Душа и творчество

                О нет, мне жизнь не надоела,
                Я жить люблю, я жить хочу,
                Душа не вовсе охладела,
                Утратя молодость свою.
                Ещё хранятся наслаждения
                Для любопытства моего,
                Для милых снов воображения,
                (Для чувств)…………    всего
 
А. Пушкин

     Поэт Александр Пушкин умер в 1837 году, а немецкий физик Рудольф Клаузиус сформулировал фундаментальный закон естествознания – второе начало термодинамики – в 1865 году. Не мог поэт знать, что в мире постоянно происходит обесценивание энергии и нарастание энтропии. Возможно, дописал бы последнюю строку.
     Но каков гений!
     «Душа не вовсе охладела, утратя молодость свою». Вот вам и нарастание энтропии, вот разрешение спора идеалистов с материалистами.
     Душа, являясь тонкой материей и энергией, прежде всего, питается творчеством. Любая работа, сделанная с душой, любая деятельность человека от души, прежде всего питает душу самого творца. Как это происходит? Очень просто. Мы знаем, что если нет тренировки какого-то органа (мышцы, сустава, сердца, того же мозга), то нетренированный орган работает плохо, заболевает. Так же и душа, она получает при работе подпитку энергии из космоса (любидо) или, если хотите, от Бога. Обязана трудиться, чтобы не погибнуть! Увлечённому человеку не нужны ни деньги, ни слава; он не знает усталости, он не заболеет, он одержим. Потому что в это время канал связи его души с любидо наполнен энергией.
   
     Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Соответственно, если имеем уникальный результат, то это появление энергии и уменьшение энтропии. Открытые системы – человек, общество– при этом получают энергию из любидо  и удаляет энтропию в окружающую среду.
     Австрийский физик Эрвин Шредингер (1887 – 1961) писал: «Средство, при помощи которого организм поддерживает себя на достаточно высоком уровне упорядочности (равно на достаточном низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядочности из окружающей среды». В новой термодинамике место закрытой, изолированной системы заняло принципиально иное фундаментальное понятие открытой системы, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Как указывает Шредингер, система извлекает порядок из окружающей среды и тем самым вносит беспорядок в эту среду. Происходят процессы самоорганизации в открытых системах.
 
     Не слишком занаучивая, вернёмся к творчеству.
     Попытаемся понять механизм его возникновения. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие не сводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Последовательности творческого мышления дал англичанин Грэм Уоллис в виде четырёх стадий:
• Подготовка – формулирование задачи, попытка её решения.
• Инкубация – временное отвлечение от задачи.
• Озарение – появление интуитивного решения.
• Проверка – испытание или реализация решения.
     Анри Пуанкаре в 1908 году подробно описал все стадии творческого процесса. Наиболее интересна для нас третья стадия. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествующих этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. Будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшею этому.
   
     Из истории вопроса.
Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

     «Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она –  не знаешь сам.
     Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.
     Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда – за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так, чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.
     Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.
     Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».

     Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества
Б. А. Лезин в начале XX века.
     Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
     Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
     Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
               
                Стихи мои, простые с виду,
                Просты на первый только взгляд,
                И не любому индивиду
                Они о многом говорят.

                Вот вы, к примеру бы, смогли бы
                В один-единственный присест
                Постичь их тайные изгибы
                И чудом дышащий подтекст?

                Да я и сам порой, не скрою,
                Вдруг ощущаю перегрев
                Всей мозговой своей корою,
                Перед загадкой замерев.

                В них разом густо, разом пусто,
                А иногда вообще никак,
                Но всякий раз из них искусство
                Свой подаёт товарный знак.
               
