Увлечения и хобби

В жизни человека его основными обязанностями являются работа, и выполнение неотложных дел по дому. Оставшееся после этого свободное время люди используют по-разному. Кто-то, лежа на диване, смотрит телевизор, кто-то во дворе, в пижаме, со своими соседями, «забивает козла» в домино, ну а еще кто-то, что хуже всего, вместе со своими собутыльниками элементарно пьет до одурения «беленькую», либо пиво. На этом фоне, люди, имеющие какие-либо увлечения, и отдающие им свое свободное время, смотрятся почти как посланцы небес.
Тем не менее, надо сказать, что в последние годы количество людей, имеющих постоянное увлечение, или хобби, стало возрастать. Наличием хобби стали интересоваться и при приеме на работу. Причем хобби, близкие по содержанию предстоящей работе, заметно повышают шансы кандидата быть принятым на нее.
Вот как Википедия дает определение понятиям «увлечение и хобби» ( с некоторым сокращением).
«Хобби, или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым регулярно занимаются на досуге, для души. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений – это помочь самореализоваться. Увлечение со временем может вырасти в основную деятельность, которая приносит доход…»
Многие словари дают почти одинаковое толкование понятию «хобби»;
«Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге».
Я был крайне удивлен, когда увидел в литературе, что разновидности хобби составляют огромный перечень наименований, причем многие такие, о которых я и представления не имел.
Например «скрипофилия» (коллекционирование старинных и вышедших из обращения ценных бумаг, в основном, акций и облигаций).
Или «пейнтбол» (командная игра с применением устройств, стреляющих шариками с краской (маркеров), разбивающимися при ударе о препятствие и окрашивающими его).
Однако я обрадовался тому, что для мужчин основные виды хобби составляют всего 9 наименований, к тому же всем хорошо понятные.
Хобби может быть реальным способом расширить круг друзей и единомышленников.
 Мне кажется, что никто не станет спорить с тем, что в идеалe желательно заниматься такой деятельностью, которая нравится, и кроме того — приносит деньги.
Я это мог бы показать на примере своего сына.(Прошу прощения, что уже несколько раз упоминаю его.) Он с детства увлекался математикой. Окончил специализированную математическую школу. В университете поступил даже на нерусское отделение, которое совпадало с его интересами. После окончания учебы очень быстро защитился и начал работать в научно-исследовательском институте математики. Собрал огромную библиотеку специализированной литературы, так что самые маститые профессора не стеснялись просить у него ту или иную, нужную им книгу. Через несколько лет был приглашен в Англию, читать лекции в университете Лондона. Там его заметили, спустя определенное время, присвоили звание профессора. Уже почти 20 лет живет и работает там. Активно занимается наукой. Много пишет. Таким образом, всю свою жизнь человек занимается одним делом - математикой.
Причем математика продолжает оставаться его хобби.
Я часто и по-хорошему завидую сыну, и уже писал об этом, Вероятно, меня можно упрекнуть в нескромности. Но что поделаешь? Я пишу только то, что хорошо знаю.
Мне известны и другие подобные примеры совпадения хобби и службы. Однако их, к сожалению, не так уж много. Чаще всего увлечения не совпадают с направлением работы, которую мы выполняем. Но все равно, это очень хорошо, когда человек чем-то с любовью и увлечением занимается. Это не только скрашивает его досуг, но и очень часто привносит в его жизнь радость от каких-то удач в хобби, и заставляет все время чему-то учиться. Не занимаясь самообразованием, и не расширяя свой кругозор, ни в каком хобби заметных результатов, скорее всего, не достигнуть.
Хорошо, когда увлечения начинают проявляться в детстве. В этом случае у них больше шансов продолжиться в работе.
Но очень часто хобби приходит к человеку в уже зрелом возрасте. Ко мне лично хобби пришло, когда мой возраст уже приближался к 40 годам. До этого в основном была борьба за кров и хлеб насущный. Один мой друг (светлая ему память), всю жизнь увлекался и занимался антиквариатом, даже немного подрабатывая на нем. Он приобщил меня к этому, да так, что скоро, и на много лет и я загорелся таким хобби. Причем, вероятно, чтобы компенсировать потерянные годы, это увлечение стало отнимать у меня почти все свободное время и все возможные денежные ресурсы.
В основном мои интересы сосредоточились на бронзе. Со временем я стал кое-что понимать в этих вопросах. Иногда даже другие собиратели не считали зазорным для себя консультироваться со мной.
Все, что я покупал, никогда не носило коммерческого характера. Единственным критерием, было - нравится мне это, или не нравится. Я видел, что многие мои коллеги покупали только то, что было выполнено известным мастером. И подписано им. Поэтому такая вещь, в случае продажи, имела несравнимо более высокую рыночную цену. Но я считал, что это не настоящее хобби. С таким же успехом можно было бы собирать и веники, если бы это сулило хороший барыш.
Я не ориентировался на продажу, поэтому, когда в силу обстоятельств, все же пришлось продавать, я, несомненно, потерпел убытки. Но зато, в течение многих лет, я испытывал ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие и огромную радость от того, что приобрел очередное «Чудо света». Иногда я влюблялся в некоторые фигуры, подобно Пигмалиону. Иногда ночами не спал, потому что не мог купить очередное, захватившее меня изделие. Были случаи, когда буквально зубами скрипел от злости, что просто перед моим носом увели фигуру, которая «только затем и родилась», чтобы быть у меня. Однажды я 8 лет гонялся за такой фигурой, но все равно она уже много лет живет у меня. В семье не разделяли моего увлечения и очень по-доброму иронизировали, что у папы очередная пассия. Хотя со временем тоже влюблялись в «новых членов семьи» и категорически возражали, если я хотел что-то обменять, или подарить.
Конечно, это дорогое хобби. Я всегда должен был ориентироваться на возможности, а не на желания. И тем не менее, я благодарен Господу нашему, что он одарил меня таким увлечением, которое многие годы привносило в нашу жизнь радость, свет и добрые чувства.
