Государственность

Жизнь наша висит на нитях судьбы, нити связываются между собой и переплетаются, свиваются в клубок. Клубок катится по дорожкам, теряя свои и увлекая за собой новые нити. Неведомыми тропами катится колобок, сталкиваясь по пути с друзьями и врагами. – Колобок, колобок, я тебя съем, - говорят они. Но, вкусный колобок уворачивается и катится себе дальше, пока не попадает в пасть к лису. Или не пропадает в чащобе, или…

Рюрик пришел в Новгород, Олег убил Аскольда, Владимир крестил Киев и Новгород, Новгород заключил торговый союз с немцами. Купечество. Ярослав перенес престол во Владимир, Новгород приобрел самостоятельность и стал наращивать территорию, появился достаток. Денег всем не хватало, появился сильный сосед. Соседи попытались отобрать добро силой, полет ангела смерти. Попытка удалась – колокольчик разбился и разлетелся окрест хрустальным звоном.

Глава 1. Государственность
Жил-был когда-то князь Олег,
Владетель русского народа,
Варяг, боец (тогда свобода
Не начинала свой побег).
Его рушительный набег
Почти от Пскова до Онеги
Поля и веси покорил…
Он всем соседям страшен был:
Пред ним дрожали печенеги,
С ним от Каспийских берегов
Казары дружества искали,
Его дружины побеждали
Свирепых жителей дубров;
И он искал на греков мести,
Презреньем гордых раздражен…
М.Ю. Лермонтов
Воображаемые образы прошлого и картины будущего – это иллюзии, проступающие сквозь пелену помех в настоящем.
О жизни и событиях, происходящих когда-то на Руси, мы узнаем, в основном, из летописей. Первая летопись, дошедшая до нашего времени – «Первая Синодальная Новгородская» - датируется XIV веком, но повествует она о событиях, начиная с 1035 года. Это не оригинал, это список. Не один раз она была переписана и подправлена за три столетия – сколько - одному богу известно.
Сейчас нет устоявшегося мнения об истинных причинах пришествия варягов на Новгородчину. Еще одно мнение, думаю, никому не повредит.
В 862 году новгородцы призвали братьев варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение. Рюрик сел в Новгороде, Трувор в Изборске, Синеус в Белоозере. Об этом пишется в летописях.
О чем же говорит история? В момент призвания, IX веке, на этих землях сосуществовали, по-разному ладя между собой, ильменские славяне и финно-угорские племена.
С 864 года в Новгороде укрепился Рюрик со своей многочисленной дружиной. Он не просто пришел, а начал распоряжаться территорией, как полновластный хозяин - стал ставить своих соратников наместниками в города и поселения края. В то же время в Киеве обосновались другие варяжские князья - Аскольд и его дружина. Они блюли интересы киевского княжества и почти сразу по прибытии отправились в поход на Константинополь. Рюрик тоже не сидел на месте, а ходил со своими товарищами «в гости» к соседним племенам и немецкие земли. Племенная жизнь с приходом Рюрика оживилась, но кардинально не изменилась. Народом все также правили вожди и старейшины, жрецы корректировали течение жизни, в болотах поспевала клюква, в реках нерестилась рыба. Все так же с каждого двора собиралась дань. Теперь уже в пользу князя с дружиной, которых надлежало кормить.
Обычно новгородцы приглашали к себе в князи представителя самого сильного рода. Призвание княжеской дружины Рюрика, как и решения всех важнейших внутренних и внешних проблем, консолидация новгородских племен приняла на общеплеменном собрании. Коллективное решение – вину сваливать не на кого.
Если задастся вопросом «Зачем новгородцам понадобился князь?», то можно, пофантазировав, найти несколько вариантов ответа – и из них выбрать любой на свой вкус.
 - Потому, что такая модель управления обществом была им наиболее понятна.
 - Потому что их донимали «рэкетиры» в виде варяжских разбойников и им нужна была надежная «крыша».
 - Потому что им нравился Рюрик как личность и они решили у него поучиться чему-нибудь новому и полезному.
 - Потому что Рюрик подкупил большинство голосов на собрании.
Что-то полезное и нужное сообщество племен в результате этого решения все-таки поимело.
Как минимум после прихода Рюрика эти разноэтнические племена можно стало называть единым обществом. Они жили на общей территории, у них был общий язык общения, у них были общие проблемы и общие задачи. Наверняка, князь при подписании договора на княжение каждому обещал горы золотые. Наверняка новгородцы ему поверили и подписали соответствующую грамоту, потому что, как бы независимо они себя впоследствии внутренне не ощущали, какие бы законы самоуправления не принимали, формально главой новгородского сообщества, а позднее республики, был и оставался князь из клана Рюриков.
Рюрик, вступив в должность, продолжал делать вместе со своей дружиной свое привычное дело – собирал дань, расширял территорию, приводил соседние племена под свою руку, ввязывался в вооруженные конфликты.
То есть пришедшие на своих дракарах в Новгородские земли викинги фактически создавали свои форпосты, поселившись в детинцах (внутренняя крепость посреди поселения) на чужой освоенной территории, чтобы быть ближе к местам своих походов. Эта политика закрепления новых земель путем постройки крепостей с военными гарнизонами использовалась в дальнейшем русскими в течение многих веков. Так осваивалась Сибирь и дальний Восток вплоть до Американских берегов.
