Призрак на велосипеде. Взгляд из прошлого

       Эта мистическая история произошла в апреле 1986, работала я тогда шестой год в центральной библиотеке им А.Н. Островского. Возглавляла библиотеку в те времена Болтова Павла Алексеевна, известный и уважаемый в городе человек, депутат горсовета орденоносец. В своих стенах наша библиотека собирала много интересных и талантливых людей, одним словом – вся творческая интеллигенция города были частыми гостями и читателями нашей библиотеки. Но активистом, как тогда называли, постоянным нашим читателем был Николай Дмитриевич Гросс, педагог, ровесник века, книголюб, краевед, потрясающий знаток истории страны, истории нашего тверского края.
   
Он вывозил нас молодых девчонок на экскурсии по Тверскому краю, пушкинским местам, побывали мы и в Торжке на могиле Анны Керн. И везде нас сопровождали стихи Пушкина в его вдохновенно – лирическом исполнении. Не знаю как другие, но я с благоговением и упоением слушала его рассказы о Пушкине, о поэтах пушкинской поры, о любимых женщинах поэта.

Такое духовное общение быстро переросло в переписку между нами….Да, да, да в переписку и я как барышня из 19 века писала ему письма, он мне отвечал. Причем эта переписка побудила меня перечитать множество книг о Пушкине и его окружении. И вот в один апрельский день наша Павла Алексеевна сообщает нам пренеприятное известие о пропаже Николая Дмитриевича. Мы подумали, ну мало ли человек любил путешествовать, мол уехал покорять неизвестные уголки тверского края. Тем более, что в свои далеко не юные годы Николай Дмитриевич, передвигался исключительно на велосипеде.

  Так прошло дня три – известий о нем не было никаких. И вот вечером часов в шесть, я в библиотеке, спускаюсь со второго этажа на первый и вижу в окне знакомую фигуру Николая Дмитриевича, в белой изящной куртке, едет в библиотеку к центральному входу. Я стремительно сбегаю по лестнице прямо в кабинет к директору и радостно сообщаю: « Павла Алексеевна, Николай Дмитриевич нашелся, я его видела на велосипеде, сейчас будет у нас!» Она стояла с телефонной трубкой в руках и молча смотрела на меня, выдержав паузу она сообщила: « Оля, звонили из милиции, нашли Николая Дмитриевича, утонул в Волге». Я удивилась этому сообщению, ведь Николай Дмитриевич прекрасно плавал… но. Оказалось Николай Дмитриевич страдал онкологическим заболеванием, и человек так добровольно ушел из жизни, дабы не докучать своей болезнью никого из близких.

 "Что же тут мистического?"- спросите Вы. Не поверите, только уже в зрелом возрасте я поняла, что это душа его пришла к месту, где он любил бывать так часто, где ждали его дорогие и милые сердцу книги, в них он находил откровения и любовь, которую он так хотел испытать еще раз, несмотря на свой уже далеко не юный возраст. И сейчас я как бы слышу его голос, читающий любимого Пушкина «Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»


Рецензии