Таланту И. С. Тургенева. Природа!

(По мотивам прозы И.С. Тургенева)

   Мне снилось…   величавая женщина в волнистой одежде зелёного цвета. – Красота!
Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу, будто в мысленных спорах.
Я тотчас понял, что эта женщина – сама Природа, –   
И мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх!
     Я приблизился к сидящей женщине и, отдав почтительный поклон без суеты, –
О, наша общая Мать! – воскликнул я. – О чём твоя дума, твоё в нас участье?
Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты?
Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
       Женщина медленно обратила на меня свои тёмные, грозные глаза.
Губы её шевельнулись – и раздался зычный голос, подобный лязгу железа:
Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи,
Чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих, унося ноги.
   Равновесие нападения и отпора нарушено. Знаешь, 
Надо его восстановить на Белом Свете.
Как? – пролепетал я в ответ. – Ты вот о чём думаешь?
Но разве мы, люди, не любимые твои дети?
      Женщина чуть-чуть наморщила брови:
Все твари – мои дети, – промолвила она, –
И я одинаково о них забочусь,
И одинаково их истребляю,  до самого дна.
    Но добро, разум, справедливость, – пролепетал я снова.
 Это человеческие слова, – раздался железный голос, –
Я не ведаю ни добра, ни зла никакого,
В том моей жизни  основа;
   Разум мне не закон; и что такое справедливость?
Я тебе дала жизнь – я её отниму и дам другим,
Червям или людям, мне всё равно, любой у меня – гость,
А ты пока защищайся – и не мешай мне голосом своим!
    Я хотел было возражать,
Но земля – вокруг, как только её коснулся,
Глухо застонала и дрогнула!..
И я  проснулся.


Рецензии