Между тем у варяжских дружин была и другая часть работы – нужно было скопившуюся дань переправлять на базары в Итиль к хазарам или Византию. Товар в Византию шел по водному пути, который назвали «Из варяг в греки». По одной очень правдоподобной версии слово «русь» близко слову «routsi», что означает «гребцы» или «плаванье на гребных судах».
При Рюрике уже началось объединение земель вокруг новгородского центра и началось строительство пограничных крепостей для охраны подвластных территорий. Как всегда власть занята одним, а смерды - своим делом.
Делом князей было: устройство выгодных (князьям) отношений с соседями, обеспечение безопасности движения (княжеского) товара к иноземным рынкам, охрана (своей) вотчины от набегов, плюс расширение (подвластной князю) территории.
Делом населения было пахать и сеять.
Нашлись, конечно, недовольные. Очень быстро новгородцы подняли восстание против варягов, но Рюрик хорошо умел воевать и безжалостно карать. Народ смирился.
Рюрик контролировал территории Новгорода, Полоцка, Ростова, Мурома.
После смерти Рюрика (879 год) дружиной и новгородскими территориями стал править Олег, прозванный Вещим. В основном, при помощи посадников, потому что сам он находился в бесконечных походах. Правил он 30 лет. Пару лет Олег разбирался с делами в Новгороде, а потом пошел и захватил Киев, а по дороге Смоленск и Любеч. В результате присоединения множества земель к уже существующим, образовалась довольно обширная земельное пространство с двумя развитыми экономическими центрами – Киевом и Новгородом.
Общественная наука говорит о трех путях развития государственности: 1 - разрастание племенного сообщества с выделением из него лиц, обладающих наибольшим имущественным правом, в качестве правителей; 2 - внедрение более развитой общественной системы в сложившиеся племенные отношения, захват существующей власти и перестройка прежних общественных отношений; объединение на почве национального самосознания, 3 - чувства единства и общего исторического прошлого с подчинением лидеру.
Описанное установление контроля варяжских князей над чужими территориями не относится ни к одному из типов возникновения государственности.
Все же государственность появилась. Как всегда иным путем. Она – дитя соития двух противоположностей, двух энергий – кинетической и потенциальной, неистовой силы и рассудительности, духа авантюры и миропонимания. Это соитие не могло быть осенено взаимной любовью, скорее, борьбой и смирением.
Также как римляне когда-то ворвались разрушительным потоком в мирную жизнь западных племен пастухов и землепашцев, так и викинги явились со своих островов и побережий в долины рек и озер – места обитания охотников и рыболовов, бортников, хлебопашцев и ремесленников.
Варяжское семя оплодотворило трудолюбиво вспаханную ниву, и родилась Русь. О земле Русской, как единой и целой, сказал князь Святослав, сын Ольги и Игоря, в обращении к своим воинам. Потомки Рюрика, князья и цари, правили Русью вплоть до 16 века. Они были великими князьями новгородскими, киевскими, владимирскими, московскими.
Варяжское же семя понесло поток завоеваний по обжитым и необжитым землям. Поток затопил огромную территорию и образовал море, ставшее империей. Империя – высшая степень развития государства. Империя, как пирамида из детских кубиков, разваливается, как только достигает своего предела прочности. Последний увесистый кубик положили большевики в 1917 году, но мы будем говорить о Новгороде, который назывался Великим. В то время как в Киеве царил дух борьбы за престол, складывались новые отношения, готовились походы на Византию, в Новгороде развивались торговые отношения.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Ирина. Да, интересны ваши исторические изыскания, но вот по отношению понимания и возникновения страны и государства "Русь" на моё понимание вы несколько не правы, и вот почему. Первое, конечно вы в праве вашего предположения "По одной очень правдоподобной версии слово «русь» близко слову «routsi», что означает «гребцы» или «плаванье на гребных судах».", вот только "Русь", как значение и культура, родилась задолго до прихода на Русь Рюрика и так называемых варягов (кстати, на русском Севере до сих пор деревеньку называют варяжкой (поселением варягов), а в старине среди скандинавов Русь называли Гардарикой - страной больших городов), так как именно суровые северные условия жизни и послужили условием возникновения общественных отношений - культуры Руси - как понимания именно общественного благого соседствования и взаимопомощи. И культура Руси захватывала почти весь Европейский континент (вся северная и средняя Европа). Даже само слово Европа смысловым знанием букв об этом говорит, Европа - (е)- чувство (в)- звучания (р)- Света (о)- небесного (п)- Закона (а)- (этому) Миру. То есть на то время и тех же варягов можно было считать русскими по сути отношения к жизни людьми, так почему же новгородцам не призвать на княжение того же Рюрика, который в военном деле был мастер. Хотя и эта версия только версия понимания нашей (русской) истории.
Успехов вам в вашем понимании этого мира, уважаемая Ирина.
С уважением к вам и улыбкой :) , как букетиком весенних цветов, ишо тот исшториограф Толька ветер.
Кстати, на наше такое понимание этого мира во многом имеют своё влияние смыслы букв нашего имени (имя - (и)- живое (м)- удовольствие (я)- Моё), и пусть это смысловое раскрытие вашего имени станет ещё одной моей улыбкой к вам, Ирина - (и)- Живой (р)- Свет (и)- живым (н)- восприятием (а)- миродуховности мирокрасотой мироутверждение.