В этом, как мне кажется, и является высший смысл хобби, вне зависимости от его характера и содержания.
Мне хорошо известен и другой вид хобби. Один очень близкий нам человек с раннего возраста увлекся рок музыкой, в особенности ансамблем Deep Purple. Когда он поступил в институт, находившийся в другой стране, ему из дома присылали деньги на содержание. Так вот, он большую часть денег тратил на записи любимого ансамбля, а жил почти впроголодь. Родители об этом не знали, и никаких дотаций не присылали. Когда через много лет все это выяснилось, он, смеясь, сказал: «А я нисколько не переживаю. За эти годы радость от поиска, приобретения и наличия любимых пластинок, почти со всеми песнями ансамбля, намного превышала бытовые трудности. При случае, я бы вновь поступил бы также». После окончания института прошло уже тридцать лет. А хобби все то же. Мне даже кажется, что и дети его подвержены этому же «недугу».
Среди людей, имеющих хобби, свою нишу занимают Великие и знаменитые. Так, Петр Первый в свободное время увлекался ремеслами, любил плотничать. Кроме этого, был известным нумизматом.
Екатерина Вторая любила читать. Одновременно была большой поклонницей камней и собрала уникальную коллекцию гемм. Владимир Ильич Ленин любил велосипедные прогулки, охоту, слушал классическую музыку. Дмитрий Иванович Менделеев вполне профессионально занимался изготовлением чемоданов. Лев Николаевич Толстой великолепно тачал сапоги, причем не только для себя и домочадцев. Иосиф Виссарионович Сталин собирал топографические карты.
Порой, хобби первых лиц государства превращаются в хобби миллионов граждан. Так, Владимир Путин в свое время буквально заразил страну дзюдо и горными лыжами.
Банкирский дом французского барона Ротшильда почти два века занимается выведением самых дорогих в мире вин, и весьма преуспел в этом. Шато Лафитт является одним из лучших сортов французского вина. Его подавали самым важным гостям только в торжественных случаях.
Иногда хобби приобретает несколько иной характер. Один большой начальник, между делом, собирал крепкие напитки в оригинальных бутылках ( коньяк, виски, ром и др.). В начале его коллекция пополнялась не очень быстро. Затем, когда его увлечение получило огласку, все стали дарить ему оригинальные образцы. За довольно короткое время коллекция заполнила большую жилую комнату. Не знаю, можно ли это собирательство назвать чистым хобби? Но увлечением, я думаю, можно.
Однако, мое желание написать главу на эту тему, было вызвано совсем не стремлением показать хобби великих и знаменитых. У них и без этого много занятий. Мне хотелось бы, чтобы как можно больше рядовых граждан имели какое-либо хобби. Жизнь у большинства из них достаточно сложна, и хобби может оказаться единственным источником радости. Люди, у которых есть хобби, чувствуют себя более счастливыми по сравнению с теми, у кого хобби нет. Жить без увлечений скучно. Хобби — это занятие для души, способное отвлечь человека от повседневных забот, это, как уже отмечалось, общение и новые друзья-единомышленники.
Но сколько бы я, или неизмеримо более известные люди, ни агитировали, или пропагандировали хобби, это не даст желаемого результата. В мир хобби надо окунуться. Надо хоть раз прочувствовать усиленное сердцебиение и прерывистое дыхание от удачной находки, быть убежденным, что твое хобби лучше, чем у всех других. После этого, вряд ли кому-то захочется лишить себя радости, азарта, а иногда и чувства победителя.
Иногда я боюсь заработать ярлык графомана, особенно увидев очень жесткое определение по словарю Ушакова.
«Графомания, это психическое заболевание, выражающееся в пристрастии к писательству, у лица, лишенного литературных способностей».
Но у меня, ей Богу, нет такого заболевания. И пишу я не потому, что меня к этому тянет. Просто у меня сейчас нет других посильных занятий. А от безделья люди просто дуреют. Поэтому я и посчитал предпочтительным поделиться некоторыми своими мыслями. Может быть, кому-то будет интересно, к тому же и мозги мои, в этом случае, будут заняты делом.
В своих записях я ни разу не упомянул о библиофильстве. А ведь еще в недавнем прошлом интерес к книгам, книголюбие, собирание книг, работа над книгами, - были одним из наиболее доступных видов хобби. В той или иной форме, этим увлекались очень многие. Правда, здесь существовал негласный «табель о рангах». Были многие ученые, которые серьезно работали над изучением старинных книг, их классификацией, собирательством, созданием научных библиотек. Но большинство, в особенности в дотелевизионную и в докомпьютерную эпоху, собирали для себя семейные библиотеки. Они могли быть большими, собираемыми не одним поколением, и очень маленькими, насчитывающими до полусотни книг. Но у всех из них было одно общее. Любовь к книгам тех лиц, которые формировали эти библиотеки. В советское время ведущими собирателями книг были писатели, артисты и другая просвещенная публика. Известными собирателями книг были писатель Демьян Бедный, артист Смирнов-Сокольский, труд которого «Книга о книгах» впервые ввела широкого читателя в мир книг и библиофильства. Потребность на книги была намного больше, чем их издавали, поэтому, чтобы достать нужную книгу, надо было хорошо побегать. Зато и радостей на этой почве было гораздо больше, чем сейчас.
В нынешнее время книги читают намного меньше, многие из них стали доступными с помощью компьютера, так что этот вид хобби в значительной мере утратил свое первоначальное значение. Однако, слава Богу, и сейчас еще немало людей покупают полные собрания сочинений, как русских так и зарубежных классиков.
Это позволяет надеяться, что материальная культура не может кануть в лету.
В некоторых предыдущих главах, когда речь шла о привитии таких черт, как честь, совесть, такт, доброта и некоторые другие, подчеркивалась исключительная роль родителей в этих вопросах. Что касается хобби, то я воздерживаюсь от такого утверждения. Мне кажется, чтобы говорить о хобби, сам родитель должен его иметь. А ребенку не столько прививать увлечения, сколько поддерживать появляющиеся у него интересы. Они могут много раз меняться. Ну и что? Пусть будет! Все равно, с моей точки зрения, надо их поддерживать. Зато, наиболее вероятно, в конечном итоге, подрастающий человек остановится на том, что всегда будет скрашивать всю его последующую жизнь.
 


