Битва за Британию

               

 
Смерть расправляет серые крылья,
Гуденье моторов - как выкрики асов.
Сегодня под пенье и пляску валькирий,
Мы жадно в английское вцепимся мясо

Мы вороны Рейха, вестники Смерти!
Наш долг, наша гордость - в полете за целью.
Сойтись, разминуться в слепой круговерти
И с криком рвануть за бегущей мишенью.

Пусть дым и огонь ведут свою пляску!
Пусть крики поверженных Одина тешат!
Для нас гибель в небе - похожа на сказку,
В Вальгалле поклон нам будет отвешен!

...Па-де-Кале черно от самолетов,
Английские львы против воронов Рейха...

На фото:
Рождество в бомбоубежище, Лондон, 1940 год.

8 мая 1940 года по планам нацистов на быстрое завоевание Англии был нанесен сокрушительный, тяжёлый и очень чувствительный удар, который по своей силе и воздействию на Третий Рейх очень близок к капитуляции 6-й армии Паулюса в Сталинграде в 1943.

Палата общин Англии вынесла вотум недоверия премьер-министру Невиллу Чемберлену, вынудив его уйти в отставку. Это был самый мощный удар по Третьему Рейху со стороны Англии самого начала Второй Мировой Войны. С поста премьер-министра Англии ушёл самый влиятельный союзник Гитлера - один из немногих политиков Британии, который (по мнению Гитлера) мог бы вынудить Англию к заключению мира с Германией.

Для Гитлера отставка Чемберлена была очень тяжёлым ударом, поскольку он полагал, что Чемберлен продолжит быть его верным другом и союзником, что позволит заключить с Англией военный договор или сепаратный мир и, таким образом, обезопасит тылы Третьего Рейха, для предстоящей войны с СССР.
Гитлер был настолько уверен в этом, что даже всерьёз не рассматривал планов о нападении на Англию вплоть до 1940 года.

На это явственно указывает тот факт, что Гитлер так и не использовал квоту по строительству военных судов предусмотренных для Германии по англо-германскому военно-морскому соглашению 1935 года. А ведь воевать с Англией не имея хорошего флота, было очень проблематично.

Все надежды Гитлера были, конечно, на Чемберлена и его «партию мира». Германия искренне наделась, что после разгрома Франции и бегства из Дюнкерка, Англия прекратит нелепые попытки остановить Германию и присоединится к ней для разгрома СССР.

Чемберлен, кроме своей откровенно антианглийской политики, прославился и таким образом: незадолго до начала вторжения в Данию и Норвегию все данные о сроках нападения Третьего Рейха на эти страны стали известны Швейцарскому Генеральному Штабу.

Полученными сведениями Швейцария спешно поделилась с Уинстоном Черчиллем, а тот предоставил их Военному Кабинету в Лондоне.

Остаётся только гадать, каким было лицо Черчилля, когда он узнал, что Чемберлен отказался воспринимать добытые Швейцарским Генеральным Штабом всерьёз! Эти планы были рассмотрены как "фантастические" и невероятные. В итоге никаких мер по предотвращению нашествия войск Германии против Дании и Норвегии не было предпринято.

Итогом было то, что спустя всего сто часов Третий Рейх, насвистывая "Хорст Вёссель", оккупировал обе этих страны.

Гитлер, откровенно говоря, считал, что ему удастся принудить Англию к заключению сепаратного мира, но тут вылез Уинстон Черчилль и "всю малину затоптал". 

Хоть и не лежала душа у Гитлера, но пришлось ему объявлять о подготовке к операции "Морской Лев" - захват Англии.

Сама по себе операция "Морской Лев" ничего сложного в плане техники не предоставляла - и совершенно понятно, что для Третьего Рейха, который тогда находился в зените своей силы и могущества, никаких трудов не могла вызвать.

Для сравнения следует просто посмотреть на ту скорость, с которой Германия разбила Францию. В течение всего месяца армии Вермахта разнесли армии Франции и выбили экспедиционный корпус лорда Горта с пляжей Дюнкерка. Учитывая ту лёгкость, с которой была разбита Франция, только очень наивные люди могли надеяться, что армия Англии, прославившаяся в основном в идеально проработанной эвакуацией из Европы, в ходе операции «Динамо», сумеет остановить силы Третьего Рейха, когда те атакуют берега Великобритании.