Анатолий Боков   18.04.2017 07:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий! Спасибо вам за внимание к моему тексту. Это важно, когда то, что ты делаешь, находит отклик, пусть даже несогласный твоему мнению.Мне показалось, что то, что вы написали, не расходится с моим личным мнением о понимания процесса становления Руси. Я просто в контексте своей задачи не стала рассматривать проблему широко, дабы не распыляться. Мало того, это часть, глава из книги, может быть поэтому возникают непонятности. Собственно я заканчиваю второй цикл книги, а интересует меня вопросы: зачем, как и почему русские пришли на берега Америки. Поэтому пришлось затронуть варягов. Я не Герхард ММиллер, но считаю, что без привнесенного варяжского авантюризма мы вряд ли бы так далеко забрались. Это собственно всё, что я хотела сказать. С уважением, Ирина (Мирная)

Ирина Ложникова   18.04.2017 11:18   Заявить о нарушении
Да, я вас понимаю, уважаемая Ирина, своё видение исторических процессов (на моё понимание) нужная вещь, без этого видения не может складываться понимание развития исторических процессов в перспективе. Но я сам коснувшись внутреннего смыслового знания букв слова (именно русского слова) понял и принял некоторое понимание переосмысления русской истории. Вот вам пример такого скрытого исторического понимания через раскрытие внутреннего знания слова. Про слово "Самара" много читал разных исследований, что это слово не русское, что русские люди приняли это слово толи от монголов, толи от сарматов, толи... А слово то "Самара" истинно русское, и говорит это слово о именно особенности этого места. Самара - (са)- сладость (ма)- счастья (ра)- Солнца. То есть Самара есть Сладость Счастья Солнечного, и когда я бывал на берегах реки Самара, рыбаки говорили мне, что Солнышко там и правда чувствуется как то по другому - мягче что ли... Но я никак не хотел противоставить вашему знанию своё понимание исторических процессов.
С уважением к вам и улыбкой :) , как букетиком цветов, ишо тот ... ветер в голове.

Анатолий Боков   18.04.2017 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.