Рецензии
Здравствуйте, Михаил, мой дорогой душевный друг! Искренне рада снова написать вам! Мне кажется, что вы совершенно правы, любимое увлечение делает жизнь интересней и разнообразней. Хочу поделиться с вами своими увлечениями и увлечениями своих детей, Мой младший сын Шурка собирает Нэцкэ, очень красивые китайские сервизы и галстуки, у него большая библиотека, потому что он очень любит читать, а я люблю вязать, но я вяжу только для малышей невероятно красивые вещи, я вкладываю в них свою душу и получаю от этого большое удовольствие, только времени не хватает порой, но я вяжу очень быстро и одеваю детей своих друзей, дарю им свои изделия, это приносит мне радость. А, когда у нас с Шуркой есть время, мы вместе готовим наши любимые грузинские блюда, это наше самое любимое хобби, этот процесс делает нас невероятно счастливыми, особенно, когда мы угощаем наших соседей нашими шедеврами со свежеиспеченным хлебом, которым пахнет на всей лестничной клетке. А, когда мы готовим домашнюю колбасу, ее приходят пробовать все Шуркины друзья. Мы готовим с большим удовольствием, вкладываем душу и получается такая вкуснятина, пальчики оближешь. Спасибо вам, дорогой Михаил, за эти прекрасные минуты моего повествования, радость общения с вами, простите, что редко пишу, Новый год начался хлопотно, потом, как-нибудь расскажу. Желаю вам крепкого здоровья, счастья, радости, интересных увлечений, вдохновения и творческих успехов! Берегите себя! До новых встреч, с нежностью, Тамрико.

