Тамара Сёмина. Живое воплощение образа

Тамара Семина для меня в первую очередь Анфиса из «Вечного зова». Я была ещё крошкой, когда на экране впервые показали этот фильм. Он тогда вызвал целый шквал эмоций у взрослого населения. Взаимоотношения в семье братьев Савельевых обсуждала вся страна. Не обходили вниманием и тему Анфиса – Фёдор. Ну, а для нас, детей, герои картины были вполне реальными живыми людьми, а никакими не актёрами. И вот тётка Анфиса – это что-то вроде визитной карточки фильма. Яркая, красивая, эмоциональная!
Следующая встреча с этой актрисой состоялась на фильме «Воскресение», по роману Л.Н.Толстого. Я была уже тогда взрослой и прекрасно понимала актерскую игру. И в роли Катюши Масловой она меня вовсе очаровала. Как же Сёмина мне понравилась в этом фильме! Для меня она стала эталоном женской красоты и естественности. Я тогда мало знала о её нелёгкой судьбе, ничего не слышала о личной жизни, это было непринято сплетничать в СМИ, не то, что теперь. И в постель залезут и в штаны… Но, казалось, что у такой киношной королевы всё должно сложиться замечательно во всех отношениях, она заслужила и почет и признание, и уж тем более, личное счастье.
А с чего всё начиналось? В телевизионной передаче актрисе Зое Федоровой в числе других был задан вопрос: «Кто из молодых киноактеров кажется вам наиболее способным, интересным, кто вам более близок?» И она, чуть подумав, ответила: «Тамара Сёмина». Речь, как понятно, идет о 60-х годах. И ответ известной актрисы не случаен, ведь с дистанции 30-х годов человек более старшего поколения увидела в Сёминой свою молодость, продолжение традиций своего времени, ведь свежесть и острота восприятия мира, самобытность и неповторимость роднит актрис разных поколений.
«А ты её любишь, Анну-то?» - задает вопрос Анфиса Фёдору. В этот момент лицо актрисы на экране крупным планом. А в глазах любовь, ожидание и в то же время, обида. Всё живое, всё натуральное! Такой я всегда вспоминаю Тамару Сёмину, её лицо, манеры, голос. Так и стоит у меня перед глазами её Анфиса из «Вечного зова». Мне кажется, что это и есть её самая коронная, звёздная роль, в которой уже нельзя отделить актрису от её персонажа. Они – единое живое целое. Вот уж действительно, режиссеры попали в точку при выборе актеров для этого известного всем телесериала. Но это 70-е! А путь в кино начинался так!
В обычной аудитории, разделённой на две половины, одна часть которой – сценическая площадка, другая – зрительный зал, студенты актерского факультета ВГИКа показывают курсовые работы. На сцене появляется тонкая, длинноногая девочка, складная, но чуть угловатая с простоватым лицом. Она казалась гадким утенком среди своих красивых однокурсниц, но это её не смущало. Неистощимая выдумка Сёминой покоряла и заставляла именно к ней приковывать все внимание. Вот она изображает шестилетнего мальчишку, который сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, вот играет третью жену в пантомиме «Троеженец» - темпераментно, увлеченно, азартно.
Годы учения – это время поиска себя, особенно в творческих профессиях. Все актеры это прекрасно знают. Может быть именно в то время и сложилось у Семиной такое мировосприятие, о котором можно было в дальнейшем судить по её ролям. Яркая, самобытная острота, запоминающаяся эксцентрика образа.
Первая роль в кино – Наташа в фильме режиссера М.Хуциева «Два Фёдора». Изначально понятно, что сценарий писался под Шукшина, все остальные образы были, что называется, в помощь восприятия главного героя. Но роль, все равно, запомнилась. Она была сыграна ещё по-детски робко, наивно, но актриса в ней уже была видна. Более темпераментно была сыграна роль Нади в фильме В.Азарова «Всё начинается с дороги». Там, кажется, Тамара Сёмина нашла свой характер, порывистый, подвижный, с мгновенными переходами из одного состояния в другое. А потом для её образа есть сюжет: непредвиденное обстоятельство, никак не ожидаемое. Любимый человек обманул Надю, уехал, бросил. Вот тут ещё не только негодование надо сыграть, но и обиду и злость, и отчаянье одновременно. Свою обиду на одного человека она, в результате, переносит на весь мир. Оскорбленная любимым, Надя готова мстить всем мужчинам подряд. Месть её своеобразна, влюблять их в себя и бросать – всех, всех, и хороших и плохих, но сейчас хороших для неё не существует. Её теперь кажется, что её всюду преследуют неприятные неожиданности, ей плохо и обидно, и понять что-то в жизни на данный момент, она не может. Но в конце концов, там видно, что потихоньку душа оттаивает, не все ведь подлецы-то вокруг. Работа и жизнь все ставит на свои места. А главное – это чувство юности, чувство, что всё будет хорошо, потому что впереди целая жизнь! И актриса это отлично сумела передать на экране.

