91. Набросок. О своеволии
Есть такой сюрприз-игрушка - чёрт из табакерки. И, образно говоря, именно о него поломали свои нимбы Платон и Фихте. Этот чёрт называется своеволием души и действия индивида, которое всегда присутствует, уменьшая разумность социальной свободы. Возникает существенное противоречие. Нравственность требует обуздания своеволия, но ведь речь идёт не просто об одном из тысячи, а о массе своевольных граждан и обуздать их можно только создав "казарменные условия жития", т. е. по сути уничтожить ту свободу, которая в то же время мыслится как цель общества и итог всяческого благополучия. Воспитать всех одинаково, чтоб и следствия из воспитания граждан были одинаковы для всех - это невозможно, люди не роботы, как бы кто-то не манипулировал их сознанием. Более того, манипуляции над сознанием, рост давления и насилия над индивидуальностью как раз приводит к ещё большему всплеску эгоистического и любого другого своеволия. Своеволие социально негативное сознание и поведение, которое субъективнно переживается носителем как нечто позитивное и для него полезное. Формально это любое противостояние единичного общему. Но если это противостояние морально, объективно полезно, мы говорим уже не о своеволии, а об индивидуальной свободе. И чем духовнее, опытнее, эрудированнее,мудрее такая индивидуальность, тем более она сплетается с истинной свободой, - свободой души и сознания. Недостаток такой свободы в том, что внутреннее перевешивает внешнее и следовательно, может слишком оторваться от него. Отсюда разрыв знания и жизни, личной нравственности в условия в общем безнравственного социума, когда как раз страсть к свободе делает индивидуальность изгоем в обществе и приносит ему более страдания чем наслаждения жизнью.
Рецензии