Двойник

   Аристарх работал служащим в фирме по производству мебели. Его холостяцкая жизнь разнообразием не отличалась: работа, чтение книг по вечерам, просмотр спортивных телепередач, по выходным - редкие походы в театр. Вот и сегодня, наспех поужинав после работы, он удобно уселся в кресло, намереваясь провести вечер за книгой.
- Аристарх, бегом сюда! Тебя кажут по телевизору, - неожиданно с усмешкой закричал сосед по коммуналке Петруха - вислопузый пожилой мужчина с пропитым лицом, - Смотри, смотри...
   Когда Аристарх появился в комнате соседа, то на экране увидел портрет мужчины лет сорока с округлым лицом, небольшой бородкой-подковой.
- Вот черт, действительно похож на меня, да и галстук вроде как мой: темно-синий с тонкими белыми полосками,- удивленно сказал вбежавший, почесав свою пышную светло-русую шевелюру.
   С экрана донеслось, что вчера, в двенадцать часов, на улице неизвестный покушался на жизнь крупного бизнесмена Леонида Матюковича, ранив его выстрелом из пистолета. По факту покушения проводится расследование.
-Слушай, Гандикапов, а если бы тебя перепутали с тем Матюковичем? У вас даже галстуки одинаковые, да и город наш хоть и миллионный, но...
-Тебе, Петя, пришлось бы хоронить меня с музыкой,- прервал соседа  Аристарх, но тут же похолодел. Представить себя в гробу он не мог. В сорок лет еще столько энергии, горизонты жизни кажутся розовыми, далекими, как звезды, несущие по ночам свет на землю.
   На следующий день сослуживцы отметили, что у Аристарха новый галстук: серый в мелкую горошину. День в фирме пролетел как обычно: прием заявок, заключение договоров. В течение дня Гандикапов неоднократно возвращался ко вчерашнему вечеру.
"Были двойники у Гитлера, Сталина, да и у других государственных деятелей. Причуда природы. Хорошего в том мало - быть похожим на кого-то, тем более, на известного человека. Могут и убить по ошибке,- размышлял наш герой, - А что, разве по ошибке мало убивают?"
   Идя по тротуару, домой, Аристарх заметил на противоположной стороне улицы мужчину, одетого в темные брюки и серую куртку. Он шел примерно с той же скоростью, что и Гандикапов, держа в руке пакет. Гандикапов свернул в арку, прибавил шагу. Заходя в подъезд, обернулся. В пролете арки мелькнула серая куртка незнакомца.
"За мной следит" - мелькнуло в сознании Аристарха. Он быстро вбежал по лестнице на третий этаж, открыл дверь. Только сейчас он заметил, что весь в поту. Выглянув в окно, увидел того мужчину, прогуливавшегося во дворе. Минут через тридцать, когда Аристарх  вновь посмотрел в окно, мужчины уже не было.
    Ночью спалось плохо. Аристарха кто-то преследовал во сне, но он благополучно скрывался, дважды просыпался с сильно бьющимся сердцем.
    Утром, идя на работу, Гандикапов вновь увидел мужчину в серой куртке. Тот подошел к молодой женщине из соседнего подъезда - Ольге, заговорил с ней о чем-то. Аристарх успокоился.
    В течение дня он опять несколько раз возвращался мыслями к тому раненому бизнесмену.
"Сколько похожих людей ходит по городу. У нас даже на работе Оксана и Лена как две близняшки. Конечно, когда присмотришься, найдешь и различие  во внешности. Киллеру же некогда присматриваться, - упорно лезли мысли в голову Гандикапова, - А если есть какой-нибудь негодяй, похожий на меня, с которым, скажем, кто-то решил расправиться, совершить самосуд?..."
    Вечером Аристарх зашел в магазин, обратился к продавцу отдела косметики:
-Мне бы краску ярко-рыжего цвета, ну, в общем, чтобы цвет волос после покраски был как у человека с рыжими волосами,- попросил он продавца.
"Рыжих в природе значительно меньше, чем темноволосых, шатенов и блондинов. Вот и я, окрасив волосы на голове и бороду, попаду в разряд редких экземпляров - рыжих. Теперь ни с кем не спутают",- размышлял он по дороге домой. Сегодня его, вроде, никто не преследовал.
-Аристарх, солнышко, а тебе рыжий цвет идет,- говорили в один голос сослуживцы одинокому мужчине, - может, какой женщине понравишься. Рыжие, они ведь теплее...
    Днем Гандикапову  кто-то позвонил. Когда он взял трубку, на его "алло" никто не ответил. Потом был еще звонок.
"Кто-то проверяет - на месте ли я,- испуганно подумал рыжеволосый".
-Солнышко,тебя к телефону, - сообщила Оксана Аристарху, - Что с твоим телефоном? Не могут дозвониться.
"Да что я все думаю, что меня кто-то ищет,преследует, хочет убить - поймал он  себя на мысли, закуривая сигарету, - Волос перекрасил , галстук сменил. О, идея! Курят у нас  многие, а вот пользуются трубкой - единицы."
    На следующий день Аристарх попыхивал трубкой, держа ее, как Шерлок Холмс. Едкий табачный запах чувствовался в коридоре.Сослуживцы терпели. Оксана же попросила Гандикапова ходить курить в туалет.
    Неприятность случилась вечером, когда Аристарх медленно брел по улице домой. Возле газетного киоска его ударил по плечу незнакомый мужчина, и с криком: - Мишка, кореш,ты ли это? - обнял, пахнув перегаром. Аристарх отстранился от него, с удивлением взирая на незнакомца.
