Восточно-Прусская операция-1-8-5-7-3

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-5-7-3.

Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).


Городские ворота Кенигсберга. Продолжение.

«Закхаймские ворота». 1855-60 г.г. Автор неизвестен. Литовский вал, 59. (119).

Закхаймские ворота (Московский проспект). Построены в 1853 г., украшены барельефами прусских генералов Йорка и Бюлова. (7).

Закхаймские ворота — соединяли город с древним прусским поселком Закхайм. Построены в середине XIX века на месте старых ворот. Ныне они превращены в торговый склад. По этой причине горожанам на узком тротуаре Московского проспекта приходится прижиматься к стене, проходя мимо них. (http://www.klgd.ru/city/history/gubin/k31.php).

Закхаймские ворота. Литовский вал, 59-61 (Литауэр Вальштрассе, Тапиауэр Штрассе). Сейчас - склад магазина стройматериалов. Строительство - 1855 - 1860 гг. Архитектор - неизвестные военные инженеры. (kenig.amasonit.ru).
Закхаймские ворота были возведены в 1855-1860 годах на месте старых Закхаймских ворот. (Ныне – пересечение Московского проспекта и улицы Литовский вал). С "городской" стороны ворота были украшены медальонами Йорка и фон Бюлова, крупных прусских военоначальников времен наполеоновских войн. На одной из гравюр XIX века эти ворота даже обозначены как "ворота Йорка" (Yorcktor). Сейчас медальоны не сохранились, а внутри ворот располагается складское помещение. (www.konig750.narod.ru).

Новые Закхаймские ворота были возведены в 1855-1860 годах на месте старых Закхаймских ворот. Авторы постройки - военные инженеры, имена которых не известны. Эти ворота отличаются от Штайндаммских или, например, Фридландских ворот по формам и стилю - мощные пустые внутри башни имеют не только декоративное, но и оборонительное значение, а готические декорации сведены к минимуму.
В 1910-х годах, когда часть оборонительных укреплений была выкуплена муниципалитетом у военных, ворота как бы были "обрезаны" по воображаемым линиям между центральными башнями (о первоначальном их состоянии мы можем судить по имеющимся чертежам и фотографиям).
С "городской" стороны ворота были украшены медальонами Йорка и фон Бюлова, крупных прусских военначальников времен наполеоновских войн. На одной из гравюр XIX века эти ворота даже обозначены как "ворота Йорка" (Yorcktor). Сейчас медальоны не сохранились, а внутри ворот располагается складское помещение. (51).

Закхаймские ворота. Сооружены на месте старых во¬рот. На них были помещены горельефы генералов Йорка и Бюлова. О генерале И.Д. Йорке (1759—1830) мы уже  говорили. Добавим, что в Кенигсберге был еще один памятник Йорку, стоящий перед нынешним стадионом «Балтика». А о соратнике Йорка генерале Бюлове скажем, что он оказался рядом с Йорком не только в боях и в горельефе на Закхаймских воротах, но и на плане города. Бюлов-штрассе проходила рядом (параллельно) с улицей Йорк-штрассе. Ныне эти улицы носят соответственно названия Стекольной и 1812 года. И по-прежнему находятся рядом. (120).

