Совок. Семилетка

    Возобновление  учебы.
Буквально на следующие дни после нашего приезда стали думать о моем устройстве на работу. После моей работы пастухом, для мамы и для бабушки было очевидно, что наилучшим вариантом для меня  будет более престижная работа в механической мастерской. Но Макар Семенович определил меня в школу, чтобы я мог получить аттестат хотя бы об окончании семилетки. У меня же была справка, что я уже учился в седьмом классе, и я в самом конце февраля пошел доучиваться в Аксайскую неполную среднюю школу. Так дядя Марк определил мою судьбу. Если бы не он, пошел бы я работать, осенью меня бы на 7 лет забрали в армию, и в 24 года я бы демобилизовался, не имея за плечами даже семилетки.
То, что мне не пришлось служить в армии, вызывает у меня особое отношение к тем, кто был на фронте. После войны в Московском театре Ермоловой я смотрел спектакль, осуждающий тех фронтовиков, которые требовали к себе особого отношения. В спектакле проводилась мысль, что к Победе шли все вместе, и Победа без героического изнурительного труда тыловиков была не достижима, поэтому включайтесь в общую работу и пойдем и дальше все вместе, каждый получая по заслугам. Для меня это был кощунственный спектакль. Всё-таки, для большинства тыловиков было счастьем, что они оказались (а некоторые добились быть) под броней. Да какое может быть сравнение между тыловиком, как бы тяжел не был его труд, и фронтовиком, в которого целились враги, чтобы его убить.
Секретари Обкомов, вся администрация, после войны должны были переселиться в бараки, а квартиры отдать фронтовикам, и жить в бараках до тех пор, пока все фронтовики не получат достойное жилье. Увы, Губернаторы сейчас живут во дворцах, а некоторые фронтовики умирают в лачугах (Новая Газета).

Совхоз Аксай на левом берегу  речки Аксайки, расположен в степной части Дагестана, не далеко от аула Аксай. Совхоз русскоязычный. Откуда привезли и поселили в бараках русскоговорящих, не помню, но об этом разговоры были. Не помню я среди работников совхоза и местных жителей. Вполне возможно, что привезенными заселяли пустующие земли. Жители аула и жители совхоза жили, как в разных государствах, не смешиваясь и не контактируя. От аула до совхоза 7 км. Аулы накрыты шапками фруктовых садов. В совхозе вдоль бараков тутовник, и была попытка иметь совхозный фруктовый сад, но, вероятно, в войну его забросили, и при мне не помню, чтобы там были фрукты. В совхозе я жил меньше года, так что в том, о чем рассказал, не уверен.
 Ровная полупустынная прикаспийская степь словно создана для орошения. Совхозные поля поделены на участки искусственными, до двух метров высоты, гребнями, по вершинам которых проложены канавы – арыки.
Вода из реки забирается в горах и самотеком течет по этим арыкам. Арык выше поля, так что на поле вода из арыка тоже выливается самотеком. Основной магистральный арык шел по правому берегу Аксайки. На совхозные поля на левом берегу Аксайки вода перебрасывалось в деревянном желобе через каньон, в котором течет река, по мосту – акведуку. Сама Аксайка у совхоза течет в глубоком глиняном каньоне. Высота яра над рекой до четырех метров, на противоположном берегу между обрывом и водой малюсенький пляжик. Это было любимое место для купания и загорания. Вода в реке быстрая, желтая, мутная. По утрам водовоз развозит эту воду к домам жителей и наливает ее в стоящие у домов бочки. Вода в бочках отстаивается и становится чистой и прозрачной, как горная река, пока она течет среди скал.
Речку кое-где можно перейти по колено, а в некоторых местах под обрывом она вымыла глубокие омуты, в которые мы с обрыва ныряли солдатиком, достигая при этом дна. Каждый день купаясь в быстрой глубокой Аксайке, я обрел в себе уверенность в воде.  Несмотря на быстрое течение, река зимой замерзала, и мы по ней катались на коньках. По гладкому без снега льду мы порой добегали почти до аула Аксай, который был в нескольких километрах выше по течению, но уверенности на льду я не обрел.
Летом 44-го в горах бурно стал таять снег, и Аксайка  из глубокого каньона вышла в степь, но и здесь ей мало было места между арыками.  Она на нашем берегу перелилась через арык и устремилась на ячменное поле, размывая промоины.
Люди бросились кольями, плетнем и мешками затыкать прорывы, стараясь спасти урожай. Сознание общности дела вызвало к действию самые лучшие качества людей.
Работали азартно, самозабвенно, дружно, весело.
За каждым из этих эпитетов конкретное содержание.
Азартно – не стали рассуждать, возможно, или невозможно остановить воду. Бросились останавливать –  а вдруг и в самом деле остановим.
Самозабвенно – забыли про холод в горной воде, про усталость, рисковали.
Дружно – помогали друг другу сразу без команды и просьбы.
Весело – веселость шла от азарта, от дружности, от сознания собственной значимости в общем усилии.   
Старшие заметили, что, стоя по грудь в холодной воде, я уже посинел, а топор, которым я забивал колья, уже вываливается у меня из рук. Мне  дали  повозку, чтобы я что-то подвозил.
Стоя в телеге, я с гиком проносился мимо дома девушки, в которую был влюблен, а вечером я был на единственном  свидании с ней. Мы стояли под  тутовником рядом со школой, я держал ее за локоть и говорил, озвучивая только ее имя: «Эля……. Эля……. Эля…». Я повторил его с десяток раз, не произнеся ни одного другого слова, пока она, сославшись на маму, не убежала.