Тамрико Каминохикари   24.01.2017 02:41     Заявить о нарушении
ДОРОГАЯ ТАМРИКО!
Вы НАПИСАЛИ УДИВИТЕЛЬНО ПОЛНУЮ, и ВКУСНУЮ РЕЦЕНЗИЮ. Я НЕМНОГО ПРИБОЛЕЛ И УЖЕ давно ничего не пишу. Мне очень понравился стиль вашей рецензии. На сей раз он свободен от присущей большинству Ваших произведений нотки грустинки. Я не совсем понял как соотносятся Грузия и Вы. Я рожден на Украине. Сюда приехал подростком Здесь учился. женился Работал (Белая сирень)Всю жизнь прожил здесь. Больше 70лет.Сейчас в основном пребываю в селе Натахтари, очень близко от города.Имею двоих сыновей. Один профессор в Лондоне. Другой кандидат медицины в Москве Но работает не по специальности.Напишите чуть больше о себе .С искренними пожеланиями

Михаил Шаргородский   27.01.2017 16:31   Заявить о нарушении
Я тоже увлекался нэцкэ, Однажды купил, сделанную в стиле Нэцкэ, большую, конную, черного дерева скульптуру, Весь антиквариат почти полностью продал ,когда деньги нужны были для загородного дома а эту фигуру сохранил. Она, как фирменный знак, на обложках всех написанных мною книг. Я люблю ее как живую фигуру С ней связано много приключений. Если увидимся-расскажу
Привет всем Вашим близким

Михаил Шаргородский   27.01.2017 16:50   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил, мой дорогой душевный друг! Искренне рада вашему ответу! Большое спасибо за тепло и искренность ваших слов! Спасибо, что немного рассказали о себе, у вас очень интересная. насыщенная жизнь и это очень радует. У меня все гораздо проще, родилась я в Саратовской области, живу в Москве. Очень люблю своих детей, семья, это все, что есть у меня в жизни. К Грузии я никакого отношения не имею, я просто очень люблю грузинскую кухню, грузинскую культуру и грузинский язык, который с удовольствием изучаю, меня зовут Тома, но мои дети зовут меня Тамрико, они считают, что я должна была родиться в Грузии, друзья называют меня Кэсанэ, по грузински - это Незабудка. А еще у меня есть свой придуманный мир, в котором мне очень нравится жить, тайны и женские секреты, которыми я иногда делюсь с читателями в своих стихах. Дорогой Михаил, будьте счастливы и любимы, желаю вам здоровья, радости и ярких порывов вдохновения! Берегите себя! С теплой симпатией, любовью и нежностью, Тамрико.

Тамрико Каминохикари   15.02.2017 20:52   Заявить о нарушении
Милая и дорогая Тамрико!
Большое, огромное спасибо за письмо, за информацию, за особый дух Ваших писем, и за то, что Вы есть. К сожалению, я по-настоящему стар! Но восхищаться прекрасным, Слава Богу, не разучился! Хотелось бы, чтобы Вы чувствовали, подобно своим читателям, меру своего таланта и его восприятия такими, как я.
С добром, теплом и уважением!

Михаил Шаргородский   22.02.2017 19:59   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил, мой дорогой душевный друг! Искренне рада вашему ответу, большое спасибо за сердечность и тепло ваших слов! Как ваше здоровье? Желаю вам поскорее поправиться! От всей души поздравляю вас с Днем Защитника Отечества, масленицей и окончанием зимы! Желаю вам счастья, добра, мира и весеннего настроения! Берегите себя! С любовью и нежной дружбой, ваша Тамрико.

Тамрико Каминохикари   23.02.2017 23:18   Заявить о нарушении