Закхаймские ворота - около 1855 года (ныне - филиал Музея Мирового океана). Ворота находятся на пересечении Московского проспекта и Литовского вала. Само название ворот происходит от старинного прусского поселения, которое когда-то располагалось в этом месте и называлось Закхайм ( в переводе носильщик мешков).
Они входили в первое вальное укрепление вокруг города. При строительстве второго вального укрепления в середине XIX века были реконструированы неизвестными военными инженерами. Реконструкция длилась с 1855 до 1860 года. Ворота имели одну проезжую часть в виде двухцентровой арки. Для пешеходов были предусмотрены боковые переходы. В состав ворот входили помещения для караула, боевые казематы и вспомогательные комнаты. Через амбразуры казематов прикрывалось оружейным огнём предмостовое пространство. С внешней стороны ворот, за мостом, через ров с водой, находился мощный блокгауз с амбразурами круговой обороны. Пролёт моста, который примыкал к воротам, был подъёмным и осуществлялся при помощи тросолебёдочной системы. Есть и архитектурные особенности Закхаймских ворот, которые отличали их от других ворот города. Внутренний портал украшен крабами и крестоцветом, по краям стоят две полубашни, которые на уровне зубчатого парапета переходят в башни. В башнях, в двух уровнях , имеются по одной бойницы, а наверху целый круговой пояс, который создавал возможность кругового обстрела. Покрытия башен выполнены в виде сферического купола. В архитектуре такой приём называется барабаном. По периметру барабана между бойницами расположены ниши в виде латинского креста. Его ещё называют крестом Запада или крестом Жизни. С внешней стороны ворот в замке свода раньше был изображён Чёрный Орёл. Орден Чёрного Орла считался высшей наградой Пруссии. Он был утверждён в Кёнигсберге 17 января 1701 года королём Фридрихом I , а девизом ордена были слова «Каждому своё». Реконструкция Вальных укреплений в 1910-1912 г.г. Над входом висел Герб Восточной Пруссии - Одноглавый Черный Орел. Закхаймские ворота сейчас имеют статус памятника федерального значения, но в воротах до сих пор располагаются склады и восстановлением никто не занимается.
Закхаймские ворота. В конце бывшего Закхайма… находились старые городские ворота, которые строились первыми из восьми и выглядят особенно тяжеловесно. Именно через них вечером 8 января 1813 года в Кенигсберг въехал никем не узнанный генерал Йорк фон Вартенбург в сопровождении 50 "чёрных гусар". А 5 февраля он обратился к представителям восточно-прусских сословий с призывом начать вооружение народа для выступления против Наполеона. Накануне, 30 декабря 1812 года, под Таурогненом генерал Йорк заключил с генералом фон Дибичем, находившимся на службе в русской армии, знаменитое соглашение о совместных действиях против французских войск. В результате русские и немцы объединились в войне против Наполеона, доведя её до победного конца. Большой вклад в эту победу внёс генерал Бюлов, принявший участие во многих битвах, в т.ч. у Лейпцига и Парижа, и способствовавший созданию народного ополчения. Генералы Йорк и Бюлов увековечены В. Штюрмером в медальонных портретах, которые находились ранее на Закхаймских воротах. Рядом были улицы, названные в их честь. (51).

Закхаймские ворота, построенные около 1855-1860 гг. и названные так по месту расположения в городском районе Закхайм («Заплечный мешок»). Изначально ворота представляли собой целый комплекс с большим проездом готической формы. По сторонам от башен располагались помещения для охраны и казематы для технических нужд, разобранные после Первой мировой войны.
В отличие от других ворот, где башенки выполняли чисто декоративную функцию, башни Закхаймских ворот имели и оборонительное значение: внутри башен находятся винтовые лестницы, по которым в случае необходимости можно было подняться наверх. Со стороны города, сверху находились два медальона с портретами генералов времен наполеоновских войн Йорка и Бюлова, а с внешней стороны ворота были украшены изображением черного орла. (http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).

Реставрация изрядно запущенного строения началась в сентябре 2007 г. Планируется, что после приведения ворот в относительный порядок здесь обоснуется федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии». ФГУ не исключает, что часть площадей отдадут под музей старинных весов и измерительных приборов. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).

Бранденбургские ворота. Калининград, ул. Багратиона, д. 160, на карте 1.41 км до центра города.
Бранденбургские ворота (ул. Багратиона). Построены в 1862 г., украшены барельефами генералов Бойена и Астера. (7).

Бранденбургские ворота. На них установлены горельефы генералов Л.Л. Бойена (1771—1848) и Э.Л. Астера (1778—1855).
Генерал Бойен — участник военных реформ в Пруссии, в период 1814—1819 гг.— военный 4 министр затем покинул этот пост из-за разногласий с королем, но с 1841 года опять стал военным министром. О генерале Астере мы уже писали — он один из авторов второго вального укрепления. (120).

