Дорожный Джаз

"Я вошел сюда с помощью двери,
Я пришел сюда с помощью ног.
Я пришел, чтоб опять восхититься,
Совершенством железных дорог..."

                Б.Гребенщиков


С поры самой ранней юности люблю  пригородные электропоезда, в народе именуемые «электричками». Это ведь не просто поезд, доставляющий тебя из пункта А в пункт Б с каким-то количеством остановок.  Это – «блошинный рынок» на колесах и музыкальный передвижной театр. Ты сидишь в вагоне поезда, едешь в нужном тебе направлении, а он сам приходит к тебе.  Приходит красиво, мягко и ненавязчиво. Даря приятное и полезное, сколько сможешь взять ты.


Нет ни одного общественного транспорта столь же занимательного как электричка.  Сравните с любым другим – метро, троллейбусом, автобусом – и преимущество электричек как центра дорожного искусства и малой торговли станет очевидным.
Все в электричке, - даже  раздвижные двери тамбура, играющие роль театрального занавеса, -  благоустроено для этого.


Кто те люди, что предлагают нам свое дорожное искусство? Кто те торговцы «блошинного» рынка на колесах, что помогают нам не забыть купить мелкие и нужные вещи в хозяйстве? Во многом, по нашей действительности, это - творческие люди, волей судьбы, временно оказавшиеся певцами, музыкантами или торговцами «дорожного театра».


В начале 90-х, помню, один пенсионер нашел выгодное применение своих талантов в электричках Киевского направления Московской железной дороги. Видимо, наступивший пенсионный возраст, расцвет  перестройки и развала Союза,  в совокупности способствовали этому. Этот живой, умный и активный мужчина - пенсионер продавал газеты в электричке!

Продавал?!  Это слишком простое слово, чтобы описать всю красоту   его творческой активности.
 
Как он это делал!
 
 Каждое  утро, мужчина ездил на базу, брал разные популярные газеты, предварительно прочитывал их сам , делал пометки. Потом, в электричках, он неспешно, с неким шармом, одевал очки, брал в руку газету  и возглашал: «И о  чем пишут сегодня в газетах? Например, «Известия».  Далее, он  давал потрясающие ссылки и цитаты из разных газет, привлекая внимание читающей публики, заинтересовывал.  Ему чуть ли не рукоплескали люди в вагоне.  Газеты раскупались в миг. «Будьте добры. Пожалуйста» - говорил он,   выдавая газету заинтересовавшемуся покупателю - пассажиру.
 
Творчество? Импровизация?  Бесспорно!

Нынешние времена иные. Современные повторяющиеся и усиливающиеся экономические кризисы сделали свое неблагоприятное дело, заставляя людей чаще выживать, чем жить. Но… человек – существо творческое. И даже в самых лютых обстоятельствах жизни он не теряет, а напротив, укрепляет, усиливает и применяет свои творческие способности и дух,  импровизирует как в  красивой и умной джазовой композиции.

*  *  *

Был ясный солнечный летний день. Наступало, но еще не пришло,   время  самого светлого дня года. В тот день я припарковал автомобиль на одной из пригородных станций и поехал на заключение сделки на электричке.  Знал точно, что сделка будет, не знал в каком объеме.

Настроение, как и погода, было солнечным. Спать возле окна, уткнуться в книжку, плеер или какой другой электронный девайс было бы непростительным. Хотелось, как и обычно, не упускать драгоценные мгновения жизни, наблюдать мир, удивляться и радоваться ему.
 
Вскоре из-за дверей тамбура, как из-за занавеса «дорожной сцены», появилась женщина с акустической гитарой. Выглядела она молодо и светло, хотя, возможно, годов ей было не мало. Что-то все-таки есть  живое, светлое, неподдельно искреннее, глубокое в наших женщинах!

Она  исполнила  песню о России. С каким светом и теплотой, с какой искренностью и добротой сделала она это! В песне звучала вера в возрождение России, любовь к ней.

Любовь вопреки? Вопреки той социальной незащищенности, той социально-экономической ситуации, что сейчас здесь, в России? Той незащищенности, что заставила сейчас выйти сюда на «дорожную сцену» эту женщину?
 