Честно говоря, в том, что "Морской Лев" увенчается полным успехом, и Англия будет оккупирована, не сомневались даже сами англичане - в частности Черчилль приказал перевести все к тому времени успевшие создаться части парашютистов в Лондон - для защиты города от атак немецких парашютистов.

Не сомневались в абсолютном и полном разгроме Англии и простые жители.
Здесь следует отметить одно очень интересное обстоятельство, на которое, как правило, мало обращали внимание историки. Дело в том, что перед началом Второй Мировой Войны, пока Чемберлен всеми силами юлил перед нацистами и был готов на всё, ради мира с Гитлером, Черчилль вёл активную агитационную компанию, призывая страны Европы создать военный блок для войны с нацизмом.

Помимо таких призывов, Черчилль позволял себе некоторые, скажем так, излишества в своих речах. В частности он значительно преувеличивал истинные возможности Люфтваффе – на 1935 год. Черчилль уверял, что немецкая авиация вполне может атаковать Англию и уничтожить Лондон – при помощи химического оружия.

Под давлением Черчилля премьер министр Болдуин сделал в Палате Общин сенсационное признание о том, что Англия была не в курсе об истинных масштабах развития Люфтваффе и обладает неполной информацией об этих войсках.
Однако Чемберлен сумел надавить на общественность, и этот вопрос был, скажем так, «убран под сукно».

Однако в 1940 году, когда Третий Рейх, победным маршем прокатился по всей Франции и его аэродромы оказались разбиты под носом у Англии, слова Черчилля о том, что немцы могут уничтожить Англию налётами авиации мигом вспомнились.
А поскольку, как не крути, но Черчилль оказался совершенно прав в других своих пророчествах насчёт Англии, то англичане, весьма здраво, рассудили, что и возможности Люфтваффе Черчилль оценил ПРАВИЛЬНО – иными словами немцы могут превратить Лондон в руины, даже не высаживаясь на пляжах Британии.

На это красноречиво намекает то обстоятельство, что уже в 1939 году из крупных городов Англии, в сельскую местность, удрало больше полутора миллионов человек. При том, что немцы в то время ещё были в Польше.

Чемберлен был вынужден уйти со своего поста, оставив Черчиллю гиблое наследство. Армия Англии была разгромлена, население – морально подавленно и находилось в состоянии близком к панике, а Третий Рейх был рядом.
Тут будет уместно отметить, что уход Чемберлена никак не повлиял на отношение англи-чан к СССР. Англичане считали, что СССР следует уничтожить и, желательно, как можно быстрее. 

В принципе Черчилль считал точно так же. Тем, кто занимается исследованием биографии «верного пса Британской Империи» следует помнить, что Черчилль СССР недолюбливал и никогда бы не отказался от возможности придушить Сталина в тёмном проулке доков Восточного Лондона. Однако, в отличие от подавляющего большинства британских политиков, Черчилль ни под каким видом не желал, чтобы это произошло во вред Англии. Для Черчилля Англия, его родина, его Империя – были на первом месте! И он не желал жертвовать своей страной ради сиюминутных политических решений.

Иными словами – сперва Гитлер, а потом только Сталин.

Легко заметить, что вся политика Черчилля отвечала поставленной им, при вступлении на пост премьер-министра, задаче – победа в войне превыше ВСЕГО. Превыше политики, превыше интересов Англии и даже превыше традиций, что царили в Англии на тот миг.

Черчилль начал с того, что отдал приказ о создании «сети» (хотя слово мелкоячеистый невод» будет тут более уместно) радарных станций и отдал приказ о начале формирования коммандос – знаменитых САС.

Тем временем Гитлер мучительно колебался – начинать или не начинать «Морской Лев»? Гитлера ни с какой стороны не грела мысль о том, чтобы начать войну с Англией и, одновре-менно. С СССР. Война на два фронта в своё время, напомню, погубила Германскую Империю. И в Вермахте было немало народу, что не забыли это.