Тем летом в совхозе случилось еще одно ЧП. Во время уборочной кампании, в совхозном клубе был выездной суд над комбайнером и шофером, которые в сговоре похитили из бункера комбайна центнер зерна. Дали им по пять лет, и поехали они, как контингент ГУЛАГа,  восстанавливать разрушенные войной города и заводы
Присутствующие в клубе совхозники не чувствовали по отношению к попавшимся ни осуждения, ни жалости: «Не повезло мужикам», и всё. Очень жалею, что не вслушивался и не запомнил, что говорили преступники, и что говорил защитник.
После суда в клубе осталась молодежь, и девушки пели военные песни, вроде:  «На позицию девушка провожала бойца» или «На рейде морском». В клубе постоянно проводили какие-нибудь мобилизационные собрания и после них оставались и пели. Мне очень нравилось, как они поют. Стоит перед глазами картина: пять, семь  девушек сидят в пустом зале и поют. Клуба самого не помню, а помню только эту картину. И школу помню.
Школа была в небольшом саманном домике. В нашем классе было человек двенадцать.
Школьники по выходным постоянно привлекались к работам на совхозных полях. Мы пололи хлопок, кукурузу.
Пололи мы с Валиком и свой огород, на котором были посажены кукуруза, арбузы, картошка.

Седьмой класс я окончил успешно. Подготовка в шестом классе Ленинградской школы дала крепкий фундамент, да и несколько недель, проведенных в седьмом классе, позволили мне по всем предметам, кроме русского и английского, получить пятерки. Но, как мне до сих пор казалось, при заполнении выпускного табеля было допущена ошибка, и по русскому мне в табель поставили пятерку, а по истории или по географии что-то пониже. По английскому я не был аттестован. 
После школьных экзаменов семнадцатилетних допризывников отправили  в военный лагерь. «Лагерь» располагался в одной из школ Хасавюрта. Формы нам не выдавали, мы были в своей самой плохой домашней одежде, чтобы не испортить ту, что могла еще послужить дома. Оружия нам тоже не выдавали.
Учили соблюдать строй, ползать, знакомили с уставом, и все. Абсолютная бессмысленность.
Вот стоим мы в степи под палящими лучами прикаспийского солнца, а  командир в полной форме прохаживается перед строем и зачитывает нам устав. Мы изнываем в пропотевших рубашках, а некоторые и без кепок.  Один из мальчишек, стоящих в строю, падает в обморок, а командиру жара нипочем. Может быть, юноша был без кепки. Может быть.
Изредка, во время полевых занятий на окраине Хасавюрта, раздается команда, я уж не помню какая, и мы бросаемся в реку прямо в одежде. Река быстрая, вода желтая мутная с илистой взвесью, глубина не выше колена. В воде лежат буйволы, и мы плюхаемся между ними и пьем. Буйволы не обращают на нас внимания и спокойно жуют свою жвачку, а мы среди них лежим, пока не будет подана новая команда. Вот коровы бы, наверное, вскочили, увидев бросившихся к ним 40 человек, а буйволы даже не пошевеливались.
На ночь выставлялись часовые – это входило в программу обучения, часовым выдавалась винтовка, но без патронов. Ой, как трудно не заснуть, когда знаешь, что охранять нечего, что это игра, но не с тобой, а над тобой. Я был один из тех, кто этого не ощущал и относился к этому серьезно, но удержать глаза открытыми, сидя в два часа ночи на посту в классе за партой – неимоверно трудно.
Рано утром, перед подъемом, «стоя на часах», я увидел, как местный из аборигенов пошел в уборную во дворе школы со специальным кувшинчиком (комган) для подмывания, как того требует исламская этика. Это, между прочим, хороший, полезный обычай. А как же он будет в армии? Да мало ли от каких полезных и нужных обычаев приходится отказаться в армии.
На одном из занятий по программе обучения было положено продемонстрировать нам психологическое воздействие на противника звука взорвавшейся гранаты. На этом занятии присутствовало несколько тыловых офицеров – им это тоже было интересно. Нас вывели на обрыв над рекой, и офицер бросил гранату, а она не взорвалась, и упала в воду на глубине сантиметров двадцать, тридцать, но в мутной воде ее было не видно. Оставить ее в реке было нельзя – ее могли найти дети.
В числе добровольцев, сделавших шаг вперед, был и я. Добровольцев на весь лагерь нашлось трое. Мне повезло – гранату нашел я, и мне объявили благодарность. Оказалось, что офицер забыл снять взрыватель с предохранителя. Теперь он сделал все, как надо, бросил гранату, и она взорвалась. После этого старший офицер объявил, что надо сбегать туда-то и найти того-то, чтобы тот пришел. Спросили добровольца, я опять вызвался и побежал, но того там не оказалось, и я пришел и сказал, что задание не выполнил. На что старший офицер сказал:
       -  Ну, как же не выполнил? Выполнил. 
Из всех команд, которые мы должны были усвоить за время обучения, наибольшее впечатление оставила команда: «Запевай!».
Кормили нас в одной из столовых города. По городу в столовую мы должны были идти с занятий или из «казармы» бодро и с песней. Мы плетемся, и раздается команда «Запевай!», а взвод молчит. Раздается команда: «Взвод!» – это значит, что мы должны поднять головы, расправить плечи и печатать шаг. Шаг стал немного тверже и раздается команда запевать, а взвод молчит. Тогда раздается команда: «Воздух!» – мы прямо на улице ложимся в дорожную пыль. Через некоторое время слышим: «Отбой, становись, шагом марш» и все повторяется сначала. Мы несколько раз проходим мимо столовой.
Столовая городская, для нас отведено определенное время, так что гонять до бесконечности офицер нас не может, поэтому результат получается разный, но чаще мы сдаемся и запеваем.

