Скрипка
«В деревню, где я жила, находящуюся в 3-х километрах от железнодорожного разъез-
да, в конце 1941г. поселили порядка десяти эвакуированных из Ленинграда семей. Их подсе-
лили, в основном к семьям, имеющим большие дома - пятистенки или расселяли в пустую-
щих домах и служебных помещениях. Приняли всех радушно, помогли обустроиться чем
могли: одеждой, продуктами питания. Не совсем грамотные сельчане называли их тепло:
«вакуированные».
«Гости», в большинстве, не оставались в долгу. Хотя были они все городские, непривычные к сельскому труду и образу жизни, но по мере сил, возможностей, участвовали во всех деревенских и колхозных работах. Но были и те, которые откровенно отлынивали от предлагаемых работ или делали совсем не то и не так, например, когда их привлекали летом к самой простой сельской работе – прополке, то они вместо того, чтобы удалять сорняки – выпалывали полезные культуры, в частности, морковь.
В числе приехавших была пожилая ленинградка, которая пожелала поселиться в подсоб-
ном отапливаемом помещении местной начальной школы. Она была слаба глазами, носила
очки с толстыми стеклами. У нее было мало вещей, но самой главной вещью – ее богатст-
вом, была скрипка в потертом футляре. Она вела уроки музыки и пения в школе.
Однажды я ее увидела в соседнем большом доме, где мы, девушки и молодые женщи-
ны, собирались зимними вечерами прясть нити – пряжи из шерсти и вязать теплые вещи,
часть из которых отправляли на фронт. Там я услышала чарующие звуки ее скрипки. Она играла то пронзительно жалобно, что у слушательниц текли из глаз слезы, то жизнерадостно весело и лица озарялись улыбками. Она также исполняла мелодии местных простых песен. Их воспроизводила один раз услышав, при этом улучшала, делала мелодии более выразительными. При этом она не исполняла бравурно – победные мелодии довоенных песен, восхваляющих сталинских летчиков –соколов и быстрых танкистов, которые в диссонанс с реальными событиями на фронтах продолжали по инерции в первые месяцы войны, как и в довоенное время, звучать из хриплых репродукторов, установленных на рынке в райцентре и включаемых в базарно – выходные дни.
Особенно запомнилась и тронула мелодия новой песни на слова Суркова «В землянке»,
которая брала за душу и все живое в человеке.
В перерывах между игрой на скрипке рассказывала о сказочном городе Ленинграде, о его дворцах, фонтанах, мостах на Неве и белых ночах. Девушки, рассевшись кругом, заворо-
женно слушали и все мечтали попасть в этот город, чтобы увидеть все своими глазами.
В 8-ми км от деревни находился райцентр и железнодорожная станция с рестораном, в
котором подрабатывала ночной уборщицей одна из сельчанок. Она рассказывала, что в ре-
сторане иногда вечерами выступают гармонисты и баянисты, которые быстро пьянеют и на-
чинают плохо играть – здорово фальшивить. Посетив наши посиделки –вечеринки, она пред-
ложила ленинградке выступить в этом ресторане, который одновременно был офицерской
столовой. Заведующий после выступления всегда обеспечит плотным ужином. Ресторан в основном посещали офицеры, так как в райцентре было много военнослужащих: находился военный госпиталь и формировались после обучения перед отправкой на фронт воинские подразделения.
Скрипачка согласилась, но не было у нее для выступлений не то что нарядов (которые
давно обменяла на хлеб) – не было добротной обычной одежды: на ее ногах были бурки,
некогда белого цвета, но изрядно изношенные, и большая шаль, дырявая во многих местах.
И вот, чтобы ей выехать на выступление – «выйти в люди», мы быстро связали ей новую белую шаль, а мой отец, в обмен на соль, выпросил у местного валяльщика белые чесынки.
Он же запряг лошадь с санями для поездки в райцентр, а я в качестве кучера доставила ее в ресторан. После выступления ей был накрыт богатый, по меркам войны, стол и дали про-
дукты на дом. Далеко за полночь я ее привезла домой.
Офицеры – медики, приходившие в ресторан, пригласили ее играть и в госпитале. Они
же говорили, что после ее концертов выздоровление у раненых шло намного быстрее».
Ленинградка предлагала моей матери научиться играть на скрипке, дала несколько уроков игры, говорила, что музыкант всегда заработает на кусок хлеба, но из-за отсутствия времени, своего инструмента не прониклась глубоко в необходимость обучения игре на
инструменте, о чем всегда жалела, особенно когда вела уроки пения в школе, будучи учительницей начальных классов.
Мою маму отправили в командировку на несколько месяцев на работы, связанными с возведением железнодорожной насыпи.
После возвращения не застала скрипачку – она, сказали, уехала.
Мама говорила: «Прошло столько времени, но в ушах звучит до сих пор ее музыка
победы духа над страданиями и злом».
11.05.2015г. Ильин М.И.
Свидетельство о публикации №216013001089
Алифтина Павловна Попова 08.03.2018 07:45 Заявить о нарушении
Ещё я написал в стихотворной форме о музыканте, получившем ранения в Афгане: "Аккордеонист в подзем-е МАРТАном переходе" и "В подземном ж.д. переходе".
Ещё раз поздравляю Вас с ПРАЗДНИКОМ 8-е МАРТА!
Заходите, ЖДУ!
Меркурий Ильин 08.03.2018 16:09 Заявить о нарушении
Алифтина Павловна Попова 08.03.2018 17:10 Заявить о нарушении