И что теперь? Начинать всё заново?

Именно колебания Гитлера и стали основной причиной того, что вторжение в Британию не было осуществлено, а вовсе не заслуги Британских ПВО и ВВС, как гласит каноническая версия.

Однако после того как Гитлер, сильно колеблясь, всё же отдал приказ о начале «Морской Лев», Вермахт подошёл к планированию операции очень скрупулезно, с присущей немцам дотошностью и расчетами. В частности немцы опирались в подготовке «Морского Льва» на действия Англии в «операции Динамо».

Напомним, что в ходе «Динамо» было вывезено больше четверти миллиона солдат – 338 266 человек – в основном солдаты экспедиционного корпуса и часть примкнувших к ним французов.

Очень характерно то, что в эвакуации принимали участие вовсе не боевые суда, как сейчас думают многие. Большая часть военно-морских сил Англии занималась тем, что прикрывала пляжи Дюнкерка от авианалётов и танков. А вот эвакуация солдат проводилась при помощи многочисленных судов «частного типа» - под этим названием подразумеваются самые простые яхты, которые, в «добровольном» порядке («хочешь – иди на яхте спасать солдат, не хочешь – утопим), отобрали у частных лиц (!). Не нашлось у «владычицы морей» достаточного количества транспортных средств.

В Германии сделали в общем то простой и логический вывод – раз англичане сумели вывезти почти четверть миллиона солдат на набранных «со всего леса» судах, причём сумели доставить их в Англию пройдя значительно большее расстояние чем Ла-Манш, то уж несколько сотен транспортных барж без труда перебросят через Ла-Манш столько же солдат. А на Англию много армий не надо – хватило бы трёх-четырёх полнокровных дивизий Вермахта чтобы поставить Британию на колени (и то, это при самых пессимистических расчетах).

Германия сосредоточила в портах Ла-Манша почти две тысячи транспортных барж, и, кроме того, немцы «обкатали» совершенно удивительную новинку – «ныряющие танки».

Данный тип оружия был абсолютно уникален и не имел никаких аналогов в военном деле. Это были самые простые танки, с герметизирующимися двигателями, что могли спокойно раскатывать по морскому дну, будучи неуязвимыми для пушек противника. Такие танки предполагалось использовать как ударные штурмовые соединения, для «зачисток»  береговой линии, там, где предполагалось высадка пехоты.

Для этих целей были выделены танки Т-III и Т-IV, которые подверглись особой модернизации – в частности полная герметизация двигателя и создание системы, более известной как «шноркель» - длинный шланг, длинной до пятнадцати метров, с установленным на нём всасывающим устройством, что затягивало воздух с поверхности к экипажу и в двигательный отсек.

Впоследствии этот «шноркель» активно использовался в подводных лодках Третьего Рей-ха.

Танк герметизировался по полной программе – на ствол надевалась специальная резино-вая заглушка, а место соединения башни с корпусом герметизировалось при помощи простой резиновой камеры от мотоцикла.

Управление таким «ныряющим» танком можно было производить только «вслепую», при помощи гирокомпаса и, что особенно важно – радиоуправления. Немецкая армия первой начала в массовом порядке применять радио в своих войсках.

Такие вот необычные аналоги военной техники даже прошли военно-полевые испытания – во второй половине июля 1940 году, такие танки прошли военно-морские испытания на острове Зильт. Танки доставляли на баржах к точке высадки и отправляли за борт по сходням.

Все до единого танки с честью прошли предложенное им испытание.

Однако после того, как Гитлер, отменил «Морской Лев», эти машины были отправлены в 18-й танковый полк, где тихо и мирно ржавели на плацах, пока их не применили в СССР. В СССР «ныряющие танки» были  частично захвачены в виде трофеев и положили начало целой ветви «ныряющих танков».

Не забывали немцы и о десантниках. Планировалось, что в начале «Морской Лев» в Англии будут высажены группы диверсантов, чтобы вести подрывную работу и саботаж - учитывая насколько эффективной была работа «Бранденбурга» в Польше и «Германа Геринга» в Франции и Голландии.

