Кусочек Одессы у Южного Буга...

Моим коллегам НУНЦ ОНУ им. И.И. Мечникова, посвящаю

1

Конец  двадцатого столетия. Трудные девяностые годы, зарабатывать на жизнь я не могла уже полгода. Мой друг юности, Саша Песнякевич, который позвонил в нужный момент, как это бывает, предложил мне свою помощь в поисках работы.
В то время он работал преподавателем Николаевского учебно-научного центра – структурного подразделения Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова.

Он очень хорошо знал меня и моё отношение к работе, поэтому пообещал поговорить с директором этого Центра и «замолвить за меня словечко», сказав при этом, что краснеть ему, не придётся. Мне было приятно это слышать.

Прошло несколько дней. Долгожданный звонок от друга не заставил себя ждать. Мне была назначена аудиенция.  Александр уточнил, что директор Центра женщина - Семко Людмила Ивановна. В назначенный день и время я вошла в приёмную и поздоровалась. Секретарь – крупная женщина в больших и некрасивых очках, набирала какой-то текст на компьютере.

Посмотрев на меня, поверх своих очков, которые спустились на кончик её носа, она спросила:
- Вы, к Людмиле Ивановне? - присаживайтесь, пожалуйста.
- Да, к ней. Она назначила мне время для встречи, - ответила я и присела, на стоящие рядом несколько стульев. 
 
Секретарь отложила бумаги. Спросив, как меня представить, скрылась за дверью кабинета директора. У меня было несколько секунд, чтобы сделать пару глубоких вдохов, я волновалась. Взгляд мой бегло пробежался по приёмной и остановился на роскошном комнатном винограде, который обвил своими побегами половина приёмной у входа.

- Проходите, пожалуйста, - вернувшись на своё рабочее место, сказала секретарь.
Я подошла к двери и уверенно открыла её. Войдя в кабинет, я увидела симпатичную и ухоженную женщину, которая склонив голову над бумагами, что-то писала. Про себя я попросила: «Господи, помоги мне!».

- Здравствуйте, Людмила Ивановна, меня зовут Людмила Анатольевна, - представилась я,
- Александр Константинович, мне посоветовал обратиться к Вам по поводу работы в вашем учебном заведении. Я присела на предложенный мне стул, достала из сумочки свои документы и протянула их директору.

- Здравствуйте, давайте знакомиться, - предложила мне женщина-директор, от которой зависела дальнейшая моя трудовая деятельность.
Пока изучались мои бумаги, глаза мои быстренько пробежались по кабинету, где вершилась моя судьба. Письменный стол Людмилы Ивановны был завален бумагами, рабочий беспорядок говорил о том, что человек очень сильно загружен.

Телефон без умолку трещал, как сорока, благо секретарь вовремя отвечала на входящие звонки у себя в приёмной. Кабинет был просторным, цветы на окнах благоухали, и от этого становилось тепло на душе, за окнами лютовал февраль. На стенах висели картины, что придавало кабинету чувство комфортности. Чисто, аккуратно и всё было сделано со вкусом. Ясное дело, ведь директор - женщина!

- Ну что ж, судя по документам и записям в трудовой книжке, Вам приходилось работать с людьми, - сказала Людмила Ивановна и взгляды наши встретились.
- Да, я работала в частной фирме, которая готовила абитуриентов к
поступлению в высшие учебные заведения и с плавным переходом поступали в Киевские университеты. Также я занималась рекламой. Мне приходилось ходить по школам и рассказывать для выпускников о наших подготовительных курсах, - ответила я.

- Вот и хорошо, я хочу Вам предложить аналогичную работу. Специалиста, занимающегося рекламой нашего учебного заведения нет, поэтому я Вам предлагаю заняться именно этим направлением. С завтрашнего дня приступайте к работе, - улыбнувшись, предложила Людмила Ивановна.

У меня перехватило дыхание. Солнечный зайчик, светившийся в окне, вдруг коснулся руки этой милой женщины. Кольцо с лунным камнем на её пальце ответило отблеском, и я поняла, что моя просьба о помощи была услышана. Во всяком случае, я так себе это объяснила.

- Спасибо Вам большое, Людмила Ивановна, Вы никогда не пожалеете о том, что взяли мня на работу, - искренне ответила я.
- Посмотрим, - ответила она, улыбаясь.

Двери кабинета резко распахнулись, и вошёл невысокого роста мужчина в кожаной лётной куртке. «Наверное, бывший военный», - подумала я. Он попросил извинения за то, что прервал наш разговор, но ему нужно было решить какой-то безотлагательный вопрос.

- Да, кстати, Виктор Сергеевич, познакомьтесь, Людмила Анатольевна, с завтрашнего дня будет у нас работать методистом. Подумайте, пока временно, где будет её рабочее место, - попросила директор.

