Чучууна

В детстве я, бывало частенько, подолгу болела. В эти дни со мной сидела бабушка. Она рассказывала о настоящих, а не о выдуманных историях из своей жизни. Это как раз такая история.
Когда моей бабушке было примерно 4 года, в самом начале 20 века, в их деревне в Ботурусском (Чурапчинском) районе Якутии произошел случай, который она  так и не смогла забыть.
Надо отметить, что в Якутии, осенью каждый час на вес золота, - дни становятся короче и холоднее, зима, неумолимо приближаясь, заставляет людей торопиться с заготовкой продовольствия, утеплением жилья и подготовкой дров. Именно в такой обычный осенний день, когда даже дети были заняты подготовкой к долгой зиме, во двор их дома вбежала с криками соседка. Взрослые бросили работу, детей загнали в дом, вечером стало еще страшнее, пол деревни пришло ночевать к родителям моей бабушки, - у них был самый большой и крепкий дом. Из разговоров взрослых дети поняли, что в лесу опять появилось чудовище, которое заходило и в деревню, оставив огромный след возле амбара старушки Варвары. Взрослые говорили, что чудовище не приходило почти пятьдесят лет, и вот,  вновь появилось. В доме было 2 двери, обе плотно закрыли, одну привалили огромным бревном, моя бабушка поцарапала его отцовским домашним ножом, и никто ее не поругал, до такой степени взрослые были озабочены случившимся. Несколько дней вся деревня жила в страхе, ходили группами, из уст в уста передавались страшные истории и прогнозы. Жизнь замерла. Забой скота отложили, решив,что запах крови может привлечь чудовище. Больше всех прислушивались к Хрису, бабушка думала, что он был охотником, а может даже кузнецом, потому что был он очень высоким и крепким молодым мужчиной. Он был пришлым- жил по людям, но никому не был в тягость. Хрис ухаживал за дочерью старушки Варвары, Верой. Вера была тоже очень высокой для якутской девушки, все женщины в деревне были ниже ростом. А еще она была очень сильной, на праздниках дальше многих мужчин кидала камни, бабушка запомнила ее большие руки и ноги. В следующем году Вера и Хрис должны были пожениться. Хрис копил деньги, вообще он слыл богачом, кроме этого был красив и статен. Многие незамужние девушки при детях удивлялись, почему он выбрал именно Веру, в общем то не красивую и не богатую невесту.
Через некоторое время все вернулось на круги своя. Деревенские съехали от бабушкиных родителей, но слухи, стихая, всё же бродили. Рассказывали, что ночью чудовище заглядывало в окна, затянутые выделанным бычьим пузырем, что пропал туесок с маслом, что на окраине деревни кто то вырыл огромную яму. А потом, когда выпал снег, к бабушкиным родителям прибежала старушка Варвара, крича и плача она рассказала, что Веру украло чудовище. Утром как обычно Вера пошла в коровник и не вернулась. Мать, пойдя за дочерью увидела, что ни коровы, ни Веры нет, дверь вырвана вместе с частью стены. Старушка так убивалась о потере, что скоро умерла. Всю долгую зиму деревня, из дома в дом, обсуждала ее  и Верину смерть. С наступлением весны, обсуждать перестали, к осени и вовсе, казалось, забыли. Через год никто и не вспоминал, по крайней мере следующей и последующей зимой только непослушных детей пугали чудовищем. И какая же была неожиданность, когда Вера вернулась. Вся деревня собралась на нее посмотреть. Моя бабушка тоже там была, но в силу своего возраста она не помнит какой была Вера, что рассказывала, потому что ее поразил ребенок, с которым вернулась Вера. Это был обернутый в шкуры мальчик, очень крупный, лицо его было покрыто негустой темной шерстью, он не разговаривал, озирался по сторонам, спрятавшись за Верой, и издавал гортанные скулящие звуки. Вскоре детей разогнали по домам. Как потом стало известно, деревня изгнала Веру, правда, разрешив жить в домике на алаасе. Больше всех сокрушался Хрис, его больше всех поразило возвращение Веры, да еще и с сыном, он теперь жил в доме старушки Варвары, видимо, на правах несостоявшегося зятя. Хрис громко и плохо отзывался о Вере, и его понимали, ему сочувствовали. Особенно незамужние девушки. Хрис мало обращал на них внимания, говоря о том, что весной поедет  в другой район, будет искать такую же здоровую и крепкую девушку, сожалея, что Вера оказалась такой дурой. Особенно, казалось, его удручал факт, что он потерял хорошего работника, ведь сильная и крупная Вера могла выполнить любую мужскую работу сама: старушка Варвара никогда никого не просила помочь, Вера и косила, и рубила, и на охоту ходила. При всём при этом, Хрис не отдал Вере имущество родителей, в самом начале