То, что Англия была бы разбита немцами, совершенно очевидно – очень уж тщательно и скрупулезно готовился Вермахт. Удар Вермахта по Англии увенчался бы успехом и «Владычица Морей» была бы повержена – в отличии от СССР Англия была очень уж децентрализована,  да и боевой дух англичан было нельзя сравнивать с яростным стремлением к победе советских солдат.

Не стоит забывать, что впоследствии Лис Пустыни в Африке, уверенно громил английские «элитные» войска, обладая гораздо более меньшим количеством войск, чем планировалось использовать в «Морском Льве».

Однако Гитлер, после недолгого колебания, неожиданно для всех отменил планы вторжения в Англию сухопутных войск.

Причиной такого резкого разворота был не только то, что Германия решила всё же вое-вать с СССР, но и очень активное влияние Германа Геринга, который решил, что сумеет поставить Англию на колени воздушными налётами.

Герман Геринг во время Первой Мировой Войны был лётчиком высокого уровня - напомню читателям, что он имел на своём боевом счету 21 победу над англичанами и, в частности, был первым лётчиком Германии, что сумел сбить тяжёлый бомбардировщик фирмы «Хандли Пейдж».

Будет уместно отметить, что именно Герингу было доверено командование знаменитой эскадрильей №1, которой  командовал легендарный Фрейкер фон Рихтгофен, погибший 21 апреля 1918 года.

Геринг руководил этой легендарной эскадрильей вплоть до окончания войны, после которой был выброшен «за борт» и превратился в полунищего ветерана – доходило до того, что он стал выступать в развлекательных полётах и катать на своём маленьком «фоккере» искателей острых ощущений. Для кадрового офицера Германской Армии, имевшего немало наград, увенчанного славой побед – это далеко не самый приятный вид заработка.

Геринг долго скитался без дела, пока не познакомился с Гитлером и не стал одним из его самых близких помощников, а впоследствии подмял под себя аж всю авиационную мощь Германии.

Как и многие военные периода Первой Мировой Войны, Геринг находился под влиянием глубоко ошибочных теорий - в частности он был большим апологетом так называемой доктрины маршала Дуэ", более известной как "воздушный блицкриг".

«Доктрина Дуэ» подразумевала возможность победы над противником без непосредственного военного контакта. Предполагалось, что победы можно добиться авиационными ударами по тылам противника, по его так называемым «ключевым объектам» - заводам военным предприятиям и, в том числе, жилым кварталам, с гражданскими лицами.

Последнее было очень важным аспектом, ибо считалось, что солдатам, что воюют на фронтах, очень полезно знать, что их семьи и близкие – не в безопасности, и что они могут погибнуть и гибнут.

«Доктрина Дуэ» перед Второй Мировой Войной, пользовалась бешенной популярностью.  Более того, она считалась вполне пригодной для войны будущего – в частности в СССР была даже очень популярна книга «Первый удар» Николая Шпанова (эту книгу постоянно упоминает в своих произведениях такой автор как Валентин Пикуль). Считалось, что «десять эскадрилий тяжёлых бомбардировщиков» быстро сравняют Германию с землёй, и заставят её капитулировать. В дальнейшем эта тактика показала свою полную несостоятельность, но на момент описываемых нами событий «доктрина Дуэ» - «воздушный блицкриг», считалась вполне жизнеспособной и пригодной для самостоятельных действий Люфтваффе.

Характерно, что это доктрину, на практике применяла... Англия.
В 1920 годах, при подавлении восстания в Ираке, Англия широко применяла ковровые бомбардировки селений восставших, причём Черчилль активно прятал все следы этих бомбардировок, аргументируя это тем, что в «противном случае само имя Королевских ВВС будет опорочено».

Геринг не сомневался, что его «вороны Рейха» сумеют одолеть английские ВВС, поскольку английские лётчики обладали всего-навсего троекратным превосходством, над его авиа силами.

Люфтваффе значительно превосходили пилотов ВВС Англии своими боевыми качествами. В отличие от англичан, многие пилоты прошли школу войны в Испании, где они оттачивали свои боевые умения. В отличие ото «львов Британии» «вороны Геринга» обладали значительным военным превосходством.