- Виктор Сергеевич, заместитель директора по хозяйственной части, - представился мужчина и протянул мне руку, – пожалуйста, не уходите, подождите меня в приёмной, поищем вместе, где завтра Вам сделать «посадку».
 
«Да, бывший лётчик, у мужа моего  тоже такая куртка», - отметила про себя я.
Я тут же попрощалась с Людмилой Ивановной и вышла из кабинета.

«Ура! Я буду работать! Я буду работать не покладая рук! Да и ещё где, в самом престижном месте нашего города. Сашка, друг мой, спасибо, спасибо, что помог мне!», - ликовала я.

2

Утром, как выразился Виктор Сергеевич, я временно «приземлилась» в отделе кадров. К моему счастью, там стоял пустующий стол. И как оказалось, я бросила там якорь на несколько лет, потому что, нет ничего постоянного, как что-то временное.

Хозяйкой кабинета по кадрам была Валентина Ивановна, она любезно пригласила меня занять теперь уже моё рабочее место, где я написала заявление о приёме на работу и заполнила необходимые бумаги для личного дела.

В кабинете была ещё одна сотрудница – Неонила Николаевна, которая целый день рассказывала о своих двадцати кошках, которые жили с ней в одной комнате. К вечеру у меня от её рассказов кружилась голова, и всё время меня преследовал кошачий запах, которым были пропитаны все её вещи.

Прошла трудовая неделя. Я постепенно входила в курс дела, изучила историю образования Одесского университета, собрала кое-какие данные по Николаевскому центру и была готова докладывать Людмиле Ивановне о своих проектах. Мною были разработаны рекламные буклеты, которые потом были представлены для абитуриентов.

Очень большую помощь мне оказывал Виктор Сергеевич, с которым я подружилась. Я часто забегала к нему, он мне много рассказывал, через какие преграды приходилось проходить этой мужественной женщине для того, чтобы начал работать Николаевский центр. А начинался он с нуля, в буквальном смысле слова.

Проработав недели две, меня вызвала к себе Людмила Ивановна. Представителей всех учебных заведений приглашали провести выездную «Ярмарку профессий», на которой я должна была выступить перед будущими абитуриентами, с рекламой о нашем университете.

Именно с этой поездки, началась для меня совершенно новая жизнь, в области образования. Шаг за шагом я постигала азы своей новой работы, узнавала новых мне людей. Какие они были все разные и удивительно интересные! Кандидаты наук, доценты, профессора и просто преподаватели.

Я восхищалась своим директором. Восхищалась её трудолюбием, выносливостью и самое главное, как она умела выходить из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Руководитель от Бога!

Позже, проработав несколько лет в Центре, я как-то позволила себе спросить у неё:
- Людмила Ивановна, Вы же знаете, сколько врагов окружает Вас. Как Вы можете так спокойно с ними общаться?
- А мне нужно просто работать, вот я и работаю, - чётко и конкретно ответила мне мой директор.

Детище, созданное этой сильной женщиной, разрасталось и крепло. Идея создания этнографического музея принадлежала Людмиле Ивановне, было выделено помещение, кстати, экспонаты для музея в основном были предоставлены из далёкой Черниговщины,  преподавателем украинского языка и литературы Натальей Александровной.

Работал физиотерапевтический кабинет для сотрудников, которые могли подлечить своё здоровье. Женщины объединившись, создали свой клуб, под красивым названием «Дива». Для отдыха коллектива создавались все условия. Мы часто выезжали на природу и исторические места нашего города.
 
Для студентов был создан культурный центр. Задачами центра стали: развитие различных форм студенческого художественного творчества; эстетическое воспитание студентов и организация их досуга.

Команда КВН «Все капитаны» в 1998 году стала дипломантом фестиваля команд КВН Украины «Приморский бульвар» в г.Одессе и добилась участия в составе 18 сильнейших команд в розыгрыше Кубка Ассоциации команд КВН Украины.

Любители танцев старательно отрабатывали «па» на занятиях ансамбля современного танца  «Шарм». В студенческом литературном клубе «Пегас», которым руководил член Союза писателей Украины, поэт Вячеслав Качурин, рождались поэтические произведения.

Он написал гимн нашему Центру, который пел всегда весь коллектив и студенты:

«Вот песни знакомый сюжет
О том, как встречает рассвет
В тиши николаевских улиц
Одесский университет.

Он юности нашей причал,
Начало всех наших начал,
Здесь лучшую девушку в мире
Однажды и я повстречал!

Припев:

К учебному центру
Зовём мы друг друга;
Всего в трёх минутах ходьбы
Кусочек Одессы у Южного Буга,
Ты часть нашей общей судьбы!