                И. Иртенев
 
     Мнение учёных, материалистов по специализации, оперирующих с «бессознательной сферой», объективно не отличается от мнения поэтов – специалистов-душеведов. (Ранее отмечалось, что применение терминов «подсознание» и «душа» дело вкуса, не меняющее сути.)
     Так что же скажут поэты?  Они приоткрывают завесу тайны «бессознательной работы» творчества для учёных, которые не хотят «расслышать друг друга сквозь ветер на все времена». Пушкин А.С. знает душевную связь, объединяющую творческие натуры:
               
                …Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
                Мой прах переживёт и тления убежит –
                И славен буду я, доколь в подлунном мире
                Жив будет хоть один пиит.
 
    Современный Андрей Дементьев считает процесс творчества возможным всегда:
               
                …Никогда, никогда ни о чём не жалейте –
                Поздно начали вы или рано ушли.
                Кто-то пусть гениально играет на флейте,
                Но ведь песни берёт он из Вашей души.

                Никогда, никогда ни о чём не жалейте –
                Ни потерянных дней, Ни сгоревшей любви…
                Пусть другой гениально играет на флейте,
                Но ещё гениальнее слушали вы!
 
     Все известные физические законы, неукоснительно действующие в неживых системах, также действуют в биологических системах. Специфические же биологические законы обладают не меньшей силой и также не нарушаются. Понять по каким законам происходит передача духовной энергии – необходимо призвать религиозные каноны, научные открытия и интуитивные догадки людей искусства.
     Приведённым выше строкам поэтов вторят догадки учёных, что человек – всего лишь ретранслятор некоего банка энергии.
     Тем более у религии – всё от Бога.
     Одним словом, механизм творчества – связь души с любидо.
     Но не так важен механизм как результат.
     Ведь результат любого вида творчества – огромная подпитка души человека энергией.

Виды и функции творчества скачаем в виде таблицы из Википедии – энциклопедии из Интернета.


Вид творчества Функция (цель) Предмет (результат)
Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусств)
Научное
творчество Создание новых знаний Открытия, теории, гипотезы
Техническое творчество Создание новых средств и предметов труда Технологии, механизмы, устройства, изобретения
Спортивное творчество Создание (достижение) новых результатов Рекордсмены

     С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества:
     «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».
     Ничего не имея против изложенных позиций в Википедии, зададимся вопросом: рождение человека является творчеством? (если уж рекордсмены попали в творцы).
     Судя по основному критерию – уникальность результата – безусловно. На планете не найти двух одинаковых людей. Функция (цель) при этом – создание новой души, чего неспособна произвести никакая другая биологическая система кроме человека. Пусть даже это от Бога – Создателя всего сущего, но результат даёт человек.
     Приняв эту гипотезу за основу, сразу становиться понятным смысл жизни – как продолжение рода, как действие второго закона термодинамики (увеличение энергии и уменьшение энтропии) для сохранения открытости системы. Инстинкт выживания! 
     И если хотите, религиозная догма о главенстве загробной жизни против мирской становится не столь одиозной. Уравнивается в какой-то мере право человека на жизнь в этом мире! А.С. Пушкин в свои 23 года уже это знает:

                Надеждой сладостной младенчески дыша,
                Когда бы верил я, что некогда душа,
                От тленья убежав, уносит мысли вечны,
                И память, и любовь в пучины бесконечны, -
                Клянусь! давно бы я оставил этот мир:
                Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,
                И улетел в страну свободы, наслаждений,
                В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
                Где мысль одна плывет в небесной чистоте…
               
                Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;
                Мой ум упорствует, надежду презирает…
                Ничтожество меня за гробом ожидает…
                Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
                Мне страшно!... И на жизнь гляжу печально вновь,
                И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
                Таился и пылал в душе моей унылой.
 
     В главе 4 это стихотворение под редакцией А.В. Потапова уже приводилось, к сожалению, искажённым Потаповым от первоисточника. В статье «Жизнь после смерти есть!» оно приводится как эпиграф, искажая всю полноту переживаний поэта, косвенно обозначая смирение поэта с фактом загробной жизни. Урезать первую строфу, пять последних, пропустить слово-два – и получите необходимый результат для ловцов неприкаянных душ.
     Упрёк религиозников материалистам – как им не страшно жить без Бога – можно адресовать им же самим вышесказанными  словами поэта, который всегда сохранял оптимизм, в том числе излучая чувство печали.