Геринг планировал поставить ВВС Англии на колени путём уничтожения их ВВС и ПВО. Так же в задачи Люфтваффе входило: уничтожение аэродромов, складов снабжения, разрушение радарных станций и военной техники Английских войск.
Особо следует отметить, что на первых порах Битвы за Британию, не планировалось ни-каких бомбардировок гражданских объектов – как и Гитлер, в начале Геринг верил, что ему удастся поставить Англию на колени не «травмируя» гражданское население.

Воздушная армада Геринга была разделена на три флотилии.

Первая ударная группировка базировалась в Северо-Западной Франции, вторая – Северо-Восточной Франции и Бенилюксе, а третья – в Норвегии и Дании.
В официальной литературе, эти группировки называются: Люфтваффе II, Люфтваффе III и Люфтваффе V.

Данные воздушные авиасилы насчитывали почти три тысячи самолётов самого разного типа и вида – 2800 авиамашин.

1300 из них приходилась на «Хейнкели-11», «Юнкерсы-88» и «Дорнье 17» - это были бомбардировочные силы авиации Геринга.

280 – пикировщиков «Юнкерс-87».

530 одноместных истребителей «Мессершмит»-109».

260 тяжёлых истребителей «Мессершмит-100» и «Юнкерсов-88С».

Так же к этой внушительной воздушной флотилии были приданы порядка 170 самолётов-разведчиков самой разной ориентации и типа.

Из всего этого внушительного авиапарка (о чем не любят вспоминать англичане и российские историки) на «ходу» было всего половина машин. Геринг, считал, что и такого количества самолётов хватит, чтобы разгромить военные силы Англии.

Особое внимание следует обратить на то, что ударной силой всего этого авиационного флота было всего-навсего 760 истребителей разного толка – из которых, в реальности, на «крыле» находилось около трёхсот с небольшим а ведь именно истребители считались основной реально ударной силой в Битве за Британию. Бомбардировщики считались всего-навсего «носителями бомб» - ибо, согласитесь, даже немецкому асу очень трудно попасть бомбой в истребитель, разве что по случайности.

В Англии то же шли лихорадочные  приготовления к атакам немецких ВВС. Маршал авиации Англии, (так называемый глава Истребительного Командования) сэр Хью Даудинг, как и Геринг, разделил свои силы на три группы.

Первая группа (группа 11), под командованием вице-маршала авиации Кита Парка, базировалась на юге Англии.

Вторая группа (группа 12), под руководством вице-маршала авиации Траффорда Ли-Мэллори, прикрывала Мидленд – центральные графства Англии.

Третья группа (группа13) – с принявшим ей командование вице-маршала авиации Ридчардом Солом, охраняла север Англии.

Кроме того впоследствии была сформирована ещё одна группа (группа 10) которой управлял вице-маршал авиации Куинтин Брэнд – эта группа прикрывала юго-запад и, при острой нужде (очень частой, к слову), использовалась как своего рода воздушное подкрепление, перебрасываемое туда, где англичан били особенно упорно и сильно.

С самого начала действия этих авиагрупп меж их командирами начались жестокие склоки, подковёрные интриги и скрытая борьба за власть. Так же, очень характерно то, что координировать действия этих групп никто не желал – маршал Даудинг пустил дело на самотёк, не вмешиваясь в подковёрные интриги, и не пытаясь создать даже видимость порядка в своих авиачастях.

Уинстон Черчилль не мог уделять должного внимания своим летучим войскам, поскольку в это время вёл тяжёлую войну с английским военным командованием, пытаясь заставить их начать работу над созданием воздушного десанта. Забегая вперёд скажем, что в 1940 году Черчилль проиграл эту битву «всухую». Убедить английских военных в крайней необходимости создания десантных войск сумел только Гитлер и его парашютисты, провернувшие в 1941 году операцию «Меркурий».

ВВС Англии к началу Битвы за Британию, в три раза превосходили Люфтваффе по численности.