Здесь мы пробивались, мой друг,
К вершинам великих наук,
И здесь получали дипломы
Из добрых профессорских рук.

На свете счастливее нет
Весёлых студенческих лет.
Спасибо за  лучшие годы,
Одесский университет!

Ты песня мечты и труда,
Ты в утреннем небе звезда!
Тебя полюбил Николаев,
И эта любовь навсегда!


Отдых и работа всегда шли рядом. Праздники сменялись буднями. Помню, трудными и очень напряжёнными днями были, когда готовились для подтверждения IV уровня аккредитации.  В Центре должны были работать профессора, кандидаты наук.

Кадры подбирались по принципу: – «стерпится – слюбится». Людмиле Ивановне  приходилось терпеть тех, кого просто невозможно было видеть на расстоянии. Были и такие, которые за спиной плели интриги.

Каждый год, в день рождения Людмилы Ивановны, поздравляющие съезжались со всего города. Также присутствовали и первые лица. Очередь, чтобы поздравить директора, выстраивалась с самого утра. Каждый факультет и отделы тщательно готовились к этому событию. Писались красивые слова, сочинялись стихи. А цветов было море! 

Заведующая учебным отделом, Ирина Николаевна, эрудированная и интеллигентная, обладающая тонким чувством юмора женщина, отличалась своей оригинальностью, что-нибудь этакое она всегда придумывала. Она была в команде № 1, когда Центр только-только делал свои первые шаги.
 
В первый год моей работы, в июне месяце мне и Неониле Николаевне дали поручение принимать документы у абитуриентов. Так началась моя работа с молодёжью, которая в будущем должна была учиться у нас.

Это была первая моя приёмная комиссия. В остальные годы, по приказу директора меня назначали, ответственным лицом за приём документов для вступительных экзаменов. Я подбирала самых ответственных и исполнительных сотрудников. Работа кипела!

Желающих учиться в Николаевском учебно-научном центре Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова с каждым годом становилось всё больше и больше. Центр был не только учебным, но и научным. Людмила Ивановна всегда шагала в ногу с техническим прогрессом. Она не останавливалась ни перед какими трудностями. Креативные идеи воплощались в жизнь.

Так случилось, что инспектор по кадрам уволилась. Нужен был человек, занимающийся кадровой работой. На предложение попробовать себя в новом амплуа, я дала согласие. На тот момент ношу, которую я взваливала на свои плечи, была для меня непосильной, но я знала, что рядом со мной - мой директор, которая подскажет, поддержит, защитит.
 
Моей помощницей была архивариус, Любовь Васильевна – мудрая, ответственная и спокойная женщина. Я постепенно вникала в свою новую работу, научилась работать на компьютере. Порядок с документацией был наведён в кротчайшие сроки, правда, иногда мне и Любовь Васильевне приходилось работать в выходные дни, чтобы всё было выполнено в срок. Я радовалась тому, что ещё одна вершина мною была покорена. Гордость за свою работу – истинное счастье!

3

Новая идея построить свой спортивный комплекс, родилась у Людмилы Ивановны давно.  Она хотела, чтобы у студентов была возможность заниматься спортом в родных стенах университета, а не в арендованных помещениях.

Сказано – сделано! Только так было у нашего директора. За год был построен спортивный комплекс с большим тренировочным залом, а также был зал, где молодёжь могла подкачать свои мышцы на разных тренажёрах.

Была и группа здоровья, где студенты, которые по каким-то причинам не могли посещать занятия, занимались по облегчённой оздоровительной программе. За здоровье в Центре отвечала Зоя Петровна. Медицинский работник, которая была верна клятве Гиппократа и служила нам всем, строго придерживаясь первой и священной заповеди «Не навреди!»

Мы простые работники, которые выполняли каждодневную свою работу, не знали через какие перипетии Людмила Ивановна проходила. Позже она скажет: «Если бы я ждала, когда мне разрешат что-то сделать, мы бы ничего не добились. Приходилось идти на нарушения». А враги были рядом, они ждали, как ждут стервятники свою добычу, чтобы поживиться. 

Шло время. Николаевский учебно-научный центр отметил своё пятилетие. Праздник был грандиозным, в Русском драматическом театре собрался весь трудовой коллектив и студенты.

Ректор Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, выступил со словами благодарности. Людмила Ивановна вышла на  сцену, зал аплодировал стоя! Чествовали весь трудовой коллектив. Я на этом вечере получила грамоту от мэра нашего города.

За праздниками всегда наступают будни. Наша трудовая и студенческая жизнь продолжалась, казалось, что так будет вечно. Но среди коллектива началось какое-то «движение волн». Людмилу Ивановну всё чаще стали вызывать в головной ВУЗ – в г. Одессу.

