Творчество как особая способность человека

Человека от других существ, населяющих Землю, отличает высшая нервная деятельность — способность мыслить абстрактно, и творчество — то есть создание нового при помощи некоторых неестественных (не заданных природой полностью) средств. Так, рисуя наскальный рисунок, человек использует руки не самым естественным способом, хотя, при таком их строении, это довольно спорный вопрос. Ведь о происхождении человека мы до сих пор имеем только теории, ни одна из которых не может полностью вытеснить другую.

Так что, если говорить с позиции эволюции, то человек использует свои возможности к высшей нервной деятельности не только для создания более комфортных условий существования самому себе, но и создавая еще кое-что, граничащее в процессе создания с тем запредельным, что теологи называют «подобием Бога в человеке». Мы не будем обсуждать, кто кого создал — Человек Бога или Бог Человека, этот вопрос каждый решает для себя сам в пределах своего опыта и своей веры. Мы лишь попробуем понять, откуда у человека способность создавать новое, на чём она основана, как работает и для чего нужна.


Из чего состоит творчество.


Процесс творчества представляет из себя алхимический процесс, в ходе которого человек берет информацию из мира, проводит её через себя и выдает нечто несуществующее в реальности. Даже если человек просто попытается досканально описать увиденное, картина будет неполной. Другой человек описал бы то же самое явление другими словами, а если были бы повторения, то не такие значительные, каждый текст чем-то бы да отличался от других. Как школьный учитель определяет, что контрольная списана, когда видит два идентичных, слово в слово, текста.

Итак, первый элемент творчества — мир во всём своём многообразии.
Второй элемент творчества — Человек, как уникальный информационный фильтр.
Третий элемент творчества — Эмоциональная реакция человека на мир. Это может быть восхищение, отвращение, удовольствие — что угодно, но суть в том, что не окрашенные эмоционально переживания не привлекают внимания, быстро стираются из памяти. Появилась Эмоция — значит, какое-то событие затронуло струны именно этой человеческой души, или сознания, кому как будет угодно.

Четвёртый элемент творчества — инструментальная рамка. Каждый вид искусства имеет свою конфигурацию, выделяя одни информационные потоки и игнорируя другие, к примеру, изобразительное искусство даёт нам только двухмерную картинку. Скульптура даёт трёхмерную картинку, но они никак не звучат, не пахнут, не двигаются. Музыка даёт нам только звук, и то, он не похож на натуральный, он уже окрашен чьими- то фильтрами восприятия, пропущен через эмоции человека. Кино и театр дают самое большое число источников и создают меньше ограничений — у них есть картинка, она движется и звучит. В случае с театром она по определению трёхмерна. Из-за таких богатых выразительных средств первые зрители кино и театра не могли отделить творческий продукт от реальности, примером тому может служить реакция людей, посмотревших одну из первых кинокартин — Прибытие поезда. По свидетельствам (возможно, сильно преувеличенным), первый показ фильма вызвал панику  среди публики, которая не была готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину.

Создавая рамки, Творчество тем самым создаёт концентрат, который позволяет человеку понять, что перед ним — предмет творчества, а не реальная жизненная ситуация. Это понимание тоже является абстрактным, приобретено, а не дано природой. Концентрат этот состоит уже не из событий реального мира, а из внутренней сути человека, через которого это переживание «прошло насквозь». Творчество сделано не из событий, а из нашей самости.

Пятый, и последний элемент творчества — это передача другому. Иногда в роли другого может выступать даже сам человек, но в этот момент он всё равно будет зрителем. Творческому продукту хочется покинуть пределы места своего рождения.


Для чего человеку творчество?


В простом, нижайшем смысле, творчеством является абсолютно любое наше действие, оно неизбежно, так как, будучи вынужденными существовать в мире и в обществе, мы постоянно  предъявляем себя тем или иным способом. В каждом шаге, в каждой позе, в выборе, приготовлении и поедании пищи, в выборе одежды. Во всём мы утверждаем себя, проводя вопросы, которые ставит перед нами жизнь через фильтры своего опыта и выбора. Как улитка, которая ползёт по листку или по асфальту — оставляет за собой дорожку из слизи, так же и на всём, что делает человек, остается отпечаток его индивидуальности

Если говорить о более сложных формах творчества, об искусствах, от так называемых примитивных искусств — рукоделия, изготовления самостоятельно предметов для жизни (до индустриальной революции, появления мануфактур и заводов, рукоделие было обязательной частью человеческой жизни, а сейчас является просто приятным хобби), до сложных, возвышенных форм, то такую потребность осознает не каждый. Сложно сказать, было бы заниматься творчеством хорошо для всех, однако, тем, кто занимается, творчество приносит развитие. Это и развитие мелкой моторики, и абстрактного мышления, и воображения, и силы чувств, и ощущения красоты совершенствуется в процессе творчества. Человек оттачивает так же и волю, дисциплинируется.

Что немаловажно — человек делится с миром своими чувствами, переживаниями через творчество, тем самым освобождая место для новых переживаний, для новых жизненных сценариев и событий. Между человеком и его окружением начинается постоянный обмен, похожий на парный танец, жизнь приобретает невиданные ранее краски и оттенки, динамику, ритм, скорость, звучность. Жизнь для творческого человека становится одновременно и личным мифом, и личным психотерапевтом, и волнующим приключением, холстом для новых картин. Человек постепенно постигает искусство управления реальностью, поднимается до уровня богов, творя миры.

Через творчество человек постигает самого себя. Некоторые творцы указывают на помощь в творческом процессе потусторонних сил — божеств, муз, и тому подобных, и даже собственные сны становятся помощниками на пути познания мира и себя, как это было у Менделеева. Размышляя над сложными сюжетами и конструкциями, мы вовлекаем в процесс своё бессознательное, становимся тем самым ближе к первоисточнику, из которого происходят все смыслы.

Творчество так же полезно для души, как спорт полезен для тела. Здесь, как и в спорте, мы начинаем думать и о правильной пище для души — сортировать, что к нам приходит и как мы это переживаем. В отличие от простого переваривания физической пищи, процесс переваривания пищи душевной и духовной может контролироваться сознанием. И именно здесь начинается настоящая алхимия — наблюдение за чувствами, их преобразование, указывающее путь к совершенству.


Рецензии