дав понять, что забрал его в качестве морального вреда, причиненного лично Верой. Он же постоянно ездил на алаас и привозил новости о Вере. В каждом доме в деревне по вечерам обсуждали Веру. Хрис рассказывал, что Вера живет лучше деревенских, у нее полно мяса и рыбы, дров и даже меха. Особенно было интересно послушать о сыне Веры. Но  Хрис не видел его, во время его визитов мальчик прятался. Деревенские с любопытством выдвигали разные версии Вериной жизни, со временем многие стали жалеть Веру, а некоторые прямо говорили Хрису, чтобы он вернул дом и имущество. И тут начали поговаривать, что мясо и рыбу Вере носит чудовище, что кто то видел на пороге перед домом Веры тушу огромного лося без головы, что кто то порвал Хрису  сеть ровно наполовину, а у Веры гора рыбы, ветками прикрыта, да и мальчика разглядели наконец. Летом Вера сама его привела в деревню, пришла на праздник и принесла гостинцы, мальчик все также прятался за нее, но деревенских смутил его рост- почти с десятилетнего ребенка, в то время как прошло всего лет пять с момента пропажи матери. Беспокойство вызвало и то, что мальчик по- прежнему был покрыт шерстью и не мог говорить, да и теперь он не скулил, а тихо рычал. Деревенские решили, что он скорее зверь, чем человек. Внешний вид и повадки мальчика раз и навсегда  положили конец деревенским пересудам  том, что Вера убежала и родила от пришлого мужчины, которые иногда мимоходом посещали деревню. Моя бабушка, однако, помнила, что играла с этим мальчиком, и он ей улыбался, обнажая очень ровные крупные и острые зубы, мальчик подарил бабушке обломок лосиного рога,  еще он поймал  мышку, причем сделал это ловко и нежно: мышка была живая. Они игрались ею, пока родные слушали Веру и просили не приходить к ним, предостерегая, что общение с деревенскими не приведет ни к чему хорошему.  Желая Вере добра, мать моей бабушки передала ей слова Хриса о том, что настоящая Вера умерла, а в ее тело вселился злой дух, который вернулся с помощником бесом, чтобы извести жителей деревни. Вера отмахнулась от этих слов, сказав, что осталась жива не для того, чтобы отдать Хрису нажитое родителями добро. На этом гостевание закончилось. Лишь через много лет, повзрослев, моя бабушка узнала, что был большой скандал, Вера потребовала Хриса убраться из дома родителей, деревенские, казалось, поддержали. Но...В ту ночь, балаганчик, где ютилась Вера с сыном, кто-то подпер снаружи и поджег. В памяти моей бабушки- десятилетней тогда девочки остался страх: пламя пожара, видное в деревне, в угасающих отсветах пламени чья то огромная неуклюжая фигура, нечеловеческие крики жертв и кого то еще, кричавшего громко и грозно. К утру деревня знала: чудовище вернулось, оно разметало остатки пепелища, вырвало несколько десятков взрослых деревьев с корнем,  сам алаас  будто перепахали огромной лопатой, ровное, как блюдце озеро посреди алааса, из-за огромных ям по краям, вырытых чудовищем потеряло форму.  Несколько дней чудовище громко  рычало и выло  в лесу. Выло так, что люди не могли спать, а скот перестал есть. Часть деревенских проклинало Хриса, часть Веру, и все боялись Чучууну. Вскоре жизнь вошла в нормальное русло, пришла весна и с ней новые заботы. Приехал, бросив семинарию, брат моей бабушки, при этом в Бога он не верил, зарождавшиеся революционные настроения ему были гораздо ближе. И какие то деревенские байки о лесном человеке Чучууне, он не верил в принципе. Почему то сразу сдружился с Хрисом, и решил помочь ему в сватовстве девушки из соседнего района. В конце весны они выехали на лошадях с подарками к родичам предполагаемой невесты. А через пару дней  брат вернулся домой пешком и почти безумным. Две ночи он плакал, обращался к Богу, молился и кричал, что проклят. Мать выхаживала его, но спасти не смогла. Брат умер не от ран, а от страха. Хриса нашли, но похоронить никто не решился. Сосед рассказал, что они видели на месте, где напали на парней. Там, в лужах крови, лежали мертвые лошади, тело Хриса было разорвано на мелкие кусочки и раскидано вокруг, везде были огромные следы Чучууны. Голову Хриса он оторвал и закинул на самое высокое дерево. Брата не тронул, но напугал до безумия. В доме старушки Варвары никто больше не жил. Алаас рядом с деревней тоже никто из местных не посещал. Потом была революция. Все забылось. Никто не верит в существование снежного человека.  Но в шкатулке, доставшейся мне от бабушки, до сих пор лежит кусочек рога лося.
Чучууна- снежный человек (на якутском языке)
Алаас- круглая поляна с озером (на якутском языке)


Рецензии