Но разве мы любим Родину за политику или экономику? Или Родина – это наши красивые поля и полустанки, наш дух, наше творчество, сидящие рядом  или спешащие на улицах городов , люди, или вот эта дивная женщина –музыкант, так тепло поющая о своей Земле?

Исполнивши песню, женщина удалилась, собрав предложенные вознаграждения от зрителей - пассажиров.


Вскоре на той же «сцене» появился видный молодой мужчина. Хорош собой, атлетического сложения, подтянут, аккуратен. В нем чувствовалась уверенность и наблюдалась сопутствующая ей лаконичность. Казалось, вижу перед собой топ менеджера в одночасье потерявшего работу в кризис и временно промышляющего дорожной  торговлей. А что если бы  так? Не он  опустился до жизни такой, а собой, своим качественным подходом к делу, поднял сейчас качество  достойного дорожного сервиса. «Не место красит человека, а человек место». Лучше народной мудрости не скажешь.


Мужчина, в отличие от многих других дорожных торговцев, активно использовал технические средства: портативный динамик и элегантный wi-fi микрофон,   позволявшие ему не кричать и быть услышанным. Он провел уверенную лаконичную презентацию москитных сетей на магнитах. Вещь полезная в хозяйстве. Были заинтересовавшиеся. Стоимость предлагаемого товара отличалась от бытующей в электричках среднерыночной, в 100 рублей за единицу. Но, возможно, что товар включал в себя и качество сервиса, а за это стоит платить. Люди с пониманием отнеслись и платили.
 

И вот уже на подходе к Ярославскому вокзалу, на сцене нашего «дорожного театра» появился он, приятно выглядевший талантливый музыкант.   С собой он принес небольшой комплект аппаратуры – электрическая соло гитара, динамики,  магнитола с  записью аранжировки. Не торопясь, без суеты, парень настроил аппаратуру. Спокойно заявил: «Сейчас я исполню Вам композицию маэстро Карлоса Сантаны в джазовой обработке».

 
 Пальцы музыканта забегали по грифу гитары, полилась красивая инструментальная  композиция. Яркая, мягкая, глубокая, сокровенная. Но  шарм и красота были не только в самой музыке.   Музыкант походил на увлеченного ребенка, забавляющегося любимой игрушкой. Он наслаждался игрой, был вовлечен в нее,  наполнен радостью музыки.  Это неподдельное наслаждение передавалось  всем, слушавшим его. Таковых было не мало.


«Хорошо играет сынок» - прошептал в трогательном умилении пожилой мужчина, сидевший рядом со мной.

«Да, отец» - молвил я, в схожем состоянии души.


Сыграв композицию и увидев, что его творчество пришлось по вкусу многим, музыкант предложил еще одну, в качестве бонуса. Поездка подходила к концу, наша электричка вскоре должна была подъехать к конечной станции. Понимая это, парень сказал: «Если успею сыграть Вам полностью».

И он успел и подарил нам еще один дорожный джаз, отметив в конце: «Успел».

«Сейчас достанет шляпу для сбора вознаграждения?» - мелькнуло во мне – «Неужели так шаблонно?"

Шляпа явно не смотрелась бы, принижала бы музыкальное чудо действо, сводила бы его на нет...

Но… Музыкант и здесь оказался на высоте. Он предложил   купить его авторский диск по среднерыночной цене электричек, за 100 рублей. Красивый ход!

Люди покупали охотно. Купил и я. Хотелось вновь послушать этот красивый дорожный джаз, а может и не раз, и предложить послушать его другим. Что  и сделал позже.
 
 Изучив обложку купленного мной диска, узнал, что парня зовут Ренат. Что он любит творчество Карлоса Сантаны. Что он   сочиняет  и записывает свою инструментальную музыку.  Что раньше он пел со своей музыкальной группой... Как много рассказала обложка!

Весь тот светлый день мелодия дорожного джаза приятно звучала во мне. Настроение было солнечным.
 
К слову: в тот день сделка моя удалась и получилась приятно выше ожидаемой. 


*Фото из Интернета

 


Рецензии
Хорошо, что есть такие светлые люди.
С уважением, Виктор

Виктор Афсари   05.09.2020 02:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Сейчас езжу на машине, слушаю тот купленный диск и на душе светлей становится. Хорошо, что есть такие люди, как тот музыкант).

Успехов Вам, добра и удач.

Игорь Ко Орлов   05.09.2020 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 126 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.