     «Хорошую религию придумали индусы» – напевал поэт наших дней В.Высоцкий. Конечно, догма о загробном мире, лучшем из миров, ради которого нужно отказаться от мирских радостей, может являться истиной только для фанатов христианской веры. Вера в то, что человеческая бессмертная душа может перевоплощаться некое число раз и обрести нирвану, наполняет смысл жизни большим содержанием, чем христианская догма.
     «Алгеброй проверим гармонию»?
     Религиозные учения с точки зрения выживания человечества проверим на энтропию. Энтропия закрытых систем нарастает. Под флагом христианских догм невинно убиённых получится на вскидку поболе, чем у буддистов. Да и множатся вторые усерднее первых. Поэтому с точки зрения выживания человечества как вида по второму закону термодинамики получается предпочтительней буддизм.   
     Тема жизни и смерти не может обойти никакую творческую личность. Константин Ваншенкин пишет:
                Приближалось время листопада.
                Дед седой сказал мне поутру:
                -¬¬Помирать не хочется, а надо,
                Чувствую, что вскорости помру!
                «Надо?..»
                …Вот бессонною порою
                Вспомнилось нечаянно о нём.
                Может, все мы чуточку герои,
                Потому что знаем, что умрём
                А живём, смеёмся
                и в потёмках
                С милыми целуемся в свой срок,
                Думаем о мире, о потомках
                О судьбе не пройденных дорог.
     Он же замечает:
                Как мы, в сущности, мало живём, – 
                И на треть не используем мощность,
                Стану клёном, синицей, дождём,
                Если будет такая возможность.

                Но боюсь, что в весеннем дыму,
                Осеняя родимую крышу,
                Дорогих голосов не пойму,
                Или даже совсем не расслышу.
               
     Однако вернёмся к творчеству. К таблице, предложенной Википедией. Техническое творчество можно трактовать не только как те или иные изобретения (это вершина творчества), но и как повседневный труд, в который человек вкладывает душу.
     Если ремесленник делает работу увлечённо, самозабвенно, с выдумкой, т. е. творчески, он будет «Страдивари».
     Версия, что человека из обезьяны сделал труд, нужна была, чтобы оправдывать наёмный труд.
     Труд из-под палки изнашивает организм и душу, творческий труд тренирует, развивает, обогащает тело и душу. Уменьшается энтропия системы, для которой этот труд предназначен. Иначе, зачем возводить пирамиды? Зачем покорять космос? 
     Практическое применение этим рассуждениям.
     Допустим, стоит задача посадить клумбу с цветами. Есть два варианта. Первый – человеку дали задание, он его выполнил. При этом идея не его; задание – обуза; желания – ноль; сделал, чтоб отстали. Второй вариант – человек хочет вырастить цветы. Посмотрел литературу, подобрал семена, продумал расположение клумбы, рисунок посадок, оригинальную форму клумбы, предусмотрел бороздки для полива. Результаты. Первый вариант: человек устал, заболела спина (обострение хандроза); дававший задание не доволен качеством работы; цветы плохо взошли; особого восторга ни у кого нет. Второй вариант: усталость либо приятная, либо её нет; настроение от выполненной работы приподнятое; цветы выросли ещё лучше, чем задумывалось; окружающий народ восхищён. Первый вариант приводит к росту энтропии, второй – к её снижению, повышению энергии души. Практически любую работу можно организовать творчески –  это и будет созидание.
    
     А.С. Пушкин:
                …И мысли в голове волнуются в отваге,
                И рифмы лёгкие навстречу им бегут
                И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
                Минута – и стихи свободно потекут.
                Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
                Но, чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
                Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
                Громада двинулась и рассекает волны.   
               


Рецензии