-Вы ошиблись, мужчина, - проговорил он, немного отступая назад.
-Извини, мужик,- пробасил обознавшийся, - ты, в самом деле, похож на моего другана Мишку Кривощекова. На зоне вместе срок тянули.
    Мужчина еще раз извинился и как-то незаметно исчез.
"Все таки и рыжих путают. Вот и киллер может спутать,- вновь подумал Аристарх, - А если  этот Мишка Кривощеков был бы заклятым врагом того судимого мужчины с перегаром? Воткнул бы мне нож в спину, не задумываясь". Аристарх похолодел от этой мысли. Он представил резкую боль в спине, кровь...
-Мужчина, вам плохо? - участливо спросила проходившая мимо женщина, увидев бледное лицо Гандикапова.
-Нет, нет, все в порядке...
   Дома Аристарх обнаружил, что из кармана пиджака исчез кошелек. Хорошо, что там было немного денег. Это и успокоило. Просто его обвел вокруг пальца ловкий вор-карманник. Он долго смотрел на себя в зеркало, с удовлетворением отмечал, попыхивая трубкой, что уже не похож на того раненого бизнесмена со светлой шевелюрой, да и его бородка немного отросла.
"Пожалуй, я больше похож на художника. Куплю-ка мольберт, кепи, пиджак в клетку. Теперь-то я точно не буду похож ни на бизнесмена, ни на уголовника" - с удовлетворением отмечал Ганди- так его в детстве звали пацаны во дворе.
    На работе уже привыкли к причудам рыжеволосого сослуживца. На мольберт в первый день никто не обратил внимание. Когда Гандикапов стал появляться с ним  на работе в течение нескольких дней подряд, вопрос был задан: - Никак живописью балуешься?
    Что мог ответить сослуживцам новоявленный Питер Пауль Рубенс?
    Ответ все же пришлось давать: - Хожу на занятия в студию, хочу постичь мастерство живописца, - сказал он любопытным, после чего вопросов больше не было.
    Однажды, на улице, к Аристарху обратился мужчина по поводу написания портрета маслом. Внешность Гандикапова была яркая:чего только стоили золотистые волосы, бородка. Несомненно, по тротуару шествовал значительный живописец - так думал обратившийся мужчина.
    Аристарх немного прищурился, с сожалением произнес:
-Извините, у меня заказы уже на год вперед. Так что...
Он не договорил, но и так все было понятно.
    У Гандикапова стало спокойно на душе. Теперь его, действительно, ни с кем не путали. Правда, однажды, к нему подошел один из местных живописцев, спросил, не учились ли они вместе в академии художеств.
-Простите, нет,  - был ответ, и разговор на этом окончился.
    Наступила осень. Пожар листвы охватил почти все деревья. Огненная шевелюра Аристарха осень не напоминала - в нем чувствовалась  энергия, но взгляд был с грустинкой. Он был одинок. Гандикапов с собой мольберт уже не носил. Да и тот случай с раненым бизнесменом стал как-то забываться.
    В один из обеденных перерывов, Аристарх, находясь в кафе, почувствовал на себе пристальный взгляд. Когда он посмотрел в сторону входа, то увидел улыбающуюся физиономию друга юности Сашки Некрылова, который его неуверенно, но все же узнал. Друзья обнялись. Последовали вопросы: что, где, да как. Сели за столик.
-Ганди, а ты все такой же, цветущий,- сказал Сашка, отпивая пиво из кружки, - Сестренку мою, Верку, помнишь? Год, как  развелась. Детей не было, и мужик достался дерьмо: ревновал к каждому столбу, иногда распускал руки. Я с ним, правда, хорошо поговорил. Но Верке до сих пор кажется, что он за ней следит. Да, кстати, она как-то спрашивала о тебе. Что я ей мог сказать? Сам тебя не видел столько лет.
    Аристарху стало хорошо то ли от кружки выпитого пива, то ли от того, что о нем кто-то вспомнил. В молодости Ганди ухлестывал за Верой Некрыловой, но она была как-то равнодушна к нему, да и он не был настойчив.
-Слышь, Саня, а ты не врешь, что Вера обо мне вспоминала?
-Ей богу, не вру, - проговорил Некрылов, допивая пиво, -вот тебе моя визитка, звони. А волос не перекрашивай. Верке, наверняка, понравится.
О шевелюре Аристарха он обмолвился только в конце разговора, как бы в шутку.
    Гандикапов взял визитку друга, бережно положил в карман клетчатого пиджака. Распрощавшись с Сашкой, направился на работу. Он не шел, а летел. Радость переполняла его. Одинокие листья падали на пожухлую траву, выстилая причудливый орнамент. Аристарх на ходу раскурил трубку. Сделав несколько затяжек, потушил ее, подержал в руках, и, неожиданно, забросил в кусты. Порыв ветра сорвал с клена два ярко-красных листа и закружил их.
"Вот и кончился ваш короткий век,- подумал Аристарх, всматриваясь в синеющее небо, - нам же еще жить".

Март 2006


Рецензии
Александр, Вы не против, если мы возьмём этот рассказ в наш альманах - в "Жарки сибирские"?
С теплом, Петр Корытко

Пётр Корытко   05.02.2016 15:11     Заявить о нарушении
Согласен, Петр, на публикацию рассказа в альманахе. С теплом и уважением, Александр.

Александр Толстенко   05.02.2016 18:32   Заявить о нарушении
Не возражаю, Петр.

Александр Толстенко   13.03.2018 19:06   Заявить о нарушении