Один только истребительный парк Даудинга  насчитывал 640 истребителей – вдвое больше чем истребителей у Геринга. Кроме того это только то количество истребителей, что находилось под командованием непосредственно Даудинга.  Ещё вдвое большее количество истребителей было на аэродромах Биггин Хилл, Кенли, Кройдон, Хорнчерч, Маснстон и Танжмер.

Помимо всего прочего южное и западное побережье Англии было густо усыпано радар-ными станциями, которые засекали самолёты противника на расстоянии в 160 километров (100 миль).

Официально считается, что Битва за Британию началась в июне 1940 года – атаки Люф-тваффе, в основном, были нацелены на суда Англии. За один только месяц «вороны Геринга» потопили коммерческих судов общим тоннажем в 30 000 тонн.
Кроме того Люфтваффе не оставляло своим вниманием и береговые объекты Англии, уничтожая их лихими налётами.

На этом периоде войны англичане постоянно «дёргались», высылая истребители на перехват любого самолёта Люфтваффе, что имел неосторожность появиться на экране радаров. Данная тактика приводила к сильному распылению военных сил англичан.

На данном этапе Битвы за Британию характерно то, что бомбардировщики Люфтваффе совершали свои атаки практически без воздушного прикрытия – это как раз и есть то обстоятельство, что смущает историков, которые изучают Битву за Британию, без оглядки на военные действия в Испании.

Во время военных действий в Испании, где Люфтваффе оттачивали свои военные навыки, немцы сделали ошибочный вывод  о силе своих истребителей, полагая, что их бомбардировщики вполне способны совершать длительные вылазки в тылы противника, без прикрытия истребителей.

Немцы так же массово применили интересную новинку – подвесной бак с оружием, который скидывался после того, как опустошался – данное новшество позволяло их бомбардировщикам совершать очень дальние вылеты.

Именно по этой причине немцы, на начальных этапах войны, действовали весьма странной тактикой – выпускали армады бомбардировщиков без прикрытия истребителей.

Как только англичане поняли суть этой тактики, так тут же они прекратили вылеты с целью перехвата противника, предпочитая поджидать бомбардировщики Люфтваффе непосредственно у их целей.

Однако даже при таких вводных данных – подавляющее преимущество истребителей против бомбардировщиков, английские ВВВС понесли существенные потери – официально заявлено, что только в июле Великобритания потеряла больше семидесяти истребителей, причём спасти удалось только половину пилотов.

На лето-осень 1940 года у Англии, впрочем, как и Германии, совершенно не была развита такая служба как – эвакуация лётчиков, чьи машины были сбиты над морем. Данную службу до совершенства удалось довести только американцам.
В августе 1940 года Люфтваффе значительно расширили свои атаки – к целям на море прибавились аэродромы английских ВВС и радарные станции, с целью уничтожения сил ВВС Англии.

Однако данные удары, в силу своей непродуманности, быстро пресекались английскими ВВС. Как уже упоминалось – в Люфтваффе очень сильно надеялись на мастерство своих пилотов, считая, что крупные бомбардировочные звенья могут выполнять поставленные перед ними задачи и без прикрытия истребителей.
 
Следовало учитывать, что и истребители Люфтваффе не могли в полной мере выполнять  поставленные перед ними задачи, по причине того, что их радиус действия был очень мал и не позволял им прикрывать бомбардировщики в полной мере. Это обнаружилось уже после того, как английские ВВС перешли к новой тактике – нападению на бомбардировщики Люфтваффе на подлёте последних, к их целям.

Особо следует упомянуть то, что к этому времени у Англии было весьма важное преимущество над Третьим Рейхом – в ставшей легендой «Комнате 40. О.В.», в Блетчли-парке,  дешифровщиками был взломан «красный код» Люфтваффе, который шифровался при помощи машинки известной как «Энигма».

Данное мероприятие стало возможным только благодаря тому, что англичане имели при-вычку осматривать абсолютно все подводные лодки Германии, до которых они могли добрать-ся. В случае потопления подводной лодки Германии в тех местах, где можно было провести водолазные работы, уничтоженная лодка осматривалась от сих до сих и из неё извлекалось всё мало-мальски ценное.