Особо ответственный момент наступил в жизни Тамары Сёминой, когда режиссер Михаил Швейцер доверил молодой исполнительнице одну из тех ролей, которая является наиболее трудной в мировой классике, о которой мечтают почти все драматические актрисы, -  роль Катюши Масловой в «Воскресении».
  Вся пластика этой роли другая – замедленная, утяжеленная. Особая повадка, особая манера говорить, слушать, задумываться. Двухсерийный фильм давал возможность стать свидетелем почти всех событий жизни Катюши, проследить за всеми внутренними преобразованиями, происходившими в её душе. Первое ощущение, которое непременно возникает при сравнении литературного и экранного образа, было не в пользу актрисы – она была не похожа. Но шел фильм и зритель переставал сравнивать, начиная верить Катюше – Сёминой.
  Сцены в суде Сёмина проводит сдержанно и сосредоточенно. Тяжеловатый, слишком пристальный взгляд, мысль, словно остановившаяся – Катюше трудно поверить в происходящее. Она пытается вслушаться в то, что говорят люди, пытается понять, почему они это говорят. Эта сосредоточенность, требует от неё огромного напряжения. Она устает, отвлекается, погружается в свои мысли, воспоминания, свои обиды. Жизнью выработанная притупленность вдруг взрывается криком – много страшного, уродливого, дикого видела она на своем веку, но должен же быть предел лжи и грязи! И опять туповатая, безразличная сосредоточенность, опять – не размышление, а как бы погружение в бездумье.
  … Катюша возвращается в камеру после осуждения на каторжные работы. Медленно входит, тяжело, неудобно припадает к стене. Она все еще пытается осознать меру случившегося – она осуждена. На лице актрисы застыла странная, непонятная полуулыбка. Реакция непонятна, необъяснима. Она приковывает внимание. То, что происходит в этот миг в Катюше, то, на чем сосредоточена её мысль, сокровенно и важно. Вряд ли можно точно расшифровать эту полуулыбку. В ней можно предположить отражение того сложного психологического сдвига, который определит её дальнейшее поведение, всю её дальнейшую жизнь.
  Товарки выводят её из состояния отрешенности. Среди них Катюша опять становится самой собой. Она горько, по-бабьи рыдает, отчаянно жалея себя. Но это уже и освобождение, в этих слезах облегчение. Особым, грудным, волнующим голосом произносит она: «Выпить бы…»
  Сёмина понимала, что актеру, может быть, только однажды выпадает счастье получить такую роль, соприкоснуться с таким литературным материалом. А материал этот невероятно сложен. Но о том, какое впечатление она произвела на зрителей сыграв Катюшу, я уже писала выше. Только потому что именно она сыграла эту роль, фильм запомнили и полюбили. Он действительно стал настоящим кинособытием тех лет.
  Спустя некоторое время Сёмина  получила приглашение сниматься в роли Шуры в фильме «День счастья» И.Хейфица. Образ Шуры достаточно тривиален, как считают критики. Но по моему, тривиальный и плоский образ в этом фильме у Баталова. Его герой, весь из себя положительный, бывает просто смешон. А сюжет таков: молодая женщина, выйдя замуж, по настоянию мужа уходит в работы. Скучная жизнь обеспеченной, ни чем не занятой женщины, маленькие заботы, маленькие радости. Но вот она встречает Берёзкина, который, по желанию авторов, честный во всех помыслах, знает как нужно жить, одним словом – идеальный герой на все времена. А для героини открытие нового человека в её не яркой жизни, является глотком свежего воздуха и закрутился сюжет. Уже понятно, чем всё кончится, но как будет развиваться, не ясно. Интересно это посмотреть в динамике, особенно в игре Сёминой и Зубкова.
  Саша в фильме «Человек, которого я люблю» режиссера Ю.Карасика – как бы следующая ступень биографии Шуры из «Дня счастья».
  Актриса ощущает всю меру опасности, которой грозит ей это непрерывное повторение. Она отклоняет предложения, отказывается от проб в тех фильмах, где предлагается все та же схема. Она ищет свои роли, поиск приводит к участию в кинооперетте «Крепостная актриса». Но и это, разумеется, не было выходом. Наступает небольшой перерыв в работе.
  И М. Швейцер – опять Швейцер – приглашает Сёмину на роль Оли Трегубовой в фильме «Время, вперед!»
  …Пустой клуб. На сцене репетируют ребята с плакатами в руках. «Маяковский. Маруся отравилась!» - объявляет один из них.
  Появляется Маруся – Сёмина. И возникает острое чувство узнавания. Семина на экране вновь острая, пластичная, живая. Вся отдаваясь игре, весело, темпераментно изображает она превратности судьбы Маруси, а в следующий миг уже мчится собирать бригаду на работу. Она азартна в игре, в работе – и это не стилизация. Она вся в той атмосфере – приподнятой, романтической, она живет в тех ритмах.
  Здесь Сёмина становится как бы моложе, как молодо было то время первых героических, молодежных строек. В одном из эпизодов Оля Трегубова негодуя, уговаривает двух бездельников не срывать работу бригады. В такой момент когда начинается соревнование, когда все должны быть на высоте, она становится самым настоящим предводителем, для которой честь бригады не пустой звук.
И вот, наконец. Анфиса, живая и неповторимая, всеми узнаваемая героиня, которая олицетворение времени, эпохи, и той нелегкой жизни, показанной на экране. Сцену встречи с мужем Кирьяном в семнадцатой серии просто невозможно смотреть не содрогаясь. Сейчас  так не ставят и так не играют. В наше время на экране одинаковые лица, одинаковые чувства, одинаковые интерьеры богатых квартир, где холодно и глухо, как в танке. Такие актеры, как Тамара Сёмина, конечно не видят для себя ничего интересного в фильмах-пустышках, оттого те старые образы и являются настоящим лейтмотивом их великого творчества, не побоюсь этого слова. Их хочется бесконечно вспоминать и пересматривать, не в ущерб сегодняшнему поколению, среди которых тоже немало талантливых людей, до конца не раскрытых бездарностью режиссуры и непотребным литературным материалом. Тогда как раньше к творчеству относились гораздо уважительнее, от того, так много было на экране светлого и запоминающегося, от того актеры были яркими и колоритными, уникальными, всегда интересными и никогда не повторяющимися.