«Бранденбургские ворота». 1860 г. Автор: Август Штюлер. Ул. Багратиона, 137. (119).

Бранденбургские ворота — название получили по выезду из Кенигсберга в сторону Бранденбурга (ныне поселок Ушаково). Возведены в середине XIX века на месте старых ворот постройки начала XVII века. Над проезжей частью установлены горельефы. Слева — генерал Людвиг Леопольд Германн фон Бойен (1771—1848) — участник войны с Наполеоном и военный реформатор. Справа — военный инженер, генерал-лейтенант Эрнст Людвиг фон Астер (1778—1855) — автор проекта 2-го вального укрепления и всех ворот. Бранденбургские ворота — единственные, сохранившие свое первоначальное предназначение, находятся на пересечении улиц Багратиона и Железнодорожной. (http://www.klgd.ru/city/history/gubin/k31.php).

Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году на месте одноименных ворот первого вального укрепления (редкий случай - сохранилось их изображение - статья "Первое вальное укрепление"). Авторы конструкции ворот - поименно неизвестные военные инженеры, проект фасада разработан архитектором Августом Штюлером. Название этих ворот можно толковать двояко - с одной стороны, через них проходит дорога к орденскому замку Бранденбург (пос. Ушаково), с другой стороны - эта же дорога ведет в немецкую землю Бранденбург. Во всяком случае, они не имеют ничего общего с Бранденбургскими воротами в Берлине.
Сейчас это единственные из сохранившихся кёнигсбергских ворот, через которые еще проходит движение транспорта и даже трамвайные пути. Боковые казематы были, скорее всего, переделаны под проходы для пешеходов, теперь же они опять заделаны кладкой.
На стороне, направленной к городу, до сих пор сохранились два портретных медальона работы скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Слева изображен военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, герой наполеоновских войн, справа - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и один из авторов проекта второго вального укрепления. (51).

Бранденбургские ворота были сооружены в 1657 году. Спустя столетие, на этом же месте было возведено кирпичное строение с двумя широкими проездами. Ворота являлись прочной защитой Калининграда. В 1843 году здесь проводились ремонтные работы, после которых ворота практически полностью были изменены, оформлены декоративными фронтонами, гербами, медальонами, цветами из песчаника. Архитектурное сооружение выполнено в стиле неоготики. Ворота, по-прежнему, выполняют свою транспортную функцию.
Бранденбургские ворота возведены примерно в 1860 году. Ворота были названы по расположенному к юго-западу от Кёнигсберга населенному пункту Бранденбург (пос. Ушаково), в свою очередь получившему название от немецкой земли Бранденбург. Это единственные ворота, сохранившие до сегодняшнего момента свою функцию: через них до сих пор осуществляется движение транспорта. Ворота имеют два проезда и казематы для охраны.
С внешней стороны ворот сохранились два рельефных изображения «прусских орлов» - основы гербов Пруссии и Германии.
С городской стороны на фронтонах находятся портретные медальоны: слева изображен военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, герой наполеоновских войн; а справа - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн, автор проекта модернизации кенигсбергских укреплений (второго вального укрепления), вдоль которых мы сегодня и совершили прогулку.

Бранденбургские ворота… возведены в середине XIX века на месте старых ворот постройки начала XVII века. Над проезжей частью установлены горельефы. Слева — генерал Людвиг Леопольд Германн фон Бойен (1771—1848) — участник войны с Наполеоном и военный реформатор. Справа — военный инженер, генерал-лейтенант Эрнст Людвиг фон Астер (1778—1855) — автор проекта 2-го вального укрепления и всех ворот. Бранденбургские ворота — единственные, сохранившие свое первоначальное предназначение, находятся на пересечении улиц Багратиона и Железнодорожной. (http://zabolotnov.livejournal.com/42986.html).

Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году на месте одноименных ворот первого вального укрепления…  Авторы конструкции ворот - …неизвестные военные инженеры, проект фасада разработан архитектором Августом Штюлером. Название этих ворот можно толковать двояко - с одной стороны, через них проходит дорога к орденскому замку Бранденбург (пос. Ушаково), с другой стороны - эта же дорога ведет в немецкую землю Бранденбург. Во всяком случае, они не имеют ничего общего с Бранденбургскими воротами в Берлине… Боковые казематы были… переделаны под проходы для пешеходов… На стороне, направленной к городу, - …два портретных медальона работы скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Слева изображен военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, герой наполеоновских войн, справа - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и один из авторов проекта второго вального укрепления. (51).

Бранденбургские ворота. В конце бывшей улицы Форштедтише Ланггассе (сегодня - часть Ленинского проспекта), …начинается улица, которая называлась раньше Альтер Гартен (Старый сад). Сегодня это часть улицы Багратиона. В конце улицы находятся… Бранденбургские ворота Кенигсберга… На воротах… находились два портретных медальона, изображающие генерал-фельдмаршала фон Бойена и генерала инженерных войск фон Астера. Генерал фон Астер принимал участие в разработке проекта единой системы оборонительного обвода вокруг Кенигсберга в 40-е годы XIX века.
Генерал фон Бойен сражался против Наполеона, имел блестящую военную карьеру: дважды занимал пост военного министра. Скульптурные рельефы обоих генералов были созданы скульптором В. Штюрмером, произведения которого украшали раньше все кёнигсбергские ворота. (51).

На… улице… Багратиона (бывш. Alter Garten Stra;e) расположены… Бранденбургские ворота (нем. Brandenburg Tor) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.
Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.
Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург. Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».
Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.
Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» — римскими фронтонами с гранеными башенками — «фиалами». Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника — «крабами», а навершия — «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами. «Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны — гербами. Автор скульптурной пластики — Вильгельм Людвиг Штюрмер.
Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).
Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...
Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.
Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...
Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот — безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, так же, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).

Бранденбургские ворота (около 1860 года). В конце улицы Форштедтише Ланггассе (сегодня часть Ленинского проспекта), примерно в юго-западном направлении начинается улица, которая раньше называлась Альтер Гартен (старый сад). Сегодня это часть улицы Багратиона, в конце которой находятся знаменитые Бранденбургские ворота. Это единственные в городе ворота, которые не утратили своего прежнего назначения, то есть - проездные . Название своё ворота получили от населённого пункта Бранденбург (ныне посёлок Ушаково) - старинной орденской крепости в устье реки Фришинг (Прохладная). Ворота были построены в 1860 году и входили в состав второго вального оборонительного обвода, на этом участке он совпадал с первым обводом. В конструктивном отношении Бранденбургские ворота очень похожи на другие ворота города. Незначительно изменены при реконструкции Вальных укреплений в 1910-1912 г.г. В 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения.
Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году. Проект фасада разработал архитектор Август Штюлер. На стороне, направленной к городу, сохранились два портретных медальона скульптора Вильгельма Людвига Штюмлера: слева - военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, слева - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и автор второго вального укрепления крепости Кёнигсберг. Название ворот можно толковать двояко: первое - через них идёт дорога к орденскому замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково); второе - та же дорога ведёт в немецкую землю Бранденбург. Но они ничего общего не имеют с Бранденбургскими воротами в Берлине. (www.konig750.narod.ru).

Бранденбургские ворота остаются единственными, которые используются сегодня по своему прямому назначению – через них идет поток транспорта. В советское время в воротах была популярная в народе пивная. Сегодня в помещениях расположен офис и магазин. Состояние ворот оставляет желать лучшего, они явно требуют если не капитальной реставрации, то хотя бы хорошего косметического ремонта. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).


Продолжение: http://proza.ru/2016/02/06/1599.


Рецензии