После школы и лагеря опять встал вопрос: что дальше?
Мы с другом решили идти в летное училище. Взрослые не возражали, полагая, вероятно, что конец войны был уже не за горами, пока учимся, смотришь, и кончится война.   
Направление в училище давал областной военкомат в Махачкале. В Хасавюрт мы шли пешком. Дорога –  та же широкая непаханая полоса, по которой нашу семью привезли в совхоз. Там, где весной земля была потверже, и где могли пройти трактора, теперь была глубокая колея с рытвинами, а там, где весной было мягкое, вязкое поле, теперь была гладкая, как асфальт, покрытая толстым слоем пыли дорога, по которой, поднимая густые клубы этой пыли, мчались с пшеницей из совхозов и аулов американские форды.
Ничего не стоило молодым семнадцатилетним юношам пройти налегке 30 км. Мы бахвалились, что, если захочется пить, мы можем по пути в ауле попросить: «су бар?». Местным для работы вне аула надо было учить русский, а русским, поселившимся на этих землях, не надо было учить язык этой земли.
Отправляясь в Махачкалу, я в своей головке фантазировал, сочиняя сцены приема и разговора в военкомате, и был уверен, что на результат повлияет мой «геройский» поступок в «военном» лагере по извлечению из воды гранаты. Вот и сейчас, вспоминая об этом, я расфантазировался, что в моих руках срабатывает взрыватель, я бросаю гранату в воду и кричу: «Ложись!». Т.к. граната взорвалась в воде, то осколки полетели только вверх. Это смешно, конечно, так фантазировать в семидесятилетнем возрасте. Ну, что ж. Ничего уже не поделаешь. Таков.
В военкомате, посмотрев на нас после того, как мы проговорили нашу просьбу, сказали, чтобы мы подошли к шкафу. «Вот дорастете до той метки, тогда и приходите». Друг, с которым я поехал в Махачкалу, был одного со мной роста.

Дядя Марк, будучи в Грозном (наш совхоз входил в Грозненский трест совхозов), разузнал, что Грозненский нефтяной техникум дает освобождение от армии, и узнал, что с моими отметками меня туда принимают без экзаменов.
Только сейчас я подумал, что пятерка в табеле по русскому была заботой обо мне. Если бы была тройка, то мне пришлось бы сдавать экзамены, и не было никакой гарантии, что я не получу двойки. Тогда бы техникум лишился своего будущего отличника и дезертира.
К началу занятий меня отвезли в Хасавюрт, дали с собой курицу, помидоров, хлеба и денег и посадили на поезд.
В Грозный я приехал вечером. Нашел техникум. Двери в техникум были закрыты и из-за дверей мне сказали, чтобы я приходил завтра.
Идти мне было некуда, постелил я поперек этой двери на пол пиджачок, под голову положил котомку и у этой закрытой двери спокойно заснул.

Этот текст, как и все опубликованные мною, является отрывком книги: « «Совок». Жизнь в преддверии коммунизма». Только что эта книга в электронном исполнении с иллюстрациями  поступила в продажу в интернет магазине «Озон» (8 800 234 60 06).


Рецензии