Елена - сияющая, светлая

   
 I
   С каких пор помню себя, бабушка всегда была старой… Ведь когда я родилась, ей было уже семьдесят лет. И она вырастила меня. Когда она ушла, мне шёл шестнадцатый год. Я уже училась и жила в другом городе, была самостоятельной и взрослой, (насколько можно быть в этом возрасте.) И я не сразу поняла,
что случилось… Что не стало  самого моего родного человека.
Да, она была роднее мамы, ведь мама всегда была занята работой, а я выросла с бабушкой, деда не стало, когда мне шёл девятый год. Баба понимала меня без слов, она не была сентиментально-ласковой, но тепло её круглосуточной заботы обо мне и было той безграничной и не проходящей любовью. И я не сразу осознала, что меня не встретит баба, когда я приеду домой, изредка такое выпадало и кроме каникул…

И теперь, по прошествии многих десятилетий, когда я сама стала уже бабушкой, у меня возникает в памяти её образ, я до мельчайших подробностей помню всё, что связано с моей дорогой бабой Еленой,  хотя за эти годы  и не подозревала,
что храню где-то в уголках памяти эти сокровенные знания. Я помню натруженные узловатые руки с длинными пальцами, выпуклыми венами и тонкой, как иссохший пергамент, кожей. Доброе лицо, испещрённое морщинками пережитого горя и времени. Глаза, почти чёрные с синеватым отливом и пронзительным взглядом. Улыбку, неожиданно появлявшуюся на строгом лице, и оно сразу светлело и становилось по-детски озорным. Её маленькую сухонькую фигурку, которая никогда не передвигалась просто шагом, всегда почти бегом…

 II

   Баба Елена была пятым ребёнком из восьми в семье дуройского казака Ивана Сергеевича Гантимурова.
Разница в возрасте между старшей сестрой Анастасией и младшим братом Иваном (был ещё старший брат Иван, и вместе с отцом в семье было три Ивана,) составляла двадцать шесть лет. Такие были в то время семьи. Село Дурой было приграничное с Китаем казачье поселение в Забайкальском крае.

   Елена Ивановна Гантимурова родилась в 1885 году, в июне 4 дня.
Казак Иван Сергеевич был с крепким хозяйством, зажиточный, разводил лошадей, как и многие забайкальцы, и часто выезжал торговать в Китай, в Хайлар или Харбин. Дочерей наряжал и баловал подарками, особенно была любимой Елена,
т.к. Анастасия была на много старше, а Татьяны не стало ещё в младенчестве, (видимо, поэтому о ней бабушка и не упоминала.) Но всю домашнюю работу по хозяйству дочери выполняли и были обучены всему. Особенно тяжким занятием было выделывание вручную овечьих шкур, из которых потом шили полушубки. Ещё из шерсти катали потники для лошадей и других нужд в хозяйстве,  тонкий войлок использовали для казачьих бурок. А казаков был полон дом…

   В двадцать три года Елену выдали замуж за казака Арсентия Николаевича Мунгалова. Однако, он был участником первой мировой войны и в 1916г. попал под газовую атаку, поэтому по возвращении с фронта он вскоре, тяжело больной,  скончался, а Елена овдовела. От первого мужа у неё было два сына, Боренька и Пронечка, которые умерли в раннем детстве, и дочь Улита (Ульяна) Арсентьевна.
   Вторым браком Елена Ивановна вышла за вдовца с пятью сыновьями Ефима Романовича Лыткина. От него она родила двух сыновей, Анатолия и Ивана, и дочь Лию, мою маму, (её бабушка родила уже в сорок пять лет.) Трудились на земле, не покладая рук, чтобы поднять девятерых детей.

               /продолжение следует/


Рецензии