Дорожный Джаз
Я пришел сюда с помощью ног.
Я пришел, чтоб опять восхититься,
Совершенством железных дорог..."
Б.Гребенщиков
С поры самой ранней юности люблю пригородные электропоезда, в народе именуемые «электричками». Это ведь не просто поезд, доставляющий тебя из пункта А в пункт Б с каким-то количеством остановок. Это – «блошинный рынок» на колесах и музыкальный передвижной театр. Ты сидишь в вагоне поезда, едешь в нужном тебе направлении, а он сам приходит к тебе. Приходит красиво, мягко и ненавязчиво. Даря приятное и полезное, сколько сможешь взять ты.
Нет ни одного общественного транспорта столь же занимательного как электричка. Сравните с любым другим – метро, троллейбусом, автобусом – и преимущество электричек как центра дорожного искусства и малой торговли станет очевидным.
Все в электричке, - даже раздвижные двери тамбура, играющие роль театрального занавеса, - благоустроено для этого.
Кто те люди, что предлагают нам свое дорожное искусство? Кто те торговцы «блошинного» рынка на колесах, что помогают нам не забыть купить мелкие и нужные вещи в хозяйстве? Во многом, по нашей действительности, это - творческие люди, волей судьбы, временно оказавшиеся певцами, музыкантами или торговцами «дорожного театра».
В начале 90-х, помню, один пенсионер нашел выгодное применение своих талантов в электричках Киевского направления Московской железной дороги. Видимо, наступивший пенсионный возраст, расцвет перестройки и развала Союза, в совокупности способствовали этому. Этот живой, умный и активный мужчина - пенсионер продавал газеты в электричке!
Продавал?! Это слишком простое слово, чтобы описать всю красоту его творческой активности.
Как он это делал!
Каждое утро, мужчина ездил на базу, брал разные популярные газеты, предварительно прочитывал их сам , делал пометки. Потом, в электричках, он неспешно, с неким шармом, одевал очки, брал в руку газету и возглашал: «И о чем пишут сегодня в газетах? Например, «Известия». Далее, он давал потрясающие ссылки и цитаты из разных газет, привлекая внимание читающей публики, заинтересовывал. Ему чуть ли не рукоплескали люди в вагоне. Газеты раскупались в миг. «Будьте добры. Пожалуйста» - говорил он, выдавая газету заинтересовавшемуся покупателю - пассажиру.
Творчество? Импровизация? Бесспорно!
Нынешние времена иные. Современные повторяющиеся и усиливающиеся экономические кризисы сделали свое неблагоприятное дело, заставляя людей чаще выживать, чем жить. Но… человек – существо творческое. И даже в самых лютых обстоятельствах жизни он не теряет, а напротив, укрепляет, усиливает и применяет свои творческие способности и дух, импровизирует как в красивой и умной джазовой композиции.
* * *
Был ясный солнечный летний день. Наступало, но еще не пришло, время самого светлого дня года. В тот день я припарковал автомобиль на одной из пригородных станций и поехал на заключение сделки на электричке. Знал точно, что сделка будет, не знал в каком объеме.
Настроение, как и погода, было солнечным. Спать возле окна, уткнуться в книжку, плеер или какой другой электронный девайс было бы непростительным. Хотелось, как и обычно, не упускать драгоценные мгновения жизни, наблюдать мир, удивляться и радоваться ему.
Вскоре из-за дверей тамбура, как из-за занавеса «дорожной сцены», появилась женщина с акустической гитарой. Выглядела она молодо и светло, хотя, возможно, годов ей было не мало. Что-то все-таки есть живое, светлое, неподдельно искреннее, глубокое в наших женщинах!
Она исполнила песню о России. С каким светом и теплотой, с какой искренностью и добротой сделала она это! В песне звучала вера в возрождение России, любовь к ней.
Любовь вопреки? Вопреки той социальной незащищенности, той социально-экономической ситуации, что сейчас здесь, в России? Той незащищенности, что заставила сейчас выйти сюда на «дорожную сцену» эту женщину?