Поползли слухи, что директор у нас будет другой. Вот тут и началось «брожение» массы, я называю это тремя словами – проверка на вшивость. Коллектив разделился на кучки: те, что были «за», те, что были «против» и, конечно же «воздержавшиеся», ну, как же без них.

Передать словами, что мы все тогда испытали просто невозможно, а что пережила эта мужественная женщина? Это, как говорят фотографы, остаётся за кадром.

Хочу ещё раз напомнить простую истину: предают самые близкие, кому ты доверяешь больше всего. Чужой не пойдёт на преступление. Вот так и случилось, предал тот, кто был рядом и ближе всех.  Куда-то исчезли приказы, которые должны были помочь Людмиле Ивановне. То, что эти приказы были, я знаю точно.

Среди коллектива уже обсуждалась кандидатура нового директора. Кстати этого человека все знали, так как он работал в своё время в нашем Центре. И знали, на что он способен. Людмила Ивановна тяжело всё это переносила, она заболела.

Был назначен день, когда должны были представить коллективу нового руководителя. Я металась, как птица в клетке, я не знала куда бежать, кому говорить и жаловаться. Все шушукались по углам. Мне хотелось кричать: «Люди, опомнитесь, что вы делаете?»

Накануне собрания, ко мне в кабинет зашёл один из преподавателей, которому я доверяла. Я попросила его: «Надо срочно что-то делать, нужно спасать нашего директора!»

К моему большому удивлению, когда я высказала ему свою позицию относительно нового директора, он, насупив свои густые брови начал кричать на меня. Ткнув в меня пальцем, сказал: «Ты здесь никто, сядь и умри, поняла?»

«Какой негодяй!», - подумала я. В эту минуту я хотела раствориться, чтобы не видеть, кто оказался по другую сторону баррикады, я знала, что многих людей мне придётся вычеркнуть из своего жизненного списка.

Собрание трудового коллектива проходило в большой аудитории, свободных мест не было. Цирковое представление набирало обороты. Грязь лилась рекой. Все сидели и молчали, слушали лицемеров, словно и не было этих пяти лет нашего университетского счастья.

Почему молчали? Почему коллектив не отстоял своего руководителя? А ведь громада ох, какие горы свернуть могла!

Я подняла руку, чтобы дали мне возможность выступить. Председатель собрания, из-под стола показал мне кулак. Рядом сидела со мной главный бухгалтер Центра, она с недоумением посмотрела на меня и прошептала: «Молчи. Ты что, тебе же надо работать. Алёша, твой ещё учится».

Как это молчи, когда уничтожают человека, который поверил в меня! По моей спине стекал холодный пот. Чтобы привести себя в чувство, я достала из кармана булавку и уколола себя в руку. Мне стало немного легче. Я мысленно готовилась к выступлению.

Сидящие за столом в президиуме, ехидно улыбались и кивали головами в знак согласия, выступавшему представителю из головного Вуза. Если бы я промолчала - это была бы не я. Промолчать значит предать человека, который дал тебе работу, уважение к самому себе.

Моя речь была не долгой, но я сказала всё, что хотела. Я благодарна была той женщине, которую на собрании стервятники, рвали на части. Зал молчал. Я слышала стук своего сердца. Работать мне оставалось в стенах Центра считанные дни, этим выступлением я подписала себе приговор. 

Недруги добились своего – «…кусочек Одессы у Южного Буга», т.е. наш Центр был ликвидирован, а студенты и весь преподавательский состав по приказу Министра образования Украины был присоединён к одному из университетов города…

… Прошло одиннадцать лет. Людмила Ивановна, пережив всю эту драму, сейчас прекрасно себя чувствует, она полна энергии и продолжает работать. Как говорят, что не делается, то всё делается к лучшему. Приняв её приглашение, я работаю в маленьком, замечательном коллективе, который радуется каждому прожитому трудовому дню.

Эти воспоминания я написала для того, чтобы люди смогли прочитать и познакомиться, пусть даже заочно, с университетом, который забыть не возможно. Создателем, которого, остаётся сильная, мудрая и удивительная женщина. Она идёт вперёд, несмотря ни на что. Она просто работает!

30.01.2016г.
г. Николаев, Украина          Автор - Людмила Трамбовецкая
   


Рецензии
Очень интересный и полезный материал; хотя и массовый. Мне приходилось переживать подобное не однажды. Можно развернуть в хорошую мемуарную повесть. Есть ошибки стиля и грамматики; но о том — лично автору. Ставлю «понравилось». Успехов автору!

Владимир Бородин 4   04.11.2017 06:33     Заявить о нарушении
спасибо, Владимир! я написала это как очерк в подарок своему руководителю.

Людмила Трамбовецкая 2   04.11.2017 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.