В 1940 году,28 февраля, с борта одной из таких осматриваемых лодок, были подняты три ролика шифровальной машины «Энигма», что позволило, при помощи устройства известного как «Бомба», взломать коды «Энигмы».

Таким образом Англия получила очень превосходное оружие против Третьего Рейха.

В частности 8 августа лётчики из группы Кита Парка, сумели отразить массированную атаку Люфтваффе, не допустив их на территорию Англии.
Однако, несмотря на это Англия оказалась фактически не готова к тому, что её ждало.

«День Орла» - 13 августа 1940 год, застал англичан врасплох, несмотря ни на что.

В течение четырёх дней английские радарные установки, аэродромы, военные склады и порты подвергались почти непрерывной бомбардировке – под удары попали даже Портленд, Андовер и Саутгемптон.

Потери немецких ВВС оставили порядка сорока машин – главным образом бомбардировщики. Потери англичан в «День Орла» неизвестны, но суда по всему весьма велики.

Осень сильным был психологический удар по самим англичанам, которые со времён Кромвеля привыкли жить в безопасности, привыкнув к мысли, что война всегда будет идти где-то там, за Ла-Маншем, но никак не на территории Англии.
Поток людей, что покинули крупные города, здорово возрос.
Однако 15 августа Англии улыбнулась удача.

Вылетевшие из Норвегии и Дании бомбардировщики 5-ого воздушного флота Люфтваффе угодили под мощный удар истребителей  Ридчарда Сола. 5-ый воздушный флот шёл без прикрытия истребителей – дальности «Мессершмит»-109» просто не хватало для прикрытия бомбардировщиков, что шли из Норвегии и Дании.

Таким образом, бомбардировщики стали довольно лёгкой добычей истребителей. Люфтваффе 5-ого воздушного флота понесли чудовищные потери – семьдесят четыре самолёта!

В английской и американской военной литературе указывалось, что после «Чёрного Вторника» 5-ый воздушный флот уже не принимал участия в атаках на Британию, но это не так. Прекратились лишь дневные вылеты, а вот ночные удары по Северной Англии продолжались вплоть до отмены Битвы за Британию.

Потери Люфтваффе были очень высоки, однако можно сделать осторожный вывод, что у Английских ВВС потери были куда как выше – с 17 августа в Истребительное Командование начался непрерывный приток добровольцев из Бомбардировочного Командования. Притом, судя по некоторым данным, чтобы допустить такой приток добровольцев, потребовалось личное вмешательство Уинстона Черчилля.

«Чёрный Вторник» привёл к резкой смене тактики Люфтваффе. Геринг, который в отличие от Хью Даудинга, был куда как более склонен прислушиваться к требованиям своих подчинённых, внял жалобам пилотов истребителей.

Пилоты истребителей, как легко понять, жаловались на то, что будучи «привязаны» к бомбардировщикам не в силах полностью противостоять английским ВВС.

Геринг, немного подумав, разрешил вести «свободную охоту» - налёты на аэродромы с целью уничтожения истребителей Англии, когда те находились или на аэродроме, или возвращались из боевых вылетов с опустошёнными баками для топлива и израсходованными боеприпасами.

Данная тактика оказалась настолько успешной, что только троекратное превосходство истребителей в Англии позволило английским ВВС не капитулировать – иными словами немцы просто физически не могли перебить все истребители Англии – у них вульгарно не хватало боезапаса.

Однако при постепенном наращивании ударов по английским аэродромам силами истребителей Люфтваффе, можно не сомневаться в том, что такая тактика поставила бы на колени Английские ВВС – ведь сейчас английским пилотам приходилось иметь дело с асами Геринга, на равных условиях – а при таких вводных данных ни малейшего шанса у англичан не было – очень уж велики были потери среди личного состава.

Только лишь во время одного из самых массированных налётов на Британию, 24-31 авгу-ста, было уничтожено больше двухсот сорока истребителей английских ВВС, уничтожено несколько аэродромов и пробита серьёзная брешь в обороноспособности Англии.

Англичане признают авианалёты 24-31 августа самыми тяжелыми, за время всей Битвы за Британию. Несмотря на то, что асы Геринга понесли тяжелейшие потери – упоминается о 330 самолётах, что, кстати, ставит под сомнение правдивость английских потерь -  не исключено, что англичане потеряли в разы больше, боевой дух Люфтваффе не был сломлен.

