мамины уроки

Мамины уроки
 
Мама, увидев направляющегося к ней человека, обязательно улыбнется, еще не узнав, кто же это хочет с ней пообщаться. А позже, после счастливого момента узнавания, обнимет сына или дочь,  внука или правнука, обрадуется от всей души, так, что тепло станет на сердце у всех наблюдающих эту сцену. И так: открыто, искренне, по-доброму – всегда шла мама к людям. Это она научила нас - пятерых своих детей – называть односельчан только по имени-отчеству, а не усеченно, как бывает в деревнях. И дома нам можно было называть друг друга Вася, Надя, Руфа, Рая. Употребление вариантов имен на «ка» не просто не приветствовалось, а строго пресекалось. Помню: новоиспеченный жених впервые подъехал к дому наших родителей, знакомиться. Выглянув в окно, невеста удивилась неожиданному визиту: «Сережка приехал!» Тут же она услышала поправку мамы: «Не Сережка, а Сережа!» Вот так и закладывался стиль общения в семье.
Мне, как самой младшей, повезло расти и общаться с мамой дольше всех. Пусть не было у нас специальных посиделок с задушевными беседами, но зато были разговоры во время работы по хозяйству, когда мама хлопотала у печи, а я, уютно устроившись на порожке, рассказывала ей о своих впечатлениях от всего в моей жизни. И ни разу она меня не оборвала, не отослала от себя. Именно она учила меня добиваться цели: «Не решается задачка, а ты читай ее раз, два – пять раз читай, и тогда она тебе сама раскроется». Следуя ее совету, порой исписывала листок черновика с разных сторон решением одной задачи, начиная заново, если не получалось сразу.

Сколько вспоминаю детство, мама всегда в работе. Однажды летом мы ее даже потеряли: уже вся живность домой пришла, все накормлены, а мамы все нет. Наконец, появилась и она – коричнево-шоколадная от июльского солнца, усталая, но приветливая. Работала со стогометателем, стояла на стогу, когда укладывали сено. А припозднилась потому, что такой погожий день очень ценен, и не использовать его по максимуму ну никак нельзя было. Работы у мамы всегда было много; когда старшие брат и сестры были маленькими, они мамой звали бабушку, а родная мама была «мамой Олей». И только позже, когда они подросли, стали бабушку и маму звать по-разному.
Не помню такого, чтобы в доме не готовилась еда. Невозможно было представить, чтобы мама или бабушка сказала: «А я сегодня ничего не варила». Обязательно было что-нибудь горячее, приготовленное бабушкой, а позднее, когда та не могла долго стоять у плиты или печи, то мамой. Навсегда запомнились наши семейные завтраки, обеды, ужины. В 70-е хлеб пекли дома, и если к завтраку его не оставалось, то для папы из хлебного теста делали калачи и выпекали их «перед печью», на углях. Как же можно было хозяина отправить на работу без плотного завтрака с хлебушком! Обед подавался для всех, кто был в доме, и отговорки «я не хочу» совершенно не принимались. «Не ломай стол» - значит, уважай всех, кто живет рядом с тобой, уважай их труд и раздели с ними хлеб-соль. Так же и ужин. После трапезы – обязательное «спасибо» всем старшим, а папа всегда благодарил маму. Наверное, поэтому женский труд не казался чем-то второстепенным.

 А как весело у нас стряпались пельмени – наше коронное блюдо! У каждого члена семьи была строго определенная роль: папа готовит начинку, бабушка с мамой месят тесто, разделывает которое все женское население. Мы с сестрой наперегонки (чтобы папа с мамой, лепившие пельмени, взмолились: «Вы нас завалили, отдохните») работали скалками. Здесь особым шиком считалось положить под скалку кусочек теста и не притрагиваться к нему до тех пор, пока не разоскешь сочешок до нужной толщины. Орудуешь скалкой так, что кусочек сам поворачивается нужным краем. А папа с мамой наперегонки лепят пельмени. Мама, конечно, делает это быстрее, но поддается нарочно, медлит. Зато как весело, по-мальчишески озорно «дерет» за уши папа отставшую маму! 
Однажды в статье по психологии семейных отношений прочла мысль, показавшуюся мне парадоксальной: «Родители должны уметь защищаться от детей». Сначала была буря эмоций: «Как! От своих родных детей!» Потом, по зрелом размышлении, поняла справедливость этого замечания. Мы, дети, со своим максимализмом очень строго судили все действия близких. Мама умела сгладить остроту наших суждений, направить взгляд наш так, что мы жалели того, на кого только что «смертельно» обижались. И само собой, кажется, сложилось, что на маму обидеться было немыслимо, а уж поругаться, нагрубить – даже в голову бы не пришло. Да и папа нам никогда подобного бы не позволил. Очень давно наши родители договорились, а предложил это папа: «Ты, Оля, с девочками уж сама, а то у меня может грубо получиться. Я уж с сыном буду». Но все равно они воспитывали нас вместе. Отпрашиваешься в кино:
-Мам, можно я пойду?
-Спросись у отца.
Папа во дворе что-то мастерит.
-Пап, можно в кино?
- А у матери спросилась?
И если «да», то можно. И так каждый раз. И это не было чем-то обременительным: так, обычный семейный ритуал.

Позднее, когда  стала студенткой, мне было мучительно стыдно учиться плохо. А достигли этого родители очень просто: они высылали мне, вчерашней школьнице, астрономические суммы – по 100 рублей в месяц. Кто помнит 70-е, тот меня поймет. Моя мама на разных работах  получала зимой, бывало, по 36 рублей в месяц, а папа зарабатывал, конечно, больше, но я-то понимала, что высылают они мне огромную сумму. Как же можно было их подвести?

А вот теперь пришло время познакомить читателей с моей мамой, хотя многие ее, наверное, уже узнали. Зовут ее Жекина Ольга Авдеевна, она – старейший житель деревни Западная, ей уже 83 года. Вместе с папой они вырастили пятерых детей, а сейчас у мамы 15 внуков и 19 правнуков, которые знают, что они – одна семья. И это, наверное, один из главных итогов и уроков маминой жизни.
      Маме               
Сколько добрых морщинок у глаз               
Вновь улыбка тебе собрала,               
А в душе не иссякнет запас               
И любви, и добра, и тепла.               
Даришь людям улыбку свою,               
Слово доброе каждому есть,               
И поэтому добрых людей               
Вкруг тебя, мама, просто не счесть.               
Все спешат тебе чем-то помочь,               
Услужить хоть бы самую малость.               
И солидное бремя годов,               
Для тебя будто даже не в тягость.               
        Оптимистка до мозга костей-
        Таких мало, наверно, найдется-
        Свято веришь в добро и в людей,
        И по вере тебе воздается.
Из твоих наград я бы медаль
«Материнство» опять бы вручила,
За желание жить, за любовь,
Что ты детям и внукам дарила.
За желание жить, за любовь,
Что всю жизнь ты всем людям дарила!

Г.В. Панькова,     с.Меркуши
Ноябрь 2009


Рецензии
Галина Васильевна,мне очень понравилось.А я вот никак не могу насмелиться писать о маме.А Вы нашли нужные.точные слова.Читаю и плачу.Какие же наши мамы простые женщины могли вырастить и воспитать ,выучить ,поставить нас всех на ноги.А в семье было по пять -шесть детей.Спасибо Вам за наших мам.

Людмила Алексеева 3   30.01.2016 21:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.