Но разве мы любим Родину за политику или экономику? Или Родина – это наши красивые поля и полустанки, наш дух, наше творчество, сидящие рядом или спешащие на улицах городов , люди, или вот эта дивная женщина –музыкант, так тепло поющая о своей Земле?
Исполнивши песню, женщина удалилась, собрав предложенные вознаграждения от зрителей - пассажиров.
Вскоре на той же «сцене» появился видный молодой мужчина. Хорош собой, атлетического сложения, подтянут, аккуратен. В нем чувствовалась уверенность и наблюдалась сопутствующая ей лаконичность. Казалось, вижу перед собой топ менеджера в одночасье потерявшего работу в кризис и временно промышляющего дорожной торговлей. А что если бы так? Не он опустился до жизни такой, а собой, своим качественным подходом к делу, поднял сейчас качество достойного дорожного сервиса. «Не место красит человека, а человек место». Лучше народной мудрости не скажешь.
Мужчина, в отличие от многих других дорожных торговцев, активно использовал технические средства: портативный динамик и элегантный wi-fi микрофон, позволявшие ему не кричать и быть услышанным. Он провел уверенную лаконичную презентацию москитных сетей на магнитах. Вещь полезная в хозяйстве. Были заинтересовавшиеся. Стоимость предлагаемого товара отличалась от бытующей в электричках среднерыночной, в 100 рублей за единицу. Но, возможно, что товар включал в себя и качество сервиса, а за это стоит платить. Люди с пониманием отнеслись и платили.
И вот уже на подходе к Ярославскому вокзалу, на сцене нашего «дорожного театра» появился он, приятно выглядевший талантливый музыкант. С собой он принес небольшой комплект аппаратуры – электрическая соло гитара, динамики, магнитола с записью аранжировки. Не торопясь, без суеты, парень настроил аппаратуру. Спокойно заявил: «Сейчас я исполню Вам композицию маэстро Карлоса Сантаны в джазовой обработке».
Пальцы музыканта забегали по грифу гитары, полилась красивая инструментальная композиция. Яркая, мягкая, глубокая, сокровенная. Но шарм и красота были не только в самой музыке. Музыкант походил на увлеченного ребенка, забавляющегося любимой игрушкой. Он наслаждался игрой, был вовлечен в нее, наполнен радостью музыки. Это неподдельное наслаждение передавалось всем, слушавшим его. Таковых было не мало.
«Хорошо играет сынок» - прошептал в трогательном умилении пожилой мужчина, сидевший рядом со мной.
«Да, отец» - молвил я, в схожем состоянии души.
Сыграв композицию и увидев, что его творчество пришлось по вкусу многим, музыкант предложил еще одну, в качестве бонуса. Поездка подходила к концу, наша электричка вскоре должна была подъехать к конечной станции. Понимая это, парень сказал: «Если успею сыграть Вам полностью».
И он успел и подарил нам еще один дорожный джаз, отметив в конце: «Успел».
«Сейчас достанет шляпу для сбора вознаграждения?» - мелькнуло во мне – «Неужели так шаблонно?"
Шляпа явно не смотрелась бы, принижала бы музыкальное чудо действо, сводила бы его на нет...
Но… Музыкант и здесь оказался на высоте. Он предложил купить его авторский диск по среднерыночной цене электричек, за 100 рублей. Красивый ход!
Люди покупали охотно. Купил и я. Хотелось вновь послушать этот красивый дорожный джаз, а может и не раз, и предложить послушать его другим. Что и сделал позже.
Изучив обложку купленного мной диска, узнал, что парня зовут Ренат. Что он любит творчество Карлоса Сантаны. Что он сочиняет и записывает свою инструментальную музыку. Что раньше он пел со своей музыкальной группой... Как много рассказала обложка!
Весь тот светлый день мелодия дорожного джаза приятно звучала во мне. Настроение было солнечным.
К слову: в тот день сделка моя удалась и получилась приятно выше ожидаемой.
*Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №216012900969
С уважением, Виктор
Виктор Афсари 05.09.2020 02:52 Заявить о нарушении
Успехов Вам, добра и удач.
Игорь Ко Орлов 05.09.2020 11:03 Заявить о нарушении