Если бы Люфтваффе продолжили свои авиаудары по Англии в таком стиле, то рано или поздно они бы поставили Англию на колени. Это признают и английские и американские историки.

Однако Геринг, который, как мы помним, был великим любителем «доктрины Дюэ», всё же не сумел справиться с собой и принял самое худшее тактическое решение, которое и стало причиной поражения в Битве за Британию.

Он приказал бомбить Лондон – иными словами, воздействовать на англичан «ужасом и террором».

Уже 7 сентября Люфтваффе совершило массированный налёт на Восточный Лондон так называемый «Блиц».

В этом авианалёте принимало участие аж 348 бомбардировщиков, под прикрытием 617 истребителей – вся мощь Люфтваффе.

Следует помнить, что Восточный Лондон – это портовые сооружения, склады и заводы – так что это скорее не «гражданская», а «промышленная» цель, так что мощная бомбардировка Лондона ни в какой мере не сравнима с бомбёжками Сталинграда и Ленинграда, как это пытаются сейчас представить многие историки.

Удар по Лондону произвёл шокирующее впечатление на английских граждан. Они совершенно утеряли веру в то, что их может защитить своя же армия – в итоге Англия заняла лидерство среди стран Европы, по количеству людей.
Эвакуированных из крупных городов – пять миллионов человек!

Последствия бомбардировки Лондона и тот шок, который это оказало на гражданское население, привело Геринга в приподнятое расположение духа, и он приказал бомбить английские города.

Придумать более проигрышную тактику было попросту невозможно, поскольку ВВС Британии получили возможность развертывать мощные ударные соединения истребителей и спокойно атаковать немецкие воздушные армады, направляющиеся к тому или иному городу.

Прекращение ударов по аэродромам и военным объектам позволило ВВС Англии быстро восстановиться после успехов Люфтваффе и начать более продвинутую компанию по противостоянию силам противника.

Именно с этого момента в Англии начались небезызвестные склоки по поводу «звена» и «крыла», которые вели меж собой Кит Парк и Ли Мэллори. Данная склока со всей очевидностью указывает на то, в каком слабом состоянии находились ВВС Англии и как «самоотверженно» они относились к защите Родины.

Кит Парк и его авиапарк находился ближе всего к Ла-Маншу и его эскадрильи взлетали на перехват английских бомбардировщиков самыми первыми. От времени взлёта истребителей Кита Парка, очень часто, зависели жизни сотен англичан, так что Кит Парк, недолго думая, бросал в бой «звено» - то: е: две или три эскадрильи.

Однако Ли-Мэллори, наотрез отказывался признавать такую тактику и предпочитал бросать в бой «крыло» - не менее 5-6 эскадрилий, причём обязательно скоординированных и отлаженных для единой атаки. То, что для координации «крыла» уходило немало драгоценного времени, Ли-Мэллори старался не замечать. Так же он благородно пренебрегал отладкой и тактики такого «большого крыла».
Неудивительно, что немецкие бомбардировщики  без особых трудов проникали на территорию Англии и бомбили всё, что хотели. Именно в Лондоне немецкими ВВС была применена бомба-монстр – SC2000 – бомба серийного производства, весом 1953 килограмма.

По настоящему Англию спасло не мужество «столь немногих», как это принято упоми-нать в книгах, а то, что Третий Рейх отказался от «Морского Льва» в пользу «Барбароссы». Английские ВВС превосходили Люфтваффе в три раза, они имели преимущество «своей земли» - и всё же их чуть-чуть не стёрли в порошок асы Геринга.

17 сентября «Морской Лев» была отменена, на неопределённый срок – Гитлер переносил свои интересы на Восток.

Битва за Британию показала, что Англия, из ведущей державы Европы, какой она была в Первую Мировую Войну, превратилась в жалкую и ничтожную тень, с которой уже не считались её бывшие враги.
Вся надежда Англии, на её выживание, была возложена на плечи других – на СССР и США.






               


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.