнее обновление: 18 декабря 2007 г., 10:22   
  Сегодня в Хайфе состоится торжественная церемония открытия первого в Израиле маршрута «легкого поезда» «Метронит». Церемония пройдет в рамках Дня общественного транспорта в Хайфе, сообщает пресс-служба хайфского муниципалитета.
  Мероприятие, на котором будет торжественно открыт первый отрезок трамвайного полотна , предназначенного для «Метронит», состоится в 14:00 на проспекте Ацмаут.
  В открытии примут участие вице-премьер и министр транспорта Шауль Мофаз, мэр Хайфы Йона Яхав и Ицхак Регев, председатель совета директоров "Яфе Ноф», которая выполняет строительные работы по созданию маршрутов «Метронит».
  Напомним, что в конце ноября 2006 года уже состоялось торжественное открытие первого иерусалимского трамвайного маршрута, в котором участвовали первые лица государства. Однако вскоре выяснилось, что для церемонии был специально уложен километровый участок рельсов, в то время, как работы по строительству первой ветки продолжаются до сих пор."

   Обратите внимание на знакомый из нашего советского прошлого сарказм  по поводу "мнимого"  открытия трамвая в Иерусалиме!

   А в интернете, повторяю, ничего, никаких упоминаний о неудачном трамвайном романе в Хайфе нет!

   В Иерусалиме  трамвай таки запустили, и он работает.
 
   Хотя его так часто атакуют арабские хулиганы – жертвы вздувшегося неимоверно  "мусульманского молодёжного пузыря", что в пору трамвай там заменить бронепоездом…

   Всё же должен заметить, что бы наше "Министерство Правды" ни  стирало из нашей памяти, это далеко не главное!

   Как бы ни относиться к нюансам этой истории, главное то, что в демократической стране окончательные решения принимаются, исходя из  интересов её граждан.

   И "зачищали" информацию  о стрительстве трамвая вовсе не с целью скрыть разворованные средства – воровства там не было вовсе! 
   
   Ведь и трамвай хотели провести в Хайфе  потому, что это самый экологически чистый вид транспорта, а не только из желания прославиться, опередив  другие города страны.

   А во время строительства  появились принципиально новые автобусы,  несравненно  экологичнее  своих предшественников. 
   
   Тогда-то  "отцы города" и решили  прекратить строительство трамвая  в Хайфе.
   
   Рельсовые звенья уехали в Иерусалим, по ним теперь бегают трамвайные поезда.
   
   А основание, выполненное для прокладки трамвайных путей в Хайфе, очень пригодилось для полос скоростных автобусов.
 
   Но об этих совершенно фантастических автобусах,  которые сейчас курсируют  по "трамвайным путям",  напишу в продолжении…

   На моём снимке - вид с одной из террас Бахайского Сада на Нижний город, порт, пригороды Хайфы и Акко (вдали, если разглядите)


Рецензии
Бедный трамвай! Но он так помог многим, когда случился разрыв ветки метро между Площадью Мужества и Лесной, где я тогда работала. В Питере его ругают, он мешает водителям других транспортных средств. А я его люблю)). Даже написала оду трамваю. В Иерусалиме про трамвай нам рассказывали и показывали, но тоже не очень хвалили.

Людмила Петрова 3   05.08.2020 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Конечно, обычный трамвай может создавать дополнительные сложности другому транспорту, но удобства трамвая перекрывают его недостатки! Интересный трамвай есть в Падуе - только один цетральный рельс (у меня в разделе "Италия"). С уважением,

Борис Готман   05.08.2020 13:46   Заявить о нарушении
До Италии у Вас ещё не добралась)). Спасибо, почитаю.

Людмила Петрова 3   05.08.2020 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.