Март 2015.


Рецензии
Оля,благодарю за интересный материал
Роли Тамары Семиной несомненно запоминающиеся
Живые ,яркие эмоции

В фильме «Два Фёдора» особенно запомнилась душевная доброта героини
А в фильме «Вечный зов» особо яркая сцена ,когда Анфиса все же отыскала своего мужа,и вернула ему и веру и любовь и жизнь …

есть ещё один прекрасный фильм-оперетта
«Крепостная актриса»-прекрасные одухотворенные лица молодых актеров

http://youtu.be/_GXS67qP3tI

Элла Эмих   15.01.2023 01:54     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрый отзыв и мини-рецензию! Очень жаль, что сегодня так редко вспоминают наши киношедевры и сторонкой обходят наше Достояние Республики, актёров, которые всегда были рядом с нашими родителями и с нами в детстве, чьи образы до сих пор вызывают неподдельные эмоции и интерес. А с годами - это становится ещё драгоценнее!
С уважением! Ольга.

Ольга Азарова 3   15.01.2023 17:15   Заявить о нарушении
Оля, да, соглашусь с вами тысячу раз!
Я очень люблю эпоху наших родителей,
Нет, я не грущу, не ностальгирую,не печалюсь

Но с удовольствием,
я бы сказала с сердечной теплотой и радостью смотрю фильмы и слушаю песни

Песни многие конечно грустны...
но есть и жизнерадостные,
побуждающие смотреть вперёд и мечтать светло!

Владимир Трошин-"И на Марсе будут яблони цвести!"
Какая вера,какой лучезарный свет!

И мы не одиноки, нас много таких, мечтателей будущего!

Но вернусь к фильмам,
Совершенно не люблю современных фильмов, сериалов ,эстрады....
Это все так...испачкано
.
И очень люблю смотреть фильмы 60-десятых годов
на эти лица,светлые ,одухотворенные и молодые
Тихие голоса и искренние чувства

Интересно, что в фильмах того времени о любви чаще всего говорилось так,
как это предлагает Библия

Какая она любовь?

"Любовь терпеливо и добра,
Любовь не завидует и не хвастается,она не гордится,
Не ведёт себя неприлично,
Не поступает эгоистично,
Не раздражается, не ведет счет обидам, не радуется неправедности,
а радуется истине.
Все переносит,всему верит,
Никогда не теряет надежды,
Все стойко терпит...."

Бог обещает, что такая любовь "будет существовать всегда"

.
Вот и я,
вооружившись этими словами, как указателем-как должно быть,
Нахожу отголоски в фильмах, и песнях тех лет

Элла Эмих   15.01.2023 17:38   Заявить о нарушении
Это прекрасно! Значит, у Вас живая душа!

Ольга Азарова 3   15.01.2023 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.