14-2-5. Читая Н. С. Михалкова

               

                С 10 января 2016 года по сегодняшний день я существую в атмосфере духовного общения с Никитой Сергеевичем Михалковым. Мне дали почитать его  автобиографическую книгу «Территория моей любви». И я углубилась в захватывающее чтение. Замечательный актер, режиссер и гражданин России так увлекательно и подробно рассказывает о близких и дорогих ему людях, о коллегах по творчеству в киноискусстве, что я, по ходу чтения, вновь просматривала все его фильмы по интернету.

                Сама книга является произведением полиграфического искусства, поэтому пометки я делала в блокноте с указанием страниц и абзацев, чтобы после прочтения всей книги занести интересные мысли в «Word»: 

«Наша жизнь – это колесо телеги. А мы – это муха на ободе. Крутится колесо на солнце – муха думает, что солнце будет светить всегда, что она всегда будет греться на этом ободе, а потом вдруг шварк – в жижу, грязь, ужас!.. Но вот прошло время, и снова солнце, и опять муха сверху на колесе, и опять кажется, что будет вечно тепло и светло. А тут хлоп – опять грязь… Важно, куда катится сама телега». – Так Михаил Ромм прокомментировал жалобу молодого Н.С. на несправедливость жизненного устройства.

«Я учил моих детей так, как учили меня мои родители: никогда не судить о своей жизни по жизни тех, кто живет лучше, а сравнивать ее с жизнью тех, которым хуже. Сравнивай проблему, стоящую перед тобой, с проблемой, которую пытается разрешить человек, живущий рядом в совершенно иных условиях, нежели ты. Тогда очень много проблем отпадает».

«Михаил Чехов раз и на века для нас открыл, что само слово не имеет значения, значение имеет импульс, энергия, рождающая слово. Русским людям важно хотя бы иногда не трепаться, а именно разговаривать. Тогда появляется нужное решение, философия жизни проясняется. Даже климат и сам русский пейзаж к этому располагают. Как Гоголь гениально писал о стихах своего учителя и друга: «Сочинения Пушкина… так же тихи и беспорывны, как русская природа». Ровный, спокойный пейзаж рождает тягу к несуетному размышлению. Учит смирению и простоте».   

«Пора вспомнить, что в России понятие чести отстаивали ценой жизни, а стыд считался очищающим человека чувством…  Надеюсь, все мы когда-нибудь поймем: жертвовать собою ради других чрезвычайно трудно, тем не менее это единственный путь к спасению. И речь ведь идет не о жизни или здоровье, совсем нет. Всего-то и надо: поступиться толикой привычного уюта и тепла, поделиться с близким или дальним, а мы часто и к тому оказываемся не готовы. Это особенно актуально в наше гламурно-глянцевое время, когда основополагающим смыслом бытия стало достижение максимального комфорта».

                К концу фильма «12» присяжные признали невиновность чеченского мальчика. Но выйдя на свободу, он непременно будет убит бандитами, если его не защитить. «А кто всем этим будет заниматься?» - спрашивают очень добропорядочные люди. И выясняется, что их сострадание очень, так сказать, дозировано: я сострадаю ровно до той поры, пока это не приносит мне неудобств».
 
                *Великая Отечественная война – это битва Давида с Голиафом*. Этот афоризм возник во мне при чтении глав, посвященных фильму «Утомленные солнцем. Цитадель». На 377 странице Михалков пишет: «Я не верю в то, что без Божьего промысла была возможна такая победа». Очень часто, говоря о каких-то удачах в творческом процессе, Михалков добавляет: «И это не моя заслуга, вот, дескать, какой провидец. Нет, это Господь управил».

                Обозначила афоризмы из текстов книги «Территория моей любви»:
 
                - «Кто верит в случайности, тот не верит в Бога».
                - «Истинной элитой может быть только элита духа».
                - «Человек есть не средство, а цель».
                - «Критикуя, не подгоняй свои толстые пятки к хрустальному башмачку».

                Полгода назад я купила книгу Н.С.Михалкова «Публичное одиночество», в ней собрана документальная хроника всех его публичных выступлений, интервью, печатных статей и дневниковых записей. Теперь уже не успокоюсь, пока не прочту 896 страниц + 48 страниц с иллюстрациями на мелованной бумаге. Издание подарочное, в суперобложке. Такой фолиант лежа читать, увы